Управление качеством на предприятии
Система качества — это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Система качества организации предназначена, прежде всего, для удовлетворения внутренних потребностей управления организацией.
ISO 9000. Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization) утвердила первую версию универсальных стандартов сертификации систем качества — ISO 9000/87. За основу при разработке стандартов ISO 9000 были приняты стандарты, использовавшиеся Министерством обороны США для оценки систем обеспечения качества поставщиков оборонной продукции. Методологической базой стандартов стал подход Управления комплексным качеством (Total Quality Management- TQM).
Основные принципы стандартов ISO 9000 (в третьей редакции): 1. Ориентация на потребителя (понимание желаний потребителей, стремление их превзойти).2. Лидерство руководителя: обеспечение единства цели направления деятельности предприятия, создание и поддержание внутренней среды, в которой каждый работник может реализовать свои способности.3. Полное вовлечение персонала всех уровней, как следствие — возможность использования личностных ресурсов каждого более полно.4. Процессный подход — управление деятельностью как процессом.5. Системный подход к управлению: выявление, понимание и управление взаимосвязанными процессами как системой вносит вклад в результативность и эффективность.6. Постоянное улучшение качества — основная цель предприятия.7. Принятие решений должно основываться на фактах.8. Осуществление взаимовыгодных отношений с поставщиками.
Недостатки стандартов серии ISO 9000: ·нет конкретных требований к содержанию системы контроля над расходами на качество, то есть не рассматривается и не отслеживается эффективность внедрения системы качества; ·нет ориентации на общечеловеческие ценности — экологию, социальный климат; ·нет жесткого требования сертификации всех комплектующих, поступающих на производство.
Концепция непрерывного развития качества регламентирует устранение выявляемых несоответствий, что частично учтено при построении TQM. TQM — подход к управлению организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества. Сильное и настойчивое руководство со стороны высшей администрации, обучение и подготовка всех членов организации являются существенным моментом для успешной реализации приведенного подхода. При всеобщем руководстве качеством концепция качества имеет отношение к достижению всех целей управления. «Выгоды для общества» подразумевают выполнение требований общества. Философия TQM опирается на принцип «производство — это организм» и уделяет особое внимание человеческому фактору производства. Отметим, что концепции TQM и ISO не исключают, а взаимно дополняют друг друга. При этом стандарты ISO больше уделяют внимание проблеме взаимоотношений поставщик — потребитель, тогда как TQM ориентирована на обслуживание внутренних задач предприятия.
БИЛЕТ 12
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
Цели и задачи планирования.
Результатом такого процесса являются плановые решения – основа целенаправленной последующей деятельности.
В зависимости от срока и степени детализации плановых расчетов планирование должно быть перспективным, текущим и оперативным.
Перспективное планирование должно охватывать период прогнозируемого действия производственного цикла.
Текущее планирование – это разработка планов на один год с разбивкой по кварталам.
Оперативное планирование способствует равномерному выполнению текущего плана производства в соответствии с установленной номенклатурой продукции в оптимальном кол-ве, в установленные сроки, с наименьшей длительностью производственного цикла.
В зависимости от перспектив развития предприятия и поставленных задач планирование подразделяется на стратегическое, тактическое и бизнес-план.
Стратегическое планирование должно быть нацелено на поиск новых возможностей для предприятия исходя из глобальных целей и поставленных задач развития.
Тактическое планирование должно обеспечить осущ-е целей стратегического планирования, создать предпосылки для реализации возможностей предприятия по увеличению объемов производства, росту производительности труда, снижению затрат, повышению кач-ва продукции.
Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного проектного или инвестиционного мероприятия.
В зависимости от обязанности плановых заданий на предприятиях ландш. стр-ва планирование подразделяется на директивное и индикативное.
Директивное планирование предусматривает беспрекословное осущ-е решений, имеющих обязательный хар-р для объектов планирования.
Индикативное планирование носит рекомендательный хар-р.
В составе могут быть и обязательные задания, но их число должно быть ограничено.
Под методикой планирования понимают сов-ть методов, способов, технических приемов, с помощью кт. решается какая-либо проблема планир-я, рассчит-ся числовые значения планов и показателей. Осн.методом разработки планов явл.балансовый.Он заключается в сопоставлении потребностей и наличия материально-технических, трудовыхи финансовых ресурсов и при отсутствии равновесия, определении источников их покрытия для выполнения намеченных целей. Б.м. на ур-не предприятия позволяет судить о наличных произв-х мощностях предприятия, их динамике в прогнозируемом периоде, степени использования, планировать произ-во строит-х работ, получить представление о фонде раб.времении персонала и его структуры. Значит. Место в разработке планов заним. метод технического расчетного плпнирования. Он используется в расчетах эконом. Эффект-ти ландш. стр-ва, инвестиции, привлекаемых кредитных ресурсов. Этот метод базируется на системе норм.
Классификация норм труда.
