Исследование и анализ рынка сбыта

Для того чтобы хорошо представлять ситуацию на рынке для рассматриваемой фирмы, необходимо определить спрос на представляемые ей услуги, а так же доли хозяйствующих субъектов на этом рынке.

Характеристика сегментов рынка

Потенциальными клиентами клининговой компании ООО «Лайм» в сегменте обслуживание физических лиц является:

1. Население с доходами свыше 30 тыс. рублей на члена семьи. Вид услуги: генеральная уборка коттеджа, квартиры.

2. Население с доходами от 10 тыс. руб. на члена семьи. Вид услуги химчистка ковровых покрытий, мебели.

Потенциальными клиентами в сегменте обслуживания юридических лиц являются:

  1. Торгово-развлекательные центры, крытые рынков
  2. Кинотеатры
  3. Складские помещения
  4. Спортивные заведения
  5. Рестораны и кафе
  6. Учебные заведения

Емкость рынка – это количественная характеристика объема товарного рынка, определяемая в стоимостных или натуральных показателях за определенный период.

Российский клининговый рынок в настоящий момент переживает период интенсивного роста. Темпы роста рынка клининговых услуг составляют порядка 30-40% в год. В стоимостном выражении общий объем рынка в 2010 году составил более $ 900 млн (27 533 340 000 руб.). Согласно оценкам DISCOVERY Research Group, в 2013 году объем составит $1,5 млрд.

Основная часть расходов на клининговые услуги в стране приходится на Москву (около 50%). По оценкам участников рынка, в 2010году объем рынка клининговых услуг в Москве составил около $ 550 млн. Фактически на долю столицы приходится около 300 предприятий, предоставляющих клининговые услуги, из них 10-15 крупные участники рынка. Основная часть расходов на клининговые услуги в стране приходится на Москву (около 50%) На долю г. Кемерово приходится около 16 клининговых компаний, включая ООО «Лайм».

С учетом курса доллара к рублю по данным ЦБ РФ на 26.12.12составил 30,5926 [http://www.forexpf.ru/currency_usd.asp] объем рынка клининговых услуг в Москве составил на 2010г. 16 825 930 000руб.

Для того чтобы узнать емкость рынка клининговых услуг г. Кемерово воспользуемся методом определения емкости рынка на основе межрегионального сравнения.

E = E0 * k1*k2 * k3 , (1)

где E - емкость рынка исследуемого региона

E0 - известная емкость рынка одного из региональных рынков

k1 – коэффициент приведения по численности

k2 – коэффициент приведения по доходам населения

k3 – коэффициент урбанизации

Численность постоянного населения города на начало 2012 года с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010 года составила 536,3 тыс. человек.

По официальным данным текущего статистического учёта, население города Москвы на 1 января 2012 года составило 11 миллионов 613 тысяч человек.

Таким образом, есть возможность рассчитать коэффициент приведения по численности:

k1=536300/11613000=0,046

Так же для расчета емкости рынка необходимо рассчитать коэффициент приведения по доходам населения.

Среднемесячные номинальные денежные доходы на душу населения за 1полугодие 2012 года в Кемерово составили 23 047,2 рубля.

Средняя номинальная заработная плата в столице за 1 полугодие 2012 года составила 44 995 рублей.

По итогам расчетов, коэффициент приведения по доходам населения k2=23047,2/44995=0,512

Коэффициент урбанизации в г. Кемерово равен k3=0,55

Рассчитаем потенциальную емкость рынка клининговых услуг в Кемерово:

Еп=16 825 930 000*0,046*0,512*0,55=21 838 862≈ 22 млн. руб.

Таким образом, клининговые услуги города Кемерово занимают 0,08% от общего рынка клининга в России.

Изучая рынок, предприятие должно соизмерять свою долю на нем с объективными рамками его емкости. Поэтому исследование емкости рынка связано с определением долей рынка, принадлежащих отдельным предприятиям.

Рыночная доля – доля реализации фирмы по отношению к объему реализации в масштабах отрасли, города, региона.

Во многих случаях доля рынка рассчитывается как

P=B/E*100% , (2)

где B – объем реализации фирмы,

Е – ёмкость рынка

Для того чтобы определить максимальный объем реализации проведем следующие расчеты:

1)Штат персонала - 4 уборщика.

2)За 8 часов работы один человек сможет произвести уборку 300 квадратных метров.

3)Ежемесячно обслуживается около 5 тыс. кв. м

4)Средняя стоимость услуги- 37 руб/м2

Тогда предполагаемый максимальный объем реализации фирмы «Лайм» в год составит около 2 200 000 руб.

Для определения прогнозного объема продаж возьмем 30 % от максимального годового объема реализации (2 200 000 руб.):

2 200 000*30%= 660 000 руб.

В таблице 1 представлен прогнозный объем реализации клининговых услуг ООО «Лайм» на 2013 год.

Соответственно доля рынка компании в денежном выражении определяется как:

660 000 руб. /22 млн. руб. * 100% = 3%

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что клининговые услуги в Кемерово является одной из самых малых частей клининга в России. Учитывая долю рынка, занимаемую компанией в городе, можно отнести ее к мелким фирмам.

Таблица 1 - Прогнозный объем реализации клининговых услуг ООО «Лайм» на 2013 год

Виды услуг   Месяц Профессиональная уборка Уборка офисных помещений Общая уборка общественных и торговых помещений Выездная химчистка мебели и ковровых покрытий
  Количество (м2) Цена (руб/м2.) Объем реализации Количество(м2) Цена (руб/м2.) Объем реализации Количество(м2) Цена (руб/м2.) Объем реализации Количество(м2) Цена (руб/м2.) Объем реализации
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Итого за год                        

Наши рекомендации