И с: т о ч п и к: Основы аудита / Под ред. проф. Я. В. Соколова. М.: Бухгалтерский учет, 2000
С 1940 г. процедуры проверок стали четко проводиться по единым профессиональным стандартам (об аудиторских стандартах пойдет речь ниже).
Что же представляет собой аудит и сторона, в отношении которой он проводится? Существует множество определений понятия «аудит»[7]. Приведем некоторые из них.
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» дает следующее определение, носящее обязательный характер: «Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг».
Комитет Американской бухгалтерской ассоциации по основным концепциям учета дал несколько более широкое определение аудита: «Аудит — это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событияхустанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям[8].
Данное определение содержит следующие ключевые моменты:
• оценка должна быть объективной, т. е. независимой от влияния субъективных факторов — администрации, собственников, работников компании;
• аудитор определяет степень соо тветствия данных, представленных в отчетности, реальным данным, т. с. выражает свое мнение по поводу верности и обоснованности информации, содержащейся в отчетах, а не подтверждает абсолютную точность представленных данных;
• проверка совершается в интересах определенных лиц, поэтому аудитор точно определяет, в какой мерс проверенные факты соо тветствуют критериям и стандартам (в международной финансовой отчетности такие критерии общепринятые принципы бухгалтерского учета).
Это определение позволяет распространить понятие «аудит» на большее число организационных проблем, что и произошло в зарубежном менеджменте в 1980-1990 гг., а сейчас получает развитие в России.
Под экономическими субъектами понимаются (независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности) организации, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и др.), банки и кредитные учреждения, а также их союзы и ассоциации, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность. К экономическим субъектам относятся также аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно.
Предметом аудита может быть одна или совокупность организационно-экономических проблем, связанных с функциональной деятельностью фирмы. Это финансово-хозяйственная деятельность, менеджмент, проблемы социально-трудовой сферы и т. п.
Аудитор — физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством, и аттестованное в установленном порядке на право осуществления аудиторской деятельности, т. е. специалист, имеющий квалификацию для аудита и способный проводить анализ и оценку таких объектов в системе управления, которые не поддаются непосредственному измерению (см. приложения 1 и 2).
Аудитируемая (проверяемая) организация или аудитируемое (проверяемое) подразделение — организация или подразделение, где проводится аудит.
Основная задача аудита — обеспечение клиента аналитической информацией па основе проведенного диагностического исследования. Характеристики диагностического исследования определяют общие направления аудита. Направленность диагностического исследования определяет его возможный инструментарий и методы обследования.
Цель диагностики:
• детально и глубоко изучить проблему (проблемы), стоящую перед организацией;
• выявить факторы и силы, влияющие на нее;
• подготовить всю необходимую информацию для принятия решения, как организовать работу по ее разрешению.
Во многих случаях проведение диагностики позволяет определить пути решения рассматриваемой проблемы; установить, обладает ли организация необходимыми временными, материальными и финансовыми ресурсами, а также технической квалификацией, необходимой для решения проблемы.
Сторона, в отношении которой проводится аудиторская проверка, представляет собой экономический субъект, обязанный составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нацеленность аудита на предоставление объективной и профессиональной информации определяет особую полезность аудита как формы диагностики, выделяет его из всей разновидности методов последней.
Аудит и аудиторская деятельность
Аудиторская деятельность (в отличие от аудита) предусматривает и различные аудиторские услуги. Сопутствующие аудиту услуги разделяются на:
• услуги действия (услуги но созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом и ранее экономическим субъектом не созданных);
• услуги контроля (услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; контролю ведения учета и составления отчетности; контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта);
• информационные услуги (услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, «круглых с толов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций).
Аудиторская организация может разработать внутрифирменные стандартысопутствующих работ и услуг на каждый их вид.
Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т. е. аудиторские структуры начали больше заниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудитом.
Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам. Результатом аудита могут быть выводы о состоянии отчетности (в первую очередь, финансовой), ее достоверности и законности. Результат аудиторских услуг — возможное состояние объектов в будущем, т. е. прогнозные экономические показатели, качественные характеристики организационной структуры управления, системы учета и контроля.
Аудиторская деятельность — это предпринимательская деятельность по проведению собственно аудита и оказанию сопутствующих ему консультационных работ и услуг[9].
Аудит — вид коммерческой активности — в отличие от консультирования обеспечивает свой коммерческий успех исключительно строгим следованием принципам аудиторской деятельности. Исторически профессиональный аудит стал формироваться как следствие развития консультационных услуг. Консультанты учитывают стандарты, нормативы, методики, указания, нормы и правила, а аудиторы их строго придерживаются.
Консультирование — это «любая форма оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, по помогает тем, кто ответственен за это»[10]. Под консультированием понимается любая внешняя попытка «изменить или улучшить ситуацию» при отсутствии непосредственного управления ею. «Большинство штатных работников в сущности являются консультантами, даже если они себя официально консультантами не называют»[11].
Управленческое консультирование — это «консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют при необходимости выполнению решений»[12].
Если аудитор - это лицо, аттестованное в установленном порядке[13], то в области консалтинга Россия делает только первые шаги к сертифицированию консультационной деятельности.
Главный критерий успешности и эффективности работы консультанта — уровень удовлетворения потребности клиента в осуществлении какого-либо управленческого решения в рамках своей организации. Чтобы такое решение состоялось, рекомендации консультанта должны быть качественными и как минимум не наносить вреда своему клиенту. Эти и другие стандарты деятельности консультанта фиксируются в Профессиональном кодексе.
Международная организация по стандартизации (ISO) в 1987 г. разработала стандарты системы качества ISO 9000, TSO 9001:94, позволяющие сертифицировать работу консалтинговых компаний. Такой международный сертификат получила пока единственная российская консалтинговая компания «Бизнес Консалтинг Групп» (БКГ).
Сейчас в России есть только один документ, удостоверяющий квалификацию консультанта, — диплом Школы консультантов по управлению (ШКУ) Академии народного хозяйства (АНХ) при Правительстве РФ. Этот диплом выдастся пожизненно, а сертификация требует подтверждения через 3—4 года. Значит, вопрос об экспертизе управленческого консалтинга назрел и разрешение этой проблемы поручено Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию (АКУОР).
Международная организация труда (МОТ)[14] с момента своего появления уделяла значительное внимание развитию служб управленческого консультирования и распространению опыта эффективного оказания консультационных услуг в странах-участницах. В рамках проектов технического сотрудничества МОТ помогала многим стра- нам-участницам организовывать местные консультационные службы для различных секторов экономики и готовить преподавательские кадры и консультантов по вопросам управления.
Россия приняла на себя международные обязательства в области регулирования трудовых отношений (правительство — предприниматели — трудящиеся); к другим соглашениям Россия намерена присоединиться. Из 181 конвенций МОТ к 1999 г. Россия ратифицировала 55 конвенций, из которых действуют 48.
Аудит и консультирование — смежные области профессиональной деятельности. Занимаясь вопросами совершенствования исследуемой деятельности, аудиторы выполняют консультативную работу. Неукоснительно следующая профессиональным аудиторским стандартам консультативная работа, по сути, может быть названа аудитом.
Между ними существуют как сходство, так и различия. Сходство связано с техникой проверки. Основные различия состоят в целях, методах и пользователях полученных результатов.
Ревизор приходит в организацию с установкой: определить законность хозяйственных операций; выявить те, которые выходят за рамки требований действующих регулятивов. Задача аудитора — определить, насколько верны данные отчетности с точки зрения их соответствия действиям и событиям, имевшим место в прошлом и определив ошибки или злоупотребления, довести сведения о них до заинтересованных пользователей, предложить пути возможного ухода от них в будущем.
По данным ревизии действия, нарушающие закон, предполагают наложение взыскания. Аудитор же, выявив подобные факты, только сообщает о них собственникам клиента.
Ревизор требует максимальной гласности, тогда как аудитор должен соблюдать конфиденциальность.
Клиент не выбирает ревизора, действия которого подпадают под административное право, выражая вертикальные связи. Аудитора клиент выбирает сам; их отношения регулируются гражданским правом, выражающим горизонтальные связи.
Таким образом, контроль (ревизия) существовал всегда; аудит же — развитие контроля и не отменяет, а дополняет ревизию.
Наибольший потенциал аудит имеет при осуществлении управленческих усилий в рамках выполнения контрольной работы, как необходимого элемента системы управленческой работы. Исходя из сказанного, аудит может быть также назван формой осуществления контроля как функции управления.
Контроль — это «одна из функций управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта с целыо оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений, выявить степень их реализации, наличие отклонений и неблагоприя тных ситуаций, о которых целесообразно своевременно проинформировать компетентные органы, способные принять меры к улучшению положения дел»[15]. Среди видов контроля можно выделить административный, технический, хозяйственный, финансовый, экономический, экологический.
Становление аудита в России[16]
Аудит возможен только в странах с развитой рыночной экономикой. Если таковая отсутствует, отсутствует и аудит. Вместо него господствуют различные виды контроля. В России потребность в создании института профессионального независимого контроля возникла под влиянием развития предпринимательства и рынка капиталов, стремления растущих организаций к саморегулированию и необходимости создания условий, обеспечивающих экономическую устойчивость, гаран тии собственникам и кредиторам сохранности их вложений.
В разные периоды истории России делались попытки узаконить полную независимость проверяющего от проверяемого и переустроить контроль на началах, приближающих его к типу контрольных учреждений в конституционных странах (например, издание Указа от 14 апреля 1906 г., в котором было разъяснено, что «ревизионная деятельность государственного контроля ни в каком отношении не подлежит компетенции Совета Министров»).
В 1917 г. при Временном правительстве существовал рабочий контроль. В 1918 г. советское правительство создало Народный комиссариат по государственному контролю с учетно-контрольными коллегиями во всех губерниях и регионах. Па них возлагались проверка отчетов учреждений, их текущая и внезапная ревизия. С 1920 г. этот комиссариат неоднократно подвергался реорганизации: 1920 г. — Народный комиссариат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ), 1934 г. — Комиссия советского контроля, 1940 г. — Народный комиссариат государственного контроля, 1946 г. — Министерство народного контроля СССР, 1965 г. — Комитет народного контроля СССР и Комитет партийного контроля при ЦК КПСС, КРУ Министерства финансов СССР. Штат контролирующих органов стремительно возрастал, и чем больше становилось контролеров, тем больше требовалось тех, кто проверял бы правильность их работы.
Правительство время от времени предпринимало попытки скоординировать и улучшить контрольно-ревизионную работу. Но только проводимая в стране перестройка существенно изменила задачи и структуру контроля.
После появления предприятий и организаций, не являющихся собственностью государства, встал вопрос, кто должен проверять их финансовую деятельность. В это время данным правом обладало только КРУ Министерства финансов СССР. В Положении об этом управлении записано, что оно осуществляет ревизию государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций. Однако о совместных предприятиях там не упоминалось.
Такого рода услугами занимались хозрасчетный финансово-экономический центр Научно-исследовательского финансового института, кооперативы «ОРКОН» при Ленинградском объединении бытовых услуг «Невские зори», «Бухгалтерский учет» при Мосгорисполкоме и др. Особенность этих фирм в том, что они созданы при различных государственных структурах.
В 1987 г. в стране возникла первая аудиторская фирма «Инаудит». И с этого времени начинается движение к созданию аудита — независимого контроля[17]. Строго говоря, «Инаудит» не мог считаться независимым — его учредителями выступали Министерство финансов СССР (55% уставного капитала), Министерство торговли СССР (10%) и другие организации.
Временем создания подлинного аудита в нашей стране можно считать 1990 год, когда принятие соответствующих законов позволило создавать аудиторские фирмы в форме товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО), что давало возможность снизить размер уставного капитала, число членов товарищества, проводить отдельные виды работ дома.
В это время были зарегистрированы аудиторские фирмы «Контакт», «Руфаудит». Их учредительные документы предусматривали проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности с целью подтверждения достоверности и реальности их бухгалтерской отчетности, а также консультационных услуг по вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой деятельности.
В это же время на аудиторском рынке России появилась «большая шестерка» западных аудиторских фирм[18]. В январе 1990 г. образовано совместное предприятие «Эрист энд Янг Внешаудит». Но специалисты стали проводить проверки на совместных предприятиях и в других фирмах по их просьбе вис зависимости от их расположения или принадлежности.
К концу 1991 г. стали активно разрабатываться проекты нормативных документов об аудите, началась аттестация лиц, желающих заняться аудиторской деятельностью.
Этот подход дал положительные результаты: создана система подготовки аудиторов, разработаны методические пособия, открыты специальные кафедры. Аудит как метод принятия управленческих решений стал эффективно использоваться при осуществлении стратегического и оперативного управления, при выполнении всех управленческих функций, при проведении технической работы по управлению персоналом. Однако действующая система аудиторской деятельности имеет, особенно на практике, существенные недостатки, связанные в основном с неподготовленностью к восприятию понятия аудита общества в целом, руководителей, менеджеров и бухгалтеров.
Президент России 7 августа 2001 г. подписал Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым планируется создание единого федерального органа для регулирования деятельности аудиторско-консалтинговых групп, оговариваются условия для деятельности аудиторской организации на территории РФ. Негосударственное регулирование аудиторской деятельности будут осуществлять профессиональные аудиторские объединения, в компетенцию которых войдет и проверка качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций.
В первом полугодии 2001 г. объем выручки 100 крупнейших российских аудиторско-консалтинговых компаний увеличился на 64,7% по сравнению с тем же периодом 2000 г., а средняя почасовая ставка ауди торов и консультантов, взвешенная но рангу, возросла соответственно в два раза.
Сегодняшнюю структуру рынка аудиторских и консалтинговых услуг характеризуют данные табл. 1.4.
Общественная потребность в аудиторских услугах обусловлена необходимостью объективной и профессиональной информации при принятии управленческих решений.
Таблица 1.4
Структура рынка аудиторских и консалтинговых услуг, %