Индивидуальных предпринимателей. Финансовые отношения индивидуальных предпринимателей с государством в основном связаны с уплатой административных сборов за регистрацию и лицензирование их

Финансовые отношения индивидуальных предпринимателей с государством в основном связаны с уплатой административных сборов за регистрацию и лицензирование их деятельности, нало­гов и штрафных санкций за нарушение действующего законода­тельства.

Налоговым законодательством предусмотрены два подхода к налогообложению доходов индивидуальных предпринимателей:

• общий порядок налогообложения (налог на доходы физи­ческих лиц на общих основаниях);

• специальные налоговые режимы.

При общем порядке налогообложения у индивидуальных предпринимателей доходы облагаются налогом на доходы физи­ческих лиц в соответствии с главой 23 Налогового кодекса РФ. Индивидуальные предприниматели облагаются налогом на доходы, полученные от занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, по ставке 13%. Налоговая база при этом рассчитывается как разница между суммой полу­ченных доходов и суммой налоговых вычетов (стандартных, со­циальных, имущественных и профессиональных), предоставляе­мых индивидуальному предпринимателю в соответствии с Нало­говым кодексом РФ.

При определении налоговой базы учитываются все доходы предпринимателя, полученные им как в денежной, так и в нату­ральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются в форме:

• необлагаемого минимума в размере 400,0 руб. за каждый ме­сяц налогового периода. Данная льгота предоставляется до меся­ца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 20 тыс. руб. Размер вычета увеличивается, если индивидуальный предприниматель участвовал в работах по лик­видации радиационных аварий; является Героем Советского Со­юза и Героем Российской Федерации; инвалидом с детства, инва­лидом I и (или) II групп и т.д. (пп. 1, 2, 3.1 ст. 218 НК РФ);

• вычета на содержание детей. Индивидуальные предприни­матели, имеющие на иждивении детей, также имеют право на налоговый вычет в размере 300 руб. в месяц на каждого ребенка в возрасте до 18 лет и на каждого учащегося дневной формы обу­чения в возрасте до 24 лет. Порядок предоставления данного вы­чета аналогичен порядку, действующему по необлагаемому ми­нимуму.

Для индивидуальных предпринимателей установлено три ви­да социальных налоговых вычетов (ст. 219 НК РФ), которые пре­доставляются путем уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц на суммы:

• перечисленные предпринимателем на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, а также физкультурно-спортивным организациям. Такой вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы доходов, полученных в налоговом пе­риоде;

• затрат предпринимателя на обучение в образовательных уч­реждениях в размере фактически произведенных в течение нало­гового периода расходов, но не более 38,0 тыс. руб. Этим вычетом предприниматель также может воспользоваться при оплате обу­чения своих детей в возрасте до 24 лет;

• фактических расходов по оплате медицинских услуг и стои­мости медикаментов за налоговый период, но не более 38,0 тыс. руб. Для возникновения права на данный вычет медицинские ус­луги должны оказываться непосредственно самому налогопла­тельщику, а также его супруге (супругу), его родителям и (или) де­тям в возрасте до 18 лет.

В соответствии с действующим налоговым законодатель­ством индивидуальные предприниматели могут воспользоваться имущественными налоговыми вычетами:

• при продаже имущества — в части сумм, полученных от про­дажи имущества, в том числе домов, квартир, земельных участ­ков, ценных бумаг и др. Следует обратить внимание на то, что данный налоговый вычет не распространяется на доходы, полу­чаемые индивидуальными предпринимателями от продажи иму­щества в связи с осуществлением ими предпринимательской де­ятельности;

• при покупке жилья — в части сумм, израсходованных на но­вое строительство либо на приобретение жилья, уплату процен­тов, направленных на погашение ипотечного кредита (в размере

до 1 млн. руб.).

Наибольшее значение для индивидуального предпринимате­ля имеют профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ), которые предоставляются путем уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц на суммы фактически произве­денных расходов, непосредственно связанных с извлечением до­ходов от предпринимательской деятельности. Если налогопла­тельщик не может документально подтвердить свои расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, то вычет про­изводится в размере 20% общей суммы доходов, полученной ин­дивидуальным предпринимателем.

Кроме налога на доходы физических лиц индивидуальные предприниматели в соответствии с главой 24 Налогового кодекса РФ уплачивают единый социальный налог. Они могут также яв­ляться плательщиками налога на добавленную стоимость, акци­зов, налога на добычу полезных ископаемых, платы за пользова­ние водными объектами, платежей за загрязнение окружающей среды, земельного налога, налога на имущество физических лиц, а также государственной пошлины. С 1 января 2003 г. индивидуальные предприниматели — собственники транспортных средств — уплачивают транспортный налог в соответствии с главой 28 Налогового кодекса РФ.

Помимо общего подхода к налогообложению доходов инди­видуальных предпринимателей в России, как и во многих зару­бежных странах, существуют специальные налоговые режимы. В настоящее время российские предприниматели, как правило, уп­лачивают налоги по упрощенной системе либо единый налог на вмененный доход по отдельным видам деятельности.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения доходов осуществляется инди­видуальными предпринимателями добровольно. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость, налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринима­тельской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также вып­лат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физичес­ких лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. При этом ин­дивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации. Остальные налоги упла­чиваются индивидуальными предпринимателями, применяющи­ми упрощенную систему налогообложения, в соответствии с об­щим режимом налогообложения.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели, занимающиеся производ­ством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, игорным бизнесом; уплачивающие единый налог на вмененный доход или единый сельскохозяйственный налог, а также индивидуальные предприниматели, средняя численность работников у которых превышает 100 человек.

Если по итогам налогового (отчетного) периода доход инди­видуального предпринимателя превысит 15,0 млн. руб., то такой налогоплательщик должен перейти на общий режим налогообло­жения доходов в рамках налога на доходы физических лиц.

Объектом налогообложения при упрощенной системе налогооб­ложения признаются: доходы или доходы, уменьшенные на вели­чину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, но объект налогообложения не может им ме­няться в течение всего срока применения упрощенной системы

налогообложения.

Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предприни­мательской деятельности, и могут уменьшить полученные дохо­ды на следующие расходы:

• приобретение основных средств и нематериальных активов;

• ремонт основных средств;

• арендные платежи за арендуемое имущество;

• материальные расходы;

• расходы на оплату труда;

• расходы на обязательное страхование работников и иму­щества;

• суммы НДС по приобретаемым товарам (работам и ус­лугам);

• расходы, связанные с банковскими услугами;

• затраты на обеспечение пожарной безопасности; охрану имущества; содержание служебного транспорта, командировки, аудиторские услуги, канцелярские товары, почтовые, телефон­ные, телеграфные и другие подобные услуги, оплату услуг связи, рекламу, на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.

Расходы на приобретение основных средств в период приме­нения упрощенной системы налогообложения включаются в зат­раты в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию в

полном размере.

Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%, а в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в раз­мере 15%.

Индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые орга­ны по месту своего жительства. При этом налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

Другой разновидностью упрощенного механизма налогообложения стало налогообложение в виде единого налога на вменен­ный доход для отдельных видов деятельности. Такой налог вводит­ся по решению субъектов Российской Федерации и действует в отношении следующих видов предпринимательской деятель­ности:

• оказание бытовых и ветеринарных услуг, в том числе: ремонт обуви и изделий из меха, металлоизделий, одежды, часов и юве­лирных изделий; ремонт и обслуживание бытовой техники, компьютеров и оргтехники; услуги прачечных, химчисток и фо­тоателье; услуги по чистке обуви; парикмахерские услуги;

• оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

• розничная торговля, осуществляемая через магазины с пло­щадью торгового зала не более 70 м2, и другие места торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

• оказание услуг общественного питания с залом площадью не более 70 м2;

• оказание автотранспортных услуг при использовании не бо­лее 20 автомобилей.

Уплата индивидуальными предпринимателями единого нало­га предусматривает освобождение его от взимания тех же нало­гов, что и при переходе к упрощенной системе налогообложения, при одновременном сохранении страховых взносов на обязатель­ное пенсионное страхование.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Под вменен­ным доходом понимается потенциально возможный валовой до­ход за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитывае­мый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияю­щих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.

Вмененный доход определяется на основе базовой доходнос­ти, т. е. условной месячной доходности в стоимостном выраже­нии на ту или иную единицу физического показателя, характери­зующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях. Базовая доходность коррек­тируется на три коэффициента, показывающих степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской дея­тельности:

первый коэффициент учитывает особенности ведения пред­принимательской деятельности в различных муниципальных об­разованиях, населенных пунктах, местах расположения внутри населенного пункта. Он определяется как отношение кадастро­вой стоимости земли по месту осуществления деятельности нало­гоплательщика к максимальной кадастровой стоимости земли, установленной для данного вида деятельности;

второй коэффициент учитывает совокупность прочих особен­ностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов и т.д. Он ежегодно определяется субъектами Российской Федерации на календарный год и устанавливается в пределах от 0,1 до 1;

третий коэффициент - коэффициент-дефлятор, учитываю­щий индекс изменения потребительских цен в Российской Феде­рации.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога на вменен­ный доход признается величина вмененного дохода, рассчитывае­мая как произведение базовой доходности по определенному ви­ду предпринимательской деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. К фи­зическим показателям, характеризующим определенный вид предпринимательской деятельности, относятся:

• количество работников — для бытовых услуг, автосервиса, разносной торговли;

• площадь торгового зала или число торговых мест — для роз­ничной торговли;

• площадь зала — для услуг общепита;

• число автомобилей — для частного извоза.

Ставка единого налога устанавливается в размере 15% суммы вмененного дохода.

Преимуществами специального налогового режима при об­ложении индивидуальных предпринимателей единым налогом на вмененный доход являются: сокращение расходов этих субъ­ектов хозяйствования по выполнению налоговых обязательств; уменьшение уклонения от налогов; повышение налоговых пос­туплений в бюджет за счет упрощения налоговых проверок; удоб­ство для предпринимателей, особенно впервые начинающих предпринимательскую деятельность.

С 1 января 2002 г. в связи с вступлением в силу главы 26.1 НК РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных това­ропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» из­менилось налогообложение крестьянских (фермерских) хо­зяйств и индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством. Они переводятся на уп­лату единого сельскохозяйственного налога при условии, что за предшествующий год доля выручки от реализации сельскохо­зяйственной продукции, произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее пере­работки, в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70%. Перевод на уплату единого сельскохо­зяйственного налога осуществляется независимо от численнос­ти работников в хозяйстве.

При этом крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и ин­дивидуальными предпринимателями продолжают уплачиваться (наряду с единым сельскохозяйственным налогом) налог на до­бавленную стоимость, акцизы, государственная пошлина, тамо­женные пошлины, налог на имущество физических лиц (в част­ности, жилых строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей), налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, лицензионные сборы, взимается плата за загрязнение окружаю­щей природной среды. Одновременно крестьянские хозяйства уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное стра­хование и продолжают перечислять в общеустановленном поряд­ке налог на доходы физических лиц с суммы оплаты труда работников.

Вместе с тем переход крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельско­хозяйственного налога освобождает их от уплаты большинства других налогов и сборов. Так, в единый сельскохозяйственный налог вошли единый социальный налог, за исключением отчис­лений в Пенсионный фонд РФ; налог на добычу полезных иско­паемых; плата за пользование водными объектами; налог на иму­щество предприятий; земельный налог; местные целевые сборы; сбор за право использования местной символики; налог на рек­ламу и др.

Налоговая база по единому сельскохозяйственному налогу находится в прямой зависимости от кадастровой стоимости пло­щади сельскохозяйственных угодий[129]. При определении налого­вой базы по единому сельскохозяйственному налогу исходят из показателей кадастровой оценки земель. При проведении кадаст­ровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов РФ определяются в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий оценочная продуктивность, оценочные затраты, цена производ­ства валовой продукции, расчетный рентный доход и кадастровая стоимость. Первые два показателя (оценочная продуктивность и оценочные затраты) служат базовыми нормативами для кадаст­ровой оценки внутри субъекта РФ. Кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий в среднем по субъекту РФ опреде­ляется путем умножения расчетного рентного дохода на срок его капитализации. Срок капитализации расчетного рентного дохода принимается равным 33 годам. В настоящее время кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий по Российской Федерации составляет 11040 руб. По регионам она колеблется от 43 560 руб./га до 400 руб./га.

Вместе с тем в каждом регионе имеются территории, отлича­ющиеся от средних показателей по республике, краю, области, автономному образованию. Для определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий, находящихся в собственности, владении и (или) в пользовании налогоплательщика, кадастровая стоимость 1 га его сельскохо­зяйственных угодий делится на среднюю кадастровую стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий в соответствующем субъекте РФ и умножается на площадь сельскохозяйственных угодий на­логоплательщика.

Налоговая ставка по единому сельскохозяйственному налогу устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ в рублях и копейках с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на их территориях. Размер налоговой ставки определяется как отношение 1/4 суммы налогов и сборов, подлежа­щих уплате сельскохозяйственными товаропроизводителями в бюджеты всех уровней за предшествующий календарный год, за исключением сохраняемых налогов и сборов, к сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий. Субъекты РФ вправе повышать (понижать) налоговую ставку для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем на 25%.

Для обеспечения своевременной и полной уплаты налоговых платежей государство осуществляет систематический финансо­вый контроль за деятельностью индивидуальных предпринима­телей. Этот контроль проводят прежде всего налоговые органы и органы Министерства внутренних дел РФ. Основное внимание уделяется выявлению случаев незаконной и незарегистрирован­ной индивидуальной предпринимательской деятельности, а так­же сокрытию зарегистрированными предпринимателями части доходов (путем искажения налоговой декларации, торговли без использования контрольно-кассовых аппаратов и т.д.). Главными мерами борьбы с финансовыми нарушениями индивидуальных предпринимателей являются штрафные санкции и прекращение их дальнейшей предпринимательской деятельности, а в особых случаях применяются меры уголовной ответственности.

Наши рекомендации