Нормы труда – это величины, реглпментир-ие затраты труда работников. Нормы классифицир-я по многим признакам: по содержанию, по уровню дифференц-ии производственного процесса, по элементам состава продукции, по сфере применения, по периоду действия, по методу установления. Нормир. Труда использ-я в определении необход. Численности работников для выполнения заданного объема работ и оценки результатов работы отдельных работников и произв-х коллективов; в опред-и сдельных расценок зар. Платы на ед. работы; при калькуляции себестоимости; при расчетах произ-х мощностей; при разделении труда внутри произ-х коллективов. Нормир-е труда необходимы для расчетов трудоемкости на произ-во ед. прод-ии или выполнения опред. Объема работ. Сущ-ет 2 формы затрат труда-затраты раб.времени и затраты раб. силы(физич. и психолог. энергии)Соотв. Выделяют нормы затрат раб. времени и нормы затрат энергии работников.
Норма времени устанавл. необход. Затраты раб. времени для выполнения ед. работы работников соотв-ей квалифик-ии в конкретных организационн-теннич-х условиях. Полная норма времени включает подготовительно-заключительное, оперативное, время на организационное и технич. обслужив-е, время на отдых и личные надобности. Нормы затрат физической и нервной энергии харак-ся степенью занятости работников.
Норма выроботки-это обоснованное кол-во прод-ии,кт. необходимо произвести в течение установленной ед. времени(за час, за смену, за месяц)в конкр-х оргазационно- техн-х услов-х при полном использ-ии произв-х возможностей раб. времени и с учетом предового произв-го опыта.
Норма обслуживания-это опред-е кол-во объектов(машин, оборудования, раб. мест), кт. должен обслужить рабочий или группа специалистов в ед. времени в конкр. произ-х условиях.
Норма численности- это численность работников опред. профессионально-квалифик-го состава, установленного по нормативам для выполнения произ-х заданий.
БИЛЕТ 13
Стратегическое , тактическое планирование и бизнес-план.
Стратегическое планирование должно быть нацелено на поиск новых возможностей для предприятия исходя из глобальных целей и поставленных задач развития.
Тактическое планирование должно обеспечить осущ-е целей стратегического планирования, создать предпосылки для реализации возможностей предприятия по увеличению объемов производства, росту производительности труда, снижению затрат, повышению кач-ва продукции.
Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного проектного или инвестиционного мероприятия. Действующая в современных условиях система произв-ой деятельности большое внимание уделяется разраб. Бизнес-плана. Главными задачами бизнес-плана явл-ся:
Определение конкретных направл-й развития предприятия, выявление его целевых рынков и места на них;
Конкретизация целей предприятия, стратегии и тактики их достижения;
Проработка организац-х и кадровых вопросов, условий мотивации труда работников;
Оценка финансовых возм-ей для реализации инвестиционных проектов;
Разработка маркетинговых операций по изучению рынка, реклама и стимулир-я продаж, ценообразования произв-х и сбытовых издержек по созданию и реализ-ии товаров и услуг.
Состав, структура и объем безнес-плана опред-ся спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления. Чем крупнее предприятия, тем полнее и обоснованнее требования по объему разделов бизнес-плана. В мировой практике сформиров-ся набор осн-х требований к содержанию бизнес-плана:
Исполнительное резюме. Этот пункт должен отвечать на вопросы о том, для чего и в каком размере требуются инвестиции, в чем суть проекта строит-ва и каковы его осн. параметры.
Описание фирмы держателя проекта. Указывается история предприятия, его текущее состояние, хар-р и назначение провод-х работ, особенности технологии и т.п.
Описание ландш. строит-х работ (продукции, услуг). Приводится общее описание работ, сфера их применения. Указывается наличие патентов, лицензий, ГОСТов и стандартов.
План маркетинга. Опред-ся спрос на предлог-ые ланддш. раб, анализир-ся сигменты рынка, наличие конкуренции, отношение правительства и местной админ-ии к бизнесу, опред. стратегия маркетинга.
Организационный план. Привод-ся свединия о владельцах предпр-я, ее менеджерах. Рассм. кадровая политика, стратегия упр-я персоналом, порядок оплаты труда.
Производственный план. Указ-ся место стр-ва,потребные произв. мощности, оборудование, на каких услов. приобрет-ся оборудование и материалы. Отмеч. репутация поставщиков, опыт работы с ними.
Анализ рынков. Выдел-ся факторы, увеличив-ие или уменьш-ие конкретные виды рисков, провод. анализ рисков, опред. факторы, оказыв-ие влияние на величину самих рисков,мероприятия по их снижению.
Финансовый план.В него входит:
План доходов и расходов, кт. описывает прогнозобъема продаж и дает оценку всех статей расходов расчетного баланса;
План денежных поступлений и выплат. Он составляется на основе предыдущего плана, в нем показывается денежная наличность, ее распределение по месяцам;
Балансовый план, отражающий состояние активов и пассивов предприятия.Обычно в бизнес-план финансовый план составляется на весь период ландш. стр-ва и ухода, причем данные даются с месячной разбивкой
9.Приложение к бизнес-плану. Привод. Все финансовые расчеты;предлог-ся результаты технич. экспертизы и документы, кт. имеет фирма в поддержку проекта.