Структура расходов местных бюджетов в 2003 г

(%)

Виды расходов местных бюджетов Уровень расходов
Местное самоуправление
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
Промышленность, энергетика, строительство
Сельское хозяйство и рыболовство
Транспорт, связь и информатика
Жилищно-коммунальное хозяйство
Образование
Культура, искусство и кинематография
Здравоохранение и физическая культура
Социальная политика
Обслуживание муниципального долга
Другие виды расходов местных бюджетов
Всего расходов местных бюджетов

Источник.Рассчитано на основе Отчёта об исполнении

консолидированного бюджета РФ за 2003 г.

Традиционно формирование резервных фондов связывается с необходимостью финансирования расходов на проведение ава­рийно-спасательных, восстановительных и иных видов работ, вызванных чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствия­ми. Между тем содержание непредвиденных расходов не ограни­чивается их экстренным характером, предполагая финансирова­ние различного рода мероприятий, не предусмотренных на теку­щий финансовый год. Иными словами, за счет резервных фондов обеспечивается финансирование расходов, не предусмотренных законом (решением) о бюджете и определяемых решениями ор­ганов исполнительной власти.

В федеральном бюджете формируются резервный фонд Пре­зидента РФ, резервный фонд Правительства РФ, резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрез­вычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Общий размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета (ст. 81 БК РФ). В свою очередь резервный фонд Президента РФ утверж­дается в размере не более 1% расходов федерального бюджета (ст. 82 БК РФ). Ограничений по формированию резервных фон­дов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований Бюд­жетным кодексом РФ не предусматривается. Конкретный размер фондов устанавливается ежегодно при утверждении закона (ре­шения) о бюджете[202].

Следуя принципу адресности и целевого характера бюджетных средств, предусмотренному Бюджетным кодексом РФ (ст. 28, 38), функциональная группировка расходов дополняется их ведомственным распределением. Ведомственная структура расходов предусматривает распределение бюджетных средств между орга­нами исполнительной власти, в распоряжение которых они пре­доставляются[203], с последующей группировкой расходов в зависи­мости от их функционального назначения. Таким образом, ведомственная структура расходов позволяет раскрыть состав ор­ганов исполнительной власти, осуществляющих расходы одного функционального назначения, так же, как и функциональный состав расходов, осуществляемых органом исполнительной влас­ти и подведомственными ему государственными (муниципаль­ными) учреждениями.

В соответствии с федеральным законодательством расходы бюджетов в их функциональной и ведомственной структуре утвер­ждаются законом (решением) о бюджете на очередной финансо­вый год.

Экономическая группировка расходов бюджета предполагает распределение бюджетных средств в зависимости от целей и ус­ловий их выделения. Ее использование предоставляет возмож­ности для включения расходов бюджетов в расчеты валового внутреннего продукта и валового регионального продукта, для анализа влияния бюджетных расходов на структуру обществен­ного потребления и накопления. Экономическая группировка расходов является базовой при оценке целевого использования бюджетных средств.

В рамках этой группировки выделяют:

• текущие расходы бюджета — бюджетные средства, направ­ляемые на обеспечение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, функционирование бюджет­ных учреждений, государственную поддержку отраслей экономи­ки, социальные выплаты населению, финансовую поддержку бюджетов иных уровней бюджетной системы РФ, обслуживание долговых обязательств и финансирование иных расходов, не включенных в состав капитальных;

• капитальные расходы — бюджетные средства, направляемые на капитальные вложения в основные средства, создание государ­ственных (муниципальных) запасов, приобретение земли, нема­териальных и иных активов, а также безвозмездные платежи, пе­редаваемые с целью приобретения их получателями аналогичных активов;

• расходы, связанные с предоставлением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, а также государственных кредитов, — бюджет­ные средства, предоставляемые на возвратной и платной основе органам государственной власти (местного самоуправления) и субъектам хозяйствования, а также правительствам иностранных государств и их юридическим лицам.

Экономическая структура расходов бюджета в законе (реше­нии) о бюджете на очередной финансовый год не утверждается.

Расходы бюджетов осуществляются в различных формах, оп­ределенных ст. 6, 69 Бюджетного кодекса РФ, представленных в табл. 12 7.

Совершенствование форм расходов бюджета является одним из основных направлений современной бюджетной политики в Российской Федерации. Это обусловлено необходимостью пре­доставления финансовых ресурсов с учетом достижения заранее формализованных целей деятельности субъекта хозяйствования либо органа государственной власти (местного самоуправле­ния), повышения его стимулов к сокращению расходов на про­изводство государственных (муниципальных) услуг, усиления ответственности за результативность использования средств, расширения конкурсной основы в распределении бюджетных ресурсов.

Таблица 12.7

Основные формы расходов бюджета*

Виды расходов Формы расходов бюджета Условия предоставления средств
Расходы на государственную (муниципальную) поддержку коммерческих организаций Субвенции На безвозмездной и безвозв­ратной основах на осуществле­ние определенных целевых расходов
Субсидии На безвозмездной и безвозв­ратной основах на условиях до­левого финансирования целе­вых расходов  
Дотации1 На безвозмездной и безвозв­ратной основах на покрытие убытков, в том числе в связи в реализацией товаров (работ и услуг) по регулируемым орга­нами государственной власти (органами местного самоуп­равления) ценам  
Бюджетный кредит2 Срочность, возвратность, платность  
Расходы на содержание бюджетных учреждений3 Ассигнования на содержание бюджетных учреждение В соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов в пределах лимитов бюджетных обязательств по мере выполне­ния плана по сети, штатам и контингентам с учетом исполь­зования ранее предоставлен­ных средств  
Расходы на государственную (муниципальную) поддержку населения Трансферты населения На безвозмездной и безвозврат­ной основах на обеспечение со­вокупных потребностей гражданина  
Субсидии населению На безвозмездной и безвозв­ратной основах на обеспечение определенных потребностей гражданина
Бюджетный кредит4 Срочность, возвратность, плат­ность  
1 В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 6) в форме дотаций могут осуществляться расходы исключительно на финансовую поддержку бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Между тем дотации ак­тивно используются в бюджетном финансировании. Преимущественно в такой форме осуществляется финансовая поддержка коммерческих орга­низаций из местных бюджетов (например, дотации на покрытие убытков предприятий общественного транспорта общего пользования; дотации на возмещение организациям теплоснабжения разницы в ценах на тепловую электроэнергию, отпускаемую в дома муниципального жилого фонда и др.). Бюджетный кредит является единственной формой расходов на со­держание субъектов хозяйствования, предусматривающей условия возв­ратности средств. Иные формы расходов основаны на безвозвратном пре­доставлении бюджетных средств. 3 Расходы на государственную поддержку иных некоммерческих орга­низаций осуществляются в формах, аналогичных расходам на государ­ственную поддержку коммерческих организаций. 4 В соответствии с Бюджетным кодексом РФ физические лица не включены в состав получателей бюджетного кредита. Однако федераль­ным законодательством предусматривается право отдельных категорий граждан на получение бюджетных средств на условиях возвратности и срочности (например, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту).  

* Формы расходов на финансовую поддержку субъектов РФ

и муници­пальных образований являются предметом рассмотрения в параграфе 12.3.

В настоящем основные изменения в бюджетном финансиро­вании организаций связываются с реструктуризацией бюджетно­го сектора на основе преобразования бюджетных учреждений[204]. В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собра­нию РФ от 30.05.2003 «О бюджетной политике в 2004 году» по­ставлена задача отказаться от сметного финансирования бюджет­ной сети и перейти к принципу оплаты бюджетных услуг в соот­ветствии с получаемыми обществом результатами.

С преобразованием бюджетного учреждения его бюджетное финансирование по смете доходов и расходов становится непри­емлемым. Тем не менее это не исключает его участия на рынке государственных (муниципальных) услуг, в том числе оказывае­мых в соответствии с государственными (муниципальными) со­циальными заказами. При оказании государственными (муници­пальными) некоммерческими организациями (за исключением бюджетных учреждений) социальных услуг на бесплатной или частично оплачиваемой потребителями этой услуги основе орга­ны государственной власти (местного самоуправления) прини­мают обязательства по возмещению соответствующих видов зат­рат в форме субсидий.

Процесс реформирования системы социальных выплат свя­зывается с необходимостью применения адресных форм соци­альной поддержки нуждающегося населения, а также использо­вания дополнительных денежных выплат за особые условия труда отдельных категорий работников (в частности, военнос­лужащих и приравненных к ним лиц). Соответственно последовательное увеличение состава и объема субсидий, предоставля­емых населению, сопровождается постепенной отменой соци­альных и ведомственных льгот.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение бюджетного фонда. Каково его эконо­мическое содержание?

2. Какие звенья и виды бюджетов включаются в бюджетную систему РФ?

3. Как реализуются на практике принципы бюджетной систе­мы РФ?

4. Назовите основные принципы организации системы дохо­дов бюджета.

5. Каким образом могут быть классифицированы доходы бюджета?

6. Какие группы доходов включаются в доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов?

7. В чем заключается назначение расходов бюджета?

8. Каковы различия текущих и капитальных расходов бюд­жета?

9. Какие формы бюджетных расходов предусмотрены законо­дательством РФ?

10. Охарактеризуйте основные функциональные элементы межбюджетных отношений.

11. В чем заключаются особенности процесса разграниче­ния расходов и доходов между бюджетами разного уровня в Рос­сии?

12. Каким образом можно охарактеризовать современные методы межбюджетного регулирования в Российской Фе­дерации?

Наши рекомендации