Охарактеризовать приемы построения диаграмм в MS Excel: Мастер диаграмм, редактирование диаграммы, добавление новых данных на диаграмму

Диаграмма - это способ графического представления данных. Диаграммы создаются с помощью кнопки Мастер Диаграмм. Начальный этап в разработке диаграммы заключается в подготовке блока данных: нужно выделить данные, несмежные интервалы выделяются при нажатой клавише CTRL. Потом следует использовать либо кнопку Мастер диаграмм , либо команду ВСТАВКА/ДИАГРАММА… Мастер диаграмм строит диаграмму за 4 шага:

1 Выбор типа и вида диаграмм. Microsoft EXCEL предлагает 14 различных стандартных типов диаграмм. Тип диаграммы выбирается таким образом, чтобы представить данные наиболее ясным и впечатляющим способом. Там же, на этом шаге построения МАСТЕР ДИАГРАММ предложит несколько видов для выбранного типа диаграммы.

2 Выбор данных для создания диаграммы. На этом шаге требуется указать данные, по которым будет строиться диаграмма (вкладка ДИАПАЗОН ДАННЫХ). Для этого вводится с клавиатуры или маркируется мышью нужный интервал данных таблицы, включая заголовки строк и столбцов. Там же выбирается ориентация рядов данных. Вкладка РЯД позволяет конкретизировать принадлежность ячеек указанного ранее диапазона к определенным рядам данных, подписям оси Х и т.д.

3 Задание параметров диаграммы. На этом шаге можно установить параметры таких объектов диаграммы как заголовки (всей диаграммы и ее осей), линии сетки, оси, легенда, подписи данных и таблица данных.

4 Размещение диаграммы. Если диаграмма используется в качестве иллюстрации к данным на рабочем листе, то ее лучше отобразить вместе с ними. В этом случае создается внедренная диаграмма на этом же рабочем листе. Кроме этого, диаграмму можно создать на специальном листе диаграммы.

Для того чтобы внести изменения в отдельные элементы диаграммы, нужно активизировать их щелчком мыши. Тогда становятся доступны команды пункта меню ДИАГРАММА, позволяющие вернуться на любой шаг Мастера диаграмм, и команда ВЫДЕЛЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДИАГРАММЫ пункта меню ФОРМАТ. Кроме этого, для редактирования диаграмм могут быть использованы кнопки панели инструментов ДИАГРАММА и команды контекстно-зависимого меню элементов диаграммы.

После того, как диаграмма уже построена, может понадобиться обновить ее, добавив новые ряды или элементы ряда данных с рабочего листа. Наиболее простой способ добавления новых данных на внедренную в рабочий лист диаграмму заключается в перетаскивании данных с листа на диаграмму. Для добавления данных на отдельный лист диаграммы используют команду ДИАГРАММА/ДОБАВИТЬ ДАННЫЕ…

29 Пояснить приемы связывания электронных таблиц

Если на одном рабочем листе используются данные из другого листа, то эти листы считаются связанными. С помощью связывания можно свести воедино значения клеток из нескольких разных таблиц на одном рабочем листе.

Изменение содержимого клетки на одном листе (листе-источнике) рабочей книги приводит к изменению связанных с ней клеток в листах-приемниках. Этот принцип отличает связывание листов от простого копирования содержимого клеток из одного листа в другой. В зависимости от техники исполнения связывание бывает “прямым“ и через команду Специальная вставка.

Прямое связывание листов используется при вводе формулы в клетку одного листа, в которой в качестве одного из операндов используется ссылка на клетку другого листа. Если в клетке таблицы (например, в рабочем Листе2) содержится формула, в которой используется ссылка на клетку другого рабочего листа (например, на клетку А1 рабочего Листа1) и оба листа загружены, то такое связывание указанных листов называется “прямым”. Термин “прямое” связывание обозначает, что пользователь сам непосредственно при вводе формулы указывает имя листа и абсолютный адрес клетки из него, разделенные знаком "!".

Для указания ссылки на листы, находящиеся в незагруженных рабочих книгах, в формуле нужно без пробелов задать полный путь местонахождения файла. Путь задается в одинарных кавычках, где указывается название диска, каталога, имя рабочей книги в квадратных скобках и имя листа, на который идет ссылка. Например = 'C:\ EXCEL\[ КНИГА1.XLS] Лист1'!A1*С5

Связывание через команду Специальная вставка производится, если какая либо клетка таблицы на одном рабочем листе должна содержать значение клетки из другого рабочего листа. Чтобы внести в Лист2 значение клетки A1 из Листа1, нужно выделить эту клетку и выбрать команду Правка►Копировать. На втором листе поставить курсор на ту клетку, куда нужно копировать, и выполнить команду Правка►Специальная вставка► нажать на кнопку Вставить связь. На втором листе появится указание на клетку исходного первого листа, например, = Лист1!$A$1. При таком связывании EXCEL автоматически переводит относительный адрес в абсолютный, т.к. если адрес обращения не абсолютный, это может привести к ошибкам, особенно если обращаться к незагруженным файлам.

30 Охарактеризовать понятия предметной области, базы данных, базы знаний и СУБД

В настоящее время трудно представить себе какую-либо сферу деятельности человека, где бы ни стояла проблема создания и использования информационных систем. Любая информационная система использует данные, отражающие состояние какой-то определенной предметной области. Предметная область – это набор объектов, представляющих интерес для пользователей, когда реальный мир отображается совокупностью конкретных или абстрактных понятий, между которыми фиксируются определенные связи. Таким образом, данные – это отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления в предметной области, а также их свойства. Например, предметная область ВУЗ может быть представлена объектами: студенты, преподаватели, библиотеки, аудитории, кафедры и др.

Для хранения, упорядочения и извлечения данных, они организуются в базы данных. Под базой данных (БД) обычно понимается именованная совокупность взаимосвязанных данных, отображающая состояние объектов и их отношений в некоторой предметной области. Обращение к БД осуществляется с помощью систем управления базами данных (СУБД). СУБД - это комплекс программных и языковых средств, предназначенных для создания, ведения и совместного использования БД многими пользователями.

№ п/п Название Тип процессора Оперативная память (Мбайт)
Compaq Celeron
Dell Pentium III
IBM Pentium IV

Знания (в отличие от данных) - это результат мыслительной деятельности человека. Т.е. знания – это выявленные закономерности предметной области (принципы, связи, законы), позволяющие решать задачи в этой области. Знания обобщают опыт человека, полученный в ходе выполнения какой-либо практической деятельности, основываются на данных и связаны с ними.

Для хранения знаний используются Базы Знаний. База знаний – основа любой интеллектуальной системы. В большинстве этих систем, получивших название экспертных, преследовалась цель формализации и накопления знаний экспертов, а также обеспечения возможности использования этих знаний неспециалистами. Это означает, что пользователь, применяя компьютерные технологии, сможет не только получать сведения на основе обработки данных, но и использовать по интересующей его проблеме накопленный опыт и знания профессионалов.

31 Дать понятия и охарактеризовать типы моделей данных для проектирования баз данных

Данные в базах данных должны быть систематизированы таким образом, чтобы они могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ. Процесс приспособления форматов и значений данных к нуждам компьютера, т.е. устранение произвола в представлении длины и (или) значений данных (характерного для документов текстовых или табличных процессоров), можно условно назвать структурированием информации. Для структурирования информации применяются три основные модели данных: иерархическая, сетевая и реляционная. Каждая СУБД поддерживает ту или иную модель данных.

Иерархическая модель используется, когда все подсистемы строго соподчинены своим надсистемам (см. рис. 1а). Системы здесь разделены на уровни, причем, каждый элемент такой системы, кроме самого верхнего, имеет только одного «предка».

Охарактеризовать приемы построения диаграмм в MS Excel: Мастер диаграмм, редактирование диаграммы, добавление новых данных на диаграмму - student2.ru

а) б)

в)

Рис.1 Примеры моделей данных

Первые СУБД использовали эту структуру данных. Самой известной и самой первой зарегистрированной промышленной СУБД является система фирмы IBM – Information Management System (IMS) (1968 г.). Она была создана для поддержки лунного проекта «Аполлон» и призвана была управлять огромным количеством деталей, иерархически связанных между собой – из деталей собирались узлы, которые входили в еще более крупные модули и т.д.

Сетевая модель является обобщением иерархической структуры за счет допущения объектов, имеющих более одного «предка» (рис. 1б). Сетевые модели применяются для отражения систем со сложной структурой. Одной из самых первых СУБД, использующих данную структуру, является Integrated Data Store (IDS) General Electric (начало 70-х г.).

Реляционная (от англ. relation – отношение) БД представляет структуру данных в виде простой двумерной таблицы (первый прототип реляционной СУБД был реализован фирмой IBM в 1974 г.). Это наиболее распространенная модель данных, так как почти все современные СУБД основаны на реляционной структуре. Одним из основных преимуществ реляционной модели данных является ее однородность (рис. 1в). Все данные рассматриваются как хранимые в таблицах, в которых каждая строка имеет один и тот же формат.

32 Дать определение основных понятий реляционных баз данных: отношение, информационный объект, класс объектов, атрибут, запись, поле и т.д.Реляционная база данных (РБД) – это конечный (ограниченный) набор отношений. Отношения используются для представления информационных объектов, а также для представления связей между объектами. Например, на рис. приведен пример отношения Сотрудник. Отношения изображаются в виде таблиц, где имена атрибутов выносятся в шапку таблицы.

Информационный объект – это описание некоторой сущности. В качестве сущностей могут выступать реальные объекты, явления, процессы, события и т.д.

Класс объектов - совокупность объектов, обладающих одинаковым набором атрибутов. Например, в базе данных о ВУЗе классами объектов являются сотрудники, студенты, преподаватели, предметы.

Атрибут (поле) - определенная часть информации о некотором объекте, который в отношении представляется поименованным столбцом. Например, №, ФИО, должность, стаж - это атрибуты объекта сотрудник.

Домен – это совокупность допустимых значений атрибута. С точки зрения программирования, домен – это тип данных, определяемый системой или пользователем.

Первичный ключ – это один или несколько столбцов, которые уникально, т.е. единственным образом определяют строки. Первичный ключ, который включает более одного столбца, называется составным.

Кортеж (запись) – это строка таблицы.

Степень отношения определяется количеством атрибутов, которые в нем присутствуют.

Кардинальность – это количество строк в таблице.

Охарактеризовать приемы построения диаграмм в MS Excel: Мастер диаграмм, редактирование диаграммы, добавление новых данных на диаграмму - student2.ru

Рис. Соотношение основных понятий реляционной модели

33 Описать типы связей между классами объектов базы данных

БД, содержащая информацию о разных классах объектов содержит несколько таблиц, одни из которых являются главными, а другие – подчиненными, между которыми устанавливают связь.

Связи между таблицами устанавливаются на основании ключевых атрибутов. Ключевой атрибут в главной таблице называется первичным ключом. Каждое значение первичного ключа в пределах таблицы должно быть уникальным для каждой записи (т.е. единственным образом определять экземпляр объекта), поэтому для них лучше использовать несмысловые, короткие величины, значения в которых не могут повториться, например, Шифр товара, Код продукции, Номер сотрудника, Номер зачетной книжки и т.д. Первичные ключи располагаются первыми в списке атрибутов. В подчиненной таблице связующее поле называется внешним ключом.

Связь типа «один-к-одному» (1-1) создается в том случае, когда связываются две главные таблицы, где оба связующих поля являются первичными ключами. При таком типе связи каждой записи в одной таблице соответствует не более одной записи в другой таблице. Этот вид связи встречается в тех случаях, когда часть информации об объекте либо редко используется, либо является конфиденциальной. Например, таблицы Физическое_лицо (Код_физ_лица, Фамилия, Имя, Отчество, Адрес) и Сотрудники (Код_физ_ лица, Должность, Разряд) связаны с помощью ключевого поля Код_физ_ лица.

Связь типа «один-ко-многим» (1-∞) – создается между главной и подчиненной таблицей. Такое отношение означает, что каждая запись главной таблицы может быть связана с любым числом записей подчиненной таблицы. Это наиболее распространенный тип связи. Например, таблицы Сотрудники(Шифр, Фамилия, Имя, Должность) и Дети сотрудников(Шифр_сотр., Имя ребенка, Возраст).

Связь типа «много-к-одному» (∞-1) – является обратной по отношению к связи один-ко-многим.

Связь типа «много-ко-многим» (∞:∞). При таком типе связи каждая запись одной таблицы может быть связана с любым числом записей другой таблицы и наоборот. В реляционных базах данных для реализации связи «много-ко-многим» она разбивается на две связи типа один-ко-многим.

Например, на рис. приведена модель предметной области «Сессия», состоящая из следующих сущностей: Студент(№_студента, Фамилия, Имя, Отчество, Группа); Староста(Группа, Фамилия, Имя, Отчество); Сессия(№_студента, Предмет, Оценка); Преподаватель(Код_преподавателя, Фамилия, Имя, Отчество, Предмет); Экзамен (Код_преподавателя, Группа, №_аудитории, Дата, Время).

Связь между сущностями осуществляется по общим полям. Например, в таблице Студентполе [№_студента] является первичным ключом, а в таблице Сессия - оно является внешним ключом. Связь много-ко-многим, между объектами Преподаватель и Староста, реализована через промежуточную сущность Экзамен.

34 Описать назначение основных объектов СУБД Access

Основными объектами СУБД Access являются таблицы, формы, запросы, отчеты и макросы.

Основным объектом базы данных является таблица. Каждая строка таблицы называется записью и содержит данные об одном объекте. Атрибут (свойство) объекта хранится в виде столбца таблицы и называется полем. Поле таблицы содержит однотипную для всех записей информацию. Создание таблицы начинается с разработки структуры таблицы, в которой нужно определить: имена полей БД, типы полей и свойства полей.

Формы служат для удобного отображения данных из одной или нескольких таблиц и ввода данных пользователем. Форма представляет собой некий электронный бланк, в котором имеются поля для ввода данных.

Экранные формы можно сделать точной копией бумажных бланков, с которых происходит ввод данных. Наборщик вводит данные в эти поля, и данные автоматически заносятся в таблицы базы. Благодаря этому во много раз уменьшается количество ошибок при вводе и значительно снижается утомляемость.

Запросы служат для выбора данных из таблиц, а также для автоматизации операций по обновлению и изменению таблиц. Для одной и той же таблицы можно создать множество разных запросов, каждый из которых сможет извлекать из таблицы лишь малую часть информации, но именно ту часть, которая в данный момент необходима.

В Access есть несколько типов запросов:

· запросы на выборку возвращают данные из одной или нескольких таблиц и отображают их в виде таблицы. Их можно также использовать для группировки записей и вычисления сумм, средних значений, подсчета записей и нахождения других типов итоговых значений;

· запросы с параметрами при выполнении отображают в собственном диалоговом окне приглашение ввести искомые данные;

· перекрестный запрос подсчитывает сумму, среднее или выполняет другие статистические расчеты, после чего результаты группируются в виде таблицы по двум наборам данных, один из которых определяет заголовки столбцов, а другой заголовки строк;

· запросы на изменение за одну операцию изменяют или перемещают несколько записей. Существует четыре типа запросов на изменение: на удаление записи, на обновление записи, на добавление записей, на создание таблицы.

Отчет предназначен для представления данных в печатном формате. Имея возможность управлять размером и внешним видом всех элементов отчета, пользователь может отобразить сведения желаемым образом. Мастера помогают быстро создать отчеты различных типов. Мастер наклеек используется для создания почтовых наклеек, мастер диаграмм помогает создать диаграмму, а мастер отчетов создавать стандартные отчеты.

Для целей автоматизации операций с объектами баз данных используют макросы. Макросом называют набор из одной или более макрокоманд, выполняющих определенные операции, такие, как открытие и закрытие форм, вывод на экран и скрытие панелей инструментов или запуск отчетов, связывание различных объектов базы данных, выполнение макрокоманды или набора макрокоманд при открытии базы данных и т.д.

35 Охарактеризовать технологию создания таблиц в СУБД Access

Для создания новой таблицы существует несколько способов. Если у разработчика СУБД нет достаточного опыта, рекомендуется для создания таблицы выбрать режим конструктора, где в поле Имя поля ввести имя поля таблицы.

В поле Тип данных выбирается один из следующих типов, в зависимости от хранимых в нем данных:

· числовое поле служит для ввода числовых данных;

· поля для ввода дат или времени имеют тип дата/время;

· для ввода логических данных, имеющих только два значения (Да или Нет), служит специальный тип - логическоеполе;

· денежный тип предназначен для представления денежных сумм, где вместе с цифрами приводятся названия валюты (рубли, доллары и др.);

· поле объекта OLE предназначено для хранения фотографий, музыкальных клипов и видеозаписей;

· текстовое поле имеет ограниченный размер (не более 256 символов).

· поле типа MEMOпозволяет вставить в поле длинный текст до 65 535 символов;

· поле счетчик для автоматической нумерации записей в базе данных;

В нижней части окна Конструктора, на вкладке Общие задаются свойства поля.

Вкладка Подстановка служит для организации подсказки при заполнении внешних ключей таблицы. Оно позволяет превратить простое поле для внешнего ключа в поле со списком, содержащим полный список ключей базовой таблицы и соответствующие этим ключам поля – подсказки из базовой таблицы. После выбора в списке записи, в заполняемую таблицу помещается только ключ. В дальнейшем поля подстановки наследуются формами, если в качестве источника данных формы выбрана таблица с такими полями. Для автоматического создания поля, в котором предлагается выбор значений из другой таблицы или раскрывающегося списка, содержащего набор постоянных значений, служит мастер подстановок.

Если создаваемая таблица является «главной», то для нее необходимо определить одно или несколько ключевых полей. Если в таблице нет поля, однозначно определяющего каждую запись, его нужно создать искусственно, например, ввести поле типа Счетчик.

После того, как созданы таблицы БД, можно установить связи между ними, обратившись к схеме данных. В большинстве случаев с ключевым полем «главной» таблицы, являющимся уникальным идентификатором каждой записи, связывается внешний ключ «подчиненной» таблицы. Обязательным условием при установлении связи является совпадение связываемых полей по типу и формату. Связь между таблицами определяется путем добавления связываемых таблиц в окно Схема данных с последующим перетаскиванием ключевого поля из одной таблицы в другую.

Данные в таблицу можно ввести непосредственно в режиме ее открытия или через специально созданную форму. Второй способ предпочтителен, поскольку формы обеспечивают более удобный интерфейс и возможности контроля ввода. Вводимые данные должны соответствовать типу данных и формату, определенным в структуре для каждого поля таблицы. При обнаружении несоответствия MS Access выдает предупреждение и не разрешает продолжать ввод. Следует либо ввести данные требуемого формата, либо отменить ввод.

36 Модели решения функциональных и вычислительных задач. Определить понятие и классификацию моделей.

Модель – это некий заменитель объекта, явления или процесса, который в определенных условиях может заменить оригинал, воспроизводя существенные его свойства и характеристики. Причем, модель имеет существенные преимущества, такие как наглядность, обозримость, доступность испытаний и.т.д.

Основные преимущества моделей:

· в них выделены основные свойства реальной системы, которые подлежат изучению, а несущественные либо отсутствуют, либо отражены в ней в меньшей степени;

· возможность простыми средствами изменять параметры модели, вводить некоторые воздействия с целью изучения реакции системы.

Моделирование - это построение моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений.

Модели объектов или явлений отражают свойства оригинала - его характеристики, параметры. Примеры моделей объектов: карта, глобус, макет здания, анатомический муляж и т.п.

Модели процессов служат для моделирования действий над материальными объектами: ход некоторых процессов и явлений, последовательную смену состояний, стадий развития одного объекта или их системы.

Модели поведения предшествует любым действиям человека, будь то разрешение конкретной житейской проблемы или выполнение какой-либо работы.

Материальные модели иначе можно назвать предметными. Они воспринимают геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение.

Информационная модель - это совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также его взаимосвязь с внешним миром. Их можно разделить на вербальные (т.е. выраженные в мысленной или разговорной форме) и знаковые (т.е. выраженная знаками любого формального языка).

Математическая модель – наиболее мощное средство исследования объектов и явлений. Формальная запись зависимостей между исходными данными и результатами с помощью математических формул дает математическую модель.

Компьютерная модель - модель, реализованная средствами вычислительной техники.

37 Модели решения функциональных и вычислительных задач. Охарактеризовать основные этапы моделирования.

1 этап – постановка задачи моделирования. Под задачей в самом общем смысле этого слова понимается некая проблема, которую надо решить. На этапе постановки задачи необходимо отразить три основных момента: описание задачи, определение целей моделирования и анализ объекта или процесса.

Наименование 0бозначенне Функции
Решение Охарактеризовать приемы построения диаграмм в MS Excel: Мастер диаграмм, редактирование диаграммы, добавление новых данных на диаграмму - student2.ru Выбор направления выполнения алгоритма в зависимости от некоторых переменных условии.
Предопределен-ный процесс Охарактеризовать приемы построения диаграмм в MS Excel: Мастер диаграмм, редактирование диаграммы, добавление новых данных на диаграмму - student2.ru Использование ранее созданных и отдельно написанных программ (подпрограмм).
Документ Охарактеризовать приемы построения диаграмм в MS Excel: Мастер диаграмм, редактирование диаграммы, добавление новых данных на диаграмму - student2.ru Вывод данных на бумажный носитель.
Пуск-останов Охарактеризовать приемы построения диаграмм в MS Excel: Мастер диаграмм, редактирование диаграммы, добавление новых данных на диаграмму - student2.ru Начало, конец, прерывание процесса обработки данных.

2 этап – разработка модели.Построение информационной модели является отправным пунктом разработки модели. Все входные параметры объектов, выделенные при анализе, располагают в порядке убывания значимости и проводят упрощение модели в соответствии с целью моделирования. Все элементарные объекты, выделенные при анализе, должны быть показаны во взаимосвязи. В информационной модели отображаются только бесспорные связи и очевидные действия. Информационная модель представляется в знаковой форме.

3 этап – компьютерная модель. При моделировании на компьютере необходимо иметь представление о классах программных средств, их назначении, инструментарии и приемах работы. Тогда легко можно преобразовать информационную знаковую модель в компьютерную и провести соответствующий эксперимент.

4 этап – компьютерный эксперимент. Включает две стадии: составление плана моделирования и технологию моделирования. План моделирования должен четко отражать последовательность работы с моделью. Технология моделирования – совокупность целенаправленных действий пользователя над компьютерной моделью. Каждый эксперимент должен сопровождаться осмыслением результатов моделирования, которые станут основой анализа результатов моделирования.

5 этап – анализ результатов моделирования. Конечная цель моделирования - принятие решения, которое должно быть выработано на основе всестороннего анализа полученных результатов. Полученные выводы часто способствуют проведению дополнительной серии экспериментов, а иногда и к изменению модели. Если результаты не соответствуют целям моделирования, значит, допущены ошибки на предыдущих этапах.

38 Дать понятие алгоритма и охарактеризовать основные свойства алгоритмов

Алгоритм – это информационная модель, описывающая процесс преобразования объекта из начального состояния в конечное, в форме последовательности точных инструкций о содержании действий, необходимых для получения результата.

Основные свойства алгоритма:

· определенность (детерминированность) - заключается в однозначности исполнения всех предписаний алгоритма. Описание любого действия алгоритма должно быть четким, ясным и не должно зависеть от конкретного исполнителя;

· дискретность – алгоритм должен состоять из конечного числа шагов, каждый из которых начинается только после завершения предыдущего:

· результативность - алгоритм должен "выдавать" результат через конечное число шагов. При этом либо достигается конечная цель, либо выдаётся сообщение о невозможности решения задачи.

· массовость - заключается в возможности применения алгоритма к целому классу однотипных задач, различающихся конкретными значениями исходных данных.

39 Охарактеризовать основные способы описания алгоритмов. Привести основные элементы блок-схем

К основным способам описания алгоритмов относятся:

· словесно-формульный (на естественном языке);

· структурный или описание с помощью блок-схем;

· программный с использованием специальных алгоритмических языков.

Присловесно-формульном способе алгоритм записывается в виде текста с формулами, определяющим последовательность действий. Этот способ широко распространен на начальных этапах разработки задач. Его недостатки – информационная избыточность, отсутствие формализации, невозможность унификации описываемых действий.

Приструктурномописании алгоритм изображается геометрическими фигурами (блоками), связанными по управлению линиями (направлениями потока) со стрелками. В блоках записывается последовательность действий. Данный способ наиболее нагляден: каждая операция вычислительного процесса изображается отдельной геометрической фигурой. Графическое изображение алгоритма наглядно показывает разветвления путей решения задачи в зависимости от различных условий, повторение отдельных этапов вычислительного процесса и другие детали.

Оформление блок-схем должно соответствовать определенным требованиям. В настоящее время действует единая система программной документации (ЕСПД), которая устанавливает правила разработки, оформления программ и программной документации. В ЕСПД определены и правила оформления блок-схем алгоритмов (ГОСТ 10.002-80 ЕСПД, ГОСТ 10.003-80 ЕСПД).

Основные элементы блок-схем:

40 Основные алгоритмические структуры. Привести блок-схемы линейных алгоритмов и алгоритмов ветвления и охарактеризовать их особенности

Линейная алгоритмическая конструкция образуется из последовательных блоков, следующих друг за другом, причём каждый блок может представлять собой или простую команду или любую более сложную конструкцию базовых элементов. На блок-схемах линейный алгоритм изображается так:


Охарактеризовать приемы построения диаграмм в MS Excel: Мастер диаграмм, редактирование диаграммы, добавление новых данных на диаграмму - student2.ru

С помощью алгоритмической конструкции ветвления осуществляется выполнение одного из двух возможных блоков в зависимости от результата проверки условия. Каждый блок может представлять собой любую конструкцию базовых элементов. Схема алгоритма ветвления:


Охарактеризовать приемы построения диаграмм в MS Excel: Мастер диаграмм, редактирование диаграммы, добавление новых данных на диаграмму - student2.ru

Алгоритм ветвления может использоваться в сокращённом виде (неполное ветвление). В этом случае блок-схема выглядит так:


Охарактеризовать приемы построения диаграмм в MS Excel: Мастер диаграмм, редактирование диаграммы, добавление новых данных на диаграмму - student2.ru

41 Основные алгоритмические структуры. Привести блок-схемы различных циклических алгоритмов и охарактеризовать их особенности

Для записи многократно повторяющихся команд используется специальная конструкция, называемая циклом. Цикл состоит из заголовка и тела цикла. Тело цикла - это сами повторяемые команды, а заголовок определяет условие выполнения или прекращения цикла.

Существуют три вида циклических конструкций.

Цикл “До” выполняется в том случае, пока соблюдается истинность условия выполнения цикла. Как только это условие станет ложным, цикл завершает свою работу:

Охарактеризовать приемы построения диаграмм в MS Excel: Мастер диаграмм, редактирование диаграммы, добавление новых данных на диаграмму - student2.ru

Цикл "После" выполняется пока условие прекращения цикла является ложным. Если оно становится истинным, цикл сразу завершает свою работу. В отличие от цикла “До” данный цикл будет выполнен всегда хотя бы один раз, даже в том случае, если условие прекращения цикла сразу стало истинным, т.к. проверка условия осуществляется после выполнения тела цикла:


Охарактеризовать приемы построения диаграмм в MS Excel: Мастер диаграмм, редактирование диаграммы, добавление новых данных на диаграмму - student2.ru

Цикл "для" (цикл с параметром). Этот цикл используется тогда, когда количество его повторов заранее известно. В цикле это количество определяется специальной величиной – параметром цикла.

Тело цикла

Охарактеризовать приемы построения диаграмм в MS Excel: Мастер диаграмм, редактирование диаграммы, добавление новых данных на диаграмму - student2.ru

Наши рекомендации