Исследование и анализ рынка сбыта
Для того чтобы хорошо представлять ситуацию на рынке для рассматриваемой фирмы, необходимо определить спрос на представляемые ей услуги, а так же доли хозяйствующих субъектов на этом рынке.
Характеристика сегментов рынка
Потенциальными клиентами клининговой компании ООО «Лайм» в сегменте обслуживание физических лиц является:
1. Население с доходами свыше 30 тыс. рублей на члена семьи. Вид услуги: генеральная уборка коттеджа, квартиры.
2. Население с доходами от 10 тыс. руб. на члена семьи. Вид услуги химчистка ковровых покрытий, мебели.
Потенциальными клиентами в сегменте обслуживания юридических лиц являются:
- Торгово-развлекательные центры, крытые рынков
- Кинотеатры
- Складские помещения
- Спортивные заведения
- Рестораны и кафе
- Учебные заведения
Емкость рынка – это количественная характеристика объема товарного рынка, определяемая в стоимостных или натуральных показателях за определенный период.
Российский клининговый рынок в настоящий момент переживает период интенсивного роста. Темпы роста рынка клининговых услуг составляют порядка 30-40% в год. В стоимостном выражении общий объем рынка в 2010 году составил более $ 900 млн (27 533 340 000 руб.). Согласно оценкам DISCOVERY Research Group, в 2013 году объем составит $1,5 млрд.
Основная часть расходов на клининговые услуги в стране приходится на Москву (около 50%). По оценкам участников рынка, в 2010году объем рынка клининговых услуг в Москве составил около $ 550 млн. Фактически на долю столицы приходится около 300 предприятий, предоставляющих клининговые услуги, из них 10-15 крупные участники рынка. Основная часть расходов на клининговые услуги в стране приходится на Москву (около 50%) На долю г. Кемерово приходится около 16 клининговых компаний, включая ООО «Лайм».
С учетом курса доллара к рублю по данным ЦБ РФ на 26.12.12составил 30,5926 [http://www.forexpf.ru/currency_usd.asp] объем рынка клининговых услуг в Москве составил на 2010г. 16 825 930 000руб.
Для того чтобы узнать емкость рынка клининговых услуг г. Кемерово воспользуемся методом определения емкости рынка на основе межрегионального сравнения.
E = E0 * k1*k2 * k3 , (1)
где E - емкость рынка исследуемого региона
E0 - известная емкость рынка одного из региональных рынков
k1 – коэффициент приведения по численности
k2 – коэффициент приведения по доходам населения
k3 – коэффициент урбанизации
Численность постоянного населения города на начало 2012 года с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010 года составила 536,3 тыс. человек.
По официальным данным текущего статистического учёта, население города Москвы на 1 января 2012 года составило 11 миллионов 613 тысяч человек.
Таким образом, есть возможность рассчитать коэффициент приведения по численности:
k1=536300/11613000=0,046
Так же для расчета емкости рынка необходимо рассчитать коэффициент приведения по доходам населения.
Среднемесячные номинальные денежные доходы на душу населения за 1полугодие 2012 года в Кемерово составили 23 047,2 рубля.
Средняя номинальная заработная плата в столице за 1 полугодие 2012 года составила 44 995 рублей.
По итогам расчетов, коэффициент приведения по доходам населения k2=23047,2/44995=0,512
Коэффициент урбанизации в г. Кемерово равен k3=0,55
Рассчитаем потенциальную емкость рынка клининговых услуг в Кемерово:
Еп=16 825 930 000*0,046*0,512*0,55=21 838 862≈ 22 млн. руб.
Таким образом, клининговые услуги города Кемерово занимают 0,08% от общего рынка клининга в России.
Изучая рынок, предприятие должно соизмерять свою долю на нем с объективными рамками его емкости. Поэтому исследование емкости рынка связано с определением долей рынка, принадлежащих отдельным предприятиям.
Рыночная доля – доля реализации фирмы по отношению к объему реализации в масштабах отрасли, города, региона.
Во многих случаях доля рынка рассчитывается как
P=B/E*100% , (2)
где B – объем реализации фирмы,
Е – ёмкость рынка
Для того чтобы определить максимальный объем реализации проведем следующие расчеты:
1)Штат персонала - 4 уборщика.
2)За 8 часов работы один человек сможет произвести уборку 300 квадратных метров.
3)Ежемесячно обслуживается около 5 тыс. кв. м
4)Средняя стоимость услуги- 37 руб/м2
Тогда предполагаемый максимальный объем реализации фирмы «Лайм» в год составит около 2 200 000 руб.
Для определения прогнозного объема продаж возьмем 30 % от максимального годового объема реализации (2 200 000 руб.):
2 200 000*30%= 660 000 руб.
В таблице 1 представлен прогнозный объем реализации клининговых услуг ООО «Лайм» на 2013 год.
Соответственно доля рынка компании в денежном выражении определяется как:
660 000 руб. /22 млн. руб. * 100% = 3%
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что клининговые услуги в Кемерово является одной из самых малых частей клининга в России. Учитывая долю рынка, занимаемую компанией в городе, можно отнести ее к мелким фирмам.
Таблица 1 - Прогнозный объем реализации клининговых услуг ООО «Лайм» на 2013 год
Виды услуг Месяц | Профессиональная уборка | Уборка офисных помещений | Общая уборка общественных и торговых помещений | Выездная химчистка мебели и ковровых покрытий | ||||||||
Количество (м2) | Цена (руб/м2.) | Объем реализации | Количество(м2) | Цена (руб/м2.) | Объем реализации | Количество(м2) | Цена (руб/м2.) | Объем реализации | Количество(м2) | Цена (руб/м2.) | Объем реализации | |
Январь | ||||||||||||
Февраль | ||||||||||||
Март | ||||||||||||
Апрель | ||||||||||||
Май | ||||||||||||
Июнь | ||||||||||||
Июль | ||||||||||||
Август | ||||||||||||
Сентябрь | ||||||||||||
Октябрь | ||||||||||||
Ноябрь | ||||||||||||
Декабрь | ||||||||||||
Итого за год |