Структура доходов и расходов бюджетов

Доходы бюджета имеют централизованный характер, так как они поступают в непосредственное распоряжение государства, которое использует их для осуществления свей деятельности.

Доходы бюджета формируются за счет разных источников, которые условно можно разделить на 2 группы:

1. внутренние - все источники, которые связаны с материальным производством и сферой социального обслуживания в Республике Беларусь,

2. внешние - заемные средства, которые предоставляются иностранными государствами и международными органами,

Доходы бюджета можно разделить на 2 группы:

1. закрепленные доходы – доходы, которые в полном объеме или твердой фиксированной сумме на постоянной или долговременной основе зачисляются в бюджет,

2. регулирующие доходы – доходы, по которым производятся отчисления в нижестоящие бюджеты на основании решений вышестоящих органов государственной власти и управления и они являются ежегодно распределяемыми, чем и отличаются от закрепленных.

Дотация- денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическим лицам для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств;

Субвенция- денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на конкретные цели;

Субсидия- денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы либо юридическим и физическим лицам в виде помощи или пособия.

Расходы делятся на 2 группы:

1. бюджет текущих расходов – это расходы на текущее содержание и капитальный ремонт ЖКХ, на содержание объектов окружающей среды, учреждений здравоохранения, науки, образования, культуры, спорта, на содержание органов государственной власти и управления, на оборону, СМИ.

2. бюджет развития – это бюджет, включающий в себя расходы на инновационную и инвестиционную деятельность, а также вложения в социально-экономическое развитие.

Расходы бюджета каждого уровня определяются в соответствии с целями соответствующего органа государственной власти и управления и заданиями социально-экономического развития данной территории.

Бюджетная классификация

Бюджетная классификация Республики Беларусь - это систематизированная группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов с присвоением объектам классификации группировочных кодов, основанная на их экономической характеристике, и обеспечивающая республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов, необходимую для соответствующего анализа бюджетно-финансовой политики государства.

В Республике Беларусь используется единая бюджетная классификация, которая разработана Минфином РБ и утверждена Законом РБ «О бюджетной классификации Республики Беларусь» от 05. 05. 1998 г. (в ред. Законов Республики Беларусь от 25.10.2000,от 24.07.2002, от 18.12.2002, от 04.11.2003).

Бюджетная классификация включает:

классификацию доходов;

классификацию расходов, включающую функциональную, экономическую (предметную) и ведомственную классификацию расходов;

классификацию источников внутреннего финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов;

классификацию источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета;

классификацию видов внутреннего государственного долга Республики Беларусь;

классификацию видов внешнего государственного долга Республики Беларусь.

Значение бюджетной классификации:

1) ее использование обеспечивает четкую работу органов власти и управления по формированию бюджетов всех уровней,

2) упрощенный контроль за полнотой и своевременностью поступления денежных средств в бюджет и контроль за исполнением бюджета,

3) позволяет объединить бюджеты всех уровней в консолидированный бюджет,

4) способствует проведению экономического анализа бюджетных показателей,

5) правовое значение – она лежит в основе составления и исполнения бюджета.

Местные бюджеты

Местный бюджет – это часть бюджетных ресурсов государства, направленных в распоряжение местных органов государственной власти и управления для исполнения ими своих функций и социально-экономического развития конкретной административно-территориальной единицы.

К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.

Местные исполнительные и распорядительные органы, Советы депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Вмешательство любых органов в процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Беларусь.

К собственным источникам доходов местных бюджетов относятся:

1) источники доходов, закрепленные законодательством Республики Беларусь за бюджетом каждого уровня:

В 2007 году установлены следующие нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и г.Минска,

- частично от (в процентах):

налогов на доходы и прибыль в размере 50 процентов в бюджеты областей и 39,6 процента – в бюджет г. Минска, получаемых на соответствующей территории области и г. Минска;

налога на добавленную стоимость – 30 процентов, в том числе в бюджеты Брестской области – 4,44 процента, Витебской – 3,96, Гомельской – 4,56, Гродненской – 3,45, Минской – 4,53, Могилевской области – 3,51 и г. Минска – 5,55 процента.

- в полном объеме:

подоходный налог с физических лиц;

налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по местным лотереям;

налог на недвижимость;

земельный налог;

налог при упрощенной системе налогообложения;

акцизы по вину, напиткам слабоалкогольным и винным;

единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

налог на игорный бизнес;

налог за использование природных ресурсов (экологический налог) в части использования (изъятия, добычи) природных ресурсов и переработки нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;

государственная пошлина.

2) дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь:

В 2008 году областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц следующие местные налоги и сборы:

1. налог с продаж товаров в розничной торговле.

2. налог на услуги.

3. целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)).

4. сборы с пользователей (парковка (стоянка) в специально оборудованных местах; осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц; владение собаками и (или) использование их в предпринимательской деятельности; использование местной символики; проведение аукционов; осуществление охоты и рыболовства; строительство объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц).

5. сбор с заготовителей.

6. курортный сбор.

К заемным источникам доходов местных бюджетов относятся:

дотации, субвенции, субсидии, а также иные заемные средства.

Местные Советы депутатов самостоятельно в пределах своих полномочий определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение.

В составе местных бюджетов образуются резервные и целевые бюджетные фонды, размеры которых определяются соответствующими местными Советами депутатов.

Местные исполнительные и распорядительные органы могут вкладывать имеющиеