Сущность международных кредитных отношений
Международные кредитные отношения можно разделить на гос. (с участием гос-ва в роли кредитора или заемщика) и негосударственные (банки и небанковские учреждения). Гос-во может выступать как в роли кредитора, так и в роли заемщика. В первом случае международная кредитная деят. гос-ва зависит от степени экономического развития страны. Если страна относится к гос-вам с развитой экономикой, как, например, страны G7 (“большой семерки”), то кредитная деят. гос-ва осуществляется по не скольким направлениям.
Во-первых, гос. международные кредитные отношения осуществляются в рамках государственной внешней политики.
Во-вторых, гос. интересы развитых стран тесно связаны с приоритетами частного сектора, к примеру, крупных транснациональных корпораций. Поэтому гос. инвестиции или кредиты в развивающиеся страны часто явл. дополняющими частные капиталовложения.
В-третьих, развитые страны проводят широкое международное кредитование, поскольку могут это делать. Они обладают соответствующей финансовой возможностью. Никто кроме них не способен предоставить крупные ср-ва на финансирование и кредитование решения глобальных проблем: исследование озонового слоя, освоение космоса, борьбу с бедностью, лечение раковых заболеваний и СПИДа и пр.
В-четвертых, международные кредитные отношения развиваются благодаря желанию любого фин. субъекта получить прибыль. Появившиеся новые рынки и новые возможности привлекают гос. финансовые потоки. Кроме того, власти развитых стран участвуют в операциях на мировых фин. рынках.
Если страна относится к гос-вам с менее развитой экономикой, к развивающимся странам, странам с переходной экономикой и другим, которых большинство, то она преимущественно является заемщиком, а не кредитором. Экспорт капитала из таких стран маловероятен из-за недостатка ср-в на проведение международных фин. операций на мировых фин. рынках или национальных рынках развитых стран. Однако в период получения страной высоких доходов она пытается сохранить полученные ср-ва, размещая их на рынках капиталов развитых стран как в гос., так и в частные ценные бумаги.
Традиционно любое гос-во чаще всего выступает заемщиком, нежели кредитором. Нехватка собственных фин. ресурсов для проведения экономич. политики вынуждает страны обращаться к внешним заемным ср-вам. Внешнее финансирование гос-ва включает в себя следующие важные звенья:
— международное финансирование — займы на мировых фин. рынках (выпуск суверенных еврооблигаций);
— кредиты международных фин. организаций (МВФ, Группы Всемирного банка, региональных фондов и банков);
— двусторонние и многосторонние кредиты других государств, иностранных банков и компаний (проектное финансирование и др.);
— иностранное инвестирование (прямое и портфельное) на национальном рынке (продажа государственной собственности, выпуск государственных облигаций на национальном рынке);
— финансовая помощь (гранты на развитие отраслей и пр.
Значение и необходимость международного кредита для гос-ва опред. природой функционирования государственных финансов. Бюджетный дефицит требует финансирования из различных источников, и в том числе из внешних. Развитые страны могут позволить себе большой бюджетный дефицит для стимулирования экономического роста, поскольку всегда могут найти платежеспособные внутренние источники, например дееспособный внутренний рынок капиталов, для покрытия дефицита. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой не имеют такой возможности. Поэтому часто они вынуждены финансировать бюджетный дефицит, прибегая к международному кредитованию.
Необходимость международного кредита для банковских и небанковских кредитно-фин. учреждений связана с самой банковской деят.ю. Банки при свободе движения капиталов привлекают и размещают ср-ва там, где они могут быть наиболее рационально использованы: для получения высокой прибыли или стабильного дохода. В результате это приводит к росту конкуренции за предоставление банковских услуг, повышению качества кредитного обслуживания, достижению мировых стандартов в банковской сфере и способствует преодолению различий в уровне развития кредитных учреждений.
Производственный и иные сектора используют международный кредит как дополнительный источник при развитости внутреннего кредитования или как основной при неразвитости национального рынка ссудных капиталов для расширенного воспроизводства.
Международный кредит, как правило, размещается в наиболее прибыльные отрасли, что приводит к диспропорциям в экономике. Иностранный капитал редко учитывает национальные интересы. Малейшая угроза прибыли провоцирует капитал на перемещение в др. страны. Такая мобильность дестабилизирует платежный баланс, валютный курс, кредитную систему и в целом национальную и мировую экономику. В этой связи международный кредит должен быть прозрачным, целевым, срочным с преобладанием прямых инвестиций.
С другой стороны, гос-во может нерационально использовать международные кредитные ресурсы. Вложение международных кредитных ресурсов в непроизводственную сферу, в потребление, на содержание гос. аппарата и так далее приводит к тому, что возврат основной суммы долга и уплата процентов по нему осуществляются не за счет созданного с исп.м их эквивалента, и в конечном итоге это сказывается на сокращении ВВП страны. В этом случае международный кредит и его несвоевременное обслуживание может лечь тяжким бременем на будущие поколения. И наоборот, созданные же за его счет материальные и иные блага могут компенсировать будущим поколениям издержки возврата кредита. Например, построенные за счет ср-в международного кредитования заводы, предприятия, больницы позволят извлекать преимущества от его исп., то есть издержки по международному кредиту будут ниже получаемых выгод.
Международный кредитный рынок является неотъемлемой частью мирового фин. рынка и находится в постоянном взаимодействии с ним. Многие инструменты международного кредитного рынка тесно связаны с осуществлением торговых, валютных и фин. операций на международных рынках.
В силу того, что развитые страны имеют «свободные» ресурсы и могут позволить себе кредитовать экономики тех государств, которые в этом нуждаются, а развивающиеся страны и страны с переходной экономикой остро нуждаются в фин. резервах, осуществляется взаимовыгодное сотрудничество на международном кредитном рынке.
При грамотном исп. возможностей международного кредитования у гос-ва в целом и у отдельных предприятий появляется дополнительный источник финансирования инвестиций, торговли, промышленности. Нерациональное исп. международных кредитов может привести к диспропорциям в экономике.
47.