С использованием слайдер-диаграмм
Тамара попросила меня написать статью о консультациях по вопросам менеджмента для делового журнала, в котором она была редактором. Соответственно, я записал "консультации по вопросам менеджмента" как предмет мозгового штурма и начал строить спайдер-диаграмму - сеть идей, относящихся к теме штурма. Законченная диаграмма изображена на рис. 36.2.
Я начал с правого верхнего угла (просто потому, что я привык так начинать) и продвигался по часовой стрелке (опять-таки по привычке). Когда я закончил, я пронумеровал идеи в той последовательности, которая показалась мне предпочтительной. Я хотел вначале привлечь внимание комментарием, который пробудит интерес к теме статьи, по-
Рис. 36.2. Спайдер-диаграмма (пример)
этому афоризм получил номер 1. Затем немного истории — номер 2, для создания перспективы. После этого несколько подходящих примеров консультирования в менеджменте из XX века - номер 3. Объяснение ролей в консультировании (номер 4) призвано дать моим читателям простой и очень полезный метод классификации консультантов. Естественным образом это ведет к вопросу выгоды для клиентов (номер 5), современным тенденциям (номер 6) и заканчивается быстрым взглядом в будущее (номер 7). Что я сделал? В течение 10 минут я разработал план моей статьи. Кто-то другой разработал бы иной план статьи с другой спайдер-диаграммой. Неважно! Мой план был хорош для меня, Тамары и, что еще более важно, для ее читателей!
Busan, Tony (1970), Use Your Brain, London: BBC Publications.
Ключевые
Как читать быстрее
Ключевые слова - это те слова в предложении, абзаце или на странице текста, которые наиболее концентрированно выражают содержание этого предложения, абзаца или текста на странице. Простейший способ объяснить это - рассмотреть пример.
«Много лет менеджеры, ученые, преподаватели и другие мыслители в области бизнеса вели активные дебаты о зависимости между оплатой и результативностью работы. Конечно, большая часть из нас приходит на работу из-за денег, но только ли из-за денег? Что можно сказать о человеке, получившем большой выигрыш и продолжающем работать водопроводчиком, или наследнике обширной недвижимости, который без устали трудится на ниве общественного обслуживания. И даже если мы работаем за деньги, работаем ли мы целиком за деньги? Имеет ли в нашей жизни значение удовлетворенность работой? Даже если наша работа хорошо оплачивается, гарантирует ли это высшую степень результативности? Создатели схем самофинансируемых бонусов считают именно так. При ближайшем рассмотрении такие схемы представляют собой способы манипулирования».
Здесь приведен пример того, что я называю дебатоцентрическое письмо, где приводится непрерывная череда аргументов и контраргументов. Поэтому относительно трудно схватить смысл всего текста. Все же давайте попробуем.
Смысл первой фразы можно обобщить в следующих словах: бизнес-мыслители, активные дебаты, зависимость, платить, результативность работы. Смысл шестнадцати слов сконцентрирован в восьми. Конечно, мы могли бы дальше заниматься сокращениями, но мы и так уже сократили количество слов, необходимых для понимания смысла, вдвое.
Аналогичным образом можно обобщить смысл второго предложения в словах: работа, деньги, только - 15 слов в трех. Третье предложение из 19 слов концентрируется в: выигрыш, водопроводчик, наследник, без устали. Следующее предложение может быть сжато в одно слово: целиком. Пятое сводится к двум ключевым словам: удов-
летворенность работой. Смысл следующей фразы - в словах: хорошо оплачивается, высшая степень. Далее — создатели считают так. Последняя фраза определяется словом манипулирование. В целом мы свели содержание текста из 87 слов к 25. Другими словами, до тех пор, пока нам не важны тонкости, заключенные в остальных словах, мы можем обобщить смысл текста в 28% содержащихся в нем слов. Эти ключевые слова мы должны научиться идентифицировать в тексте, чтобы концентрировать на них свое внимание, остальные слова — это фон для основного содержания. И позвольте повторить, что исследованный текст представляет довольно трудный пример для сведения его к ключевым словам'.