Индивидуальных предпринимателей. Финансовые отношения индивидуальных предпринимателей с государством в основном связаны с уплатой административных сборов за регистрацию и лицензирование их
Финансовые отношения индивидуальных предпринимателей с государством в основном связаны с уплатой административных сборов за регистрацию и лицензирование их деятельности, налогов и штрафных санкций за нарушение действующего законодательства.
Налоговым законодательством предусмотрены два подхода к налогообложению доходов индивидуальных предпринимателей:
• общий порядок налогообложения (налог на доходы физических лиц на общих основаниях);
• специальные налоговые режимы.
При общем порядке налогообложения у индивидуальных предпринимателей доходы облагаются налогом на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 Налогового кодекса РФ. Индивидуальные предприниматели облагаются налогом на доходы, полученные от занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, по ставке 13%. Налоговая база при этом рассчитывается как разница между суммой полученных доходов и суммой налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных и профессиональных), предоставляемых индивидуальному предпринимателю в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
При определении налоговой базы учитываются все доходы предпринимателя, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются в форме:
• необлагаемого минимума в размере 400,0 руб. за каждый месяц налогового периода. Данная льгота предоставляется до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 20 тыс. руб. Размер вычета увеличивается, если индивидуальный предприниматель участвовал в работах по ликвидации радиационных аварий; является Героем Советского Союза и Героем Российской Федерации; инвалидом с детства, инвалидом I и (или) II групп и т.д. (пп. 1, 2, 3.1 ст. 218 НК РФ);
• вычета на содержание детей. Индивидуальные предприниматели, имеющие на иждивении детей, также имеют право на налоговый вычет в размере 300 руб. в месяц на каждого ребенка в возрасте до 18 лет и на каждого учащегося дневной формы обучения в возрасте до 24 лет. Порядок предоставления данного вычета аналогичен порядку, действующему по необлагаемому минимуму.
Для индивидуальных предпринимателей установлено три вида социальных налоговых вычетов (ст. 219 НК РФ), которые предоставляются путем уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц на суммы:
• перечисленные предпринимателем на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, а также физкультурно-спортивным организациям. Такой вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы доходов, полученных в налоговом периоде;
• затрат предпринимателя на обучение в образовательных учреждениях в размере фактически произведенных в течение налогового периода расходов, но не более 38,0 тыс. руб. Этим вычетом предприниматель также может воспользоваться при оплате обучения своих детей в возрасте до 24 лет;
• фактических расходов по оплате медицинских услуг и стоимости медикаментов за налоговый период, но не более 38,0 тыс. руб. Для возникновения права на данный вычет медицинские услуги должны оказываться непосредственно самому налогоплательщику, а также его супруге (супругу), его родителям и (или) детям в возрасте до 18 лет.
В соответствии с действующим налоговым законодательством индивидуальные предприниматели могут воспользоваться имущественными налоговыми вычетами:
• при продаже имущества — в части сумм, полученных от продажи имущества, в том числе домов, квартир, земельных участков, ценных бумаг и др. Следует обратить внимание на то, что данный налоговый вычет не распространяется на доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от продажи имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности;
• при покупке жилья — в части сумм, израсходованных на новое строительство либо на приобретение жилья, уплату процентов, направленных на погашение ипотечного кредита (в размере
до 1 млн. руб.).
Наибольшее значение для индивидуального предпринимателя имеют профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ), которые предоставляются путем уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц на суммы фактически произведенных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов от предпринимательской деятельности. Если налогоплательщик не может документально подтвердить свои расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, то вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем.
Кроме налога на доходы физических лиц индивидуальные предприниматели в соответствии с главой 24 Налогового кодекса РФ уплачивают единый социальный налог. Они могут также являться плательщиками налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на добычу полезных ископаемых, платы за пользование водными объектами, платежей за загрязнение окружающей среды, земельного налога, налога на имущество физических лиц, а также государственной пошлины. С 1 января 2003 г. индивидуальные предприниматели — собственники транспортных средств — уплачивают транспортный налог в соответствии с главой 28 Налогового кодекса РФ.
Помимо общего подхода к налогообложению доходов индивидуальных предпринимателей в России, как и во многих зарубежных странах, существуют специальные налоговые режимы. В настоящее время российские предприниматели, как правило, уплачивают налоги по упрощенной системе либо единый налог на вмененный доход по отдельным видам деятельности.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения доходов осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость, налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. При этом индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Остальные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, игорным бизнесом; уплачивающие единый налог на вмененный доход или единый сельскохозяйственный налог, а также индивидуальные предприниматели, средняя численность работников у которых превышает 100 человек.
Если по итогам налогового (отчетного) периода доход индивидуального предпринимателя превысит 15,0 млн. руб., то такой налогоплательщик должен перейти на общий режим налогообложения доходов в рамках налога на доходы физических лиц.
Объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения признаются: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, но объект налогообложения не может им меняться в течение всего срока применения упрощенной системы
налогообложения.
Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности, и могут уменьшить полученные доходы на следующие расходы:
• приобретение основных средств и нематериальных активов;
• ремонт основных средств;
• арендные платежи за арендуемое имущество;
• материальные расходы;
• расходы на оплату труда;
• расходы на обязательное страхование работников и имущества;
• суммы НДС по приобретаемым товарам (работам и услугам);
• расходы, связанные с банковскими услугами;
• затраты на обеспечение пожарной безопасности; охрану имущества; содержание служебного транспорта, командировки, аудиторские услуги, канцелярские товары, почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, оплату услуг связи, рекламу, на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.
Расходы на приобретение основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения включаются в затраты в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию в
полном размере.
Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%, а в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%.
Индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства. При этом налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.
Другой разновидностью упрощенного механизма налогообложения стало налогообложение в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Такой налог вводится по решению субъектов Российской Федерации и действует в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
• оказание бытовых и ветеринарных услуг, в том числе: ремонт обуви и изделий из меха, металлоизделий, одежды, часов и ювелирных изделий; ремонт и обслуживание бытовой техники, компьютеров и оргтехники; услуги прачечных, химчисток и фотоателье; услуги по чистке обуви; парикмахерские услуги;
• оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
• розничная торговля, осуществляемая через магазины с площадью торгового зала не более 70 м2, и другие места торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
• оказание услуг общественного питания с залом площадью не более 70 м2;
• оказание автотранспортных услуг при использовании не более 20 автомобилей.
Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает освобождение его от взимания тех же налогов, что и при переходе к упрощенной системе налогообложения, при одновременном сохранении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Под вмененным доходом понимается потенциально возможный валовой доход за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.
Вмененный доход определяется на основе базовой доходности, т. е. условной месячной доходности в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях. Базовая доходность корректируется на три коэффициента, показывающих степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности:
первый коэффициент учитывает особенности ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, населенных пунктах, местах расположения внутри населенного пункта. Он определяется как отношение кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности налогоплательщика к максимальной кадастровой стоимости земли, установленной для данного вида деятельности;
второй коэффициент учитывает совокупность прочих особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов и т.д. Он ежегодно определяется субъектами Российской Федерации на календарный год и устанавливается в пределах от 0,1 до 1;
третий коэффициент - коэффициент-дефлятор, учитывающий индекс изменения потребительских цен в Российской Федерации.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога на вмененный доход признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. К физическим показателям, характеризующим определенный вид предпринимательской деятельности, относятся:
• количество работников — для бытовых услуг, автосервиса, разносной торговли;
• площадь торгового зала или число торговых мест — для розничной торговли;
• площадь зала — для услуг общепита;
• число автомобилей — для частного извоза.
Ставка единого налога устанавливается в размере 15% суммы вмененного дохода.
Преимуществами специального налогового режима при обложении индивидуальных предпринимателей единым налогом на вмененный доход являются: сокращение расходов этих субъектов хозяйствования по выполнению налоговых обязательств; уменьшение уклонения от налогов; повышение налоговых поступлений в бюджет за счет упрощения налоговых проверок; удобство для предпринимателей, особенно впервые начинающих предпринимательскую деятельность.
С 1 января 2002 г. в связи с вступлением в силу главы 26.1 НК РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» изменилось налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством. Они переводятся на уплату единого сельскохозяйственного налога при условии, что за предшествующий год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70%. Перевод на уплату единого сельскохозяйственного налога осуществляется независимо от численности работников в хозяйстве.
При этом крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями продолжают уплачиваться (наряду с единым сельскохозяйственным налогом) налог на добавленную стоимость, акцизы, государственная пошлина, таможенные пошлины, налог на имущество физических лиц (в частности, жилых строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей), налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, лицензионные сборы, взимается плата за загрязнение окружающей природной среды. Одновременно крестьянские хозяйства уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и продолжают перечислять в общеустановленном порядке налог на доходы физических лиц с суммы оплаты труда работников.
Вместе с тем переход крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога освобождает их от уплаты большинства других налогов и сборов. Так, в единый сельскохозяйственный налог вошли единый социальный налог, за исключением отчислений в Пенсионный фонд РФ; налог на добычу полезных ископаемых; плата за пользование водными объектами; налог на имущество предприятий; земельный налог; местные целевые сборы; сбор за право использования местной символики; налог на рекламу и др.
Налоговая база по единому сельскохозяйственному налогу находится в прямой зависимости от кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий[129]. При определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу исходят из показателей кадастровой оценки земель. При проведении кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов РФ определяются в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий оценочная продуктивность, оценочные затраты, цена производства валовой продукции, расчетный рентный доход и кадастровая стоимость. Первые два показателя (оценочная продуктивность и оценочные затраты) служат базовыми нормативами для кадастровой оценки внутри субъекта РФ. Кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий в среднем по субъекту РФ определяется путем умножения расчетного рентного дохода на срок его капитализации. Срок капитализации расчетного рентного дохода принимается равным 33 годам. В настоящее время кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий по Российской Федерации составляет 11040 руб. По регионам она колеблется от 43 560 руб./га до 400 руб./га.
Вместе с тем в каждом регионе имеются территории, отличающиеся от средних показателей по республике, краю, области, автономному образованию. Для определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий, находящихся в собственности, владении и (или) в пользовании налогоплательщика, кадастровая стоимость 1 га его сельскохозяйственных угодий делится на среднюю кадастровую стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий в соответствующем субъекте РФ и умножается на площадь сельскохозяйственных угодий налогоплательщика.
Налоговая ставка по единому сельскохозяйственному налогу устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ в рублях и копейках с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на их территориях. Размер налоговой ставки определяется как отношение 1/4 суммы налогов и сборов, подлежащих уплате сельскохозяйственными товаропроизводителями в бюджеты всех уровней за предшествующий календарный год, за исключением сохраняемых налогов и сборов, к сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий. Субъекты РФ вправе повышать (понижать) налоговую ставку для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем на 25%.
Для обеспечения своевременной и полной уплаты налоговых платежей государство осуществляет систематический финансовый контроль за деятельностью индивидуальных предпринимателей. Этот контроль проводят прежде всего налоговые органы и органы Министерства внутренних дел РФ. Основное внимание уделяется выявлению случаев незаконной и незарегистрированной индивидуальной предпринимательской деятельности, а также сокрытию зарегистрированными предпринимателями части доходов (путем искажения налоговой декларации, торговли без использования контрольно-кассовых аппаратов и т.д.). Главными мерами борьбы с финансовыми нарушениями индивидуальных предпринимателей являются штрафные санкции и прекращение их дальнейшей предпринимательской деятельности, а в особых случаях применяются меры уголовной ответственности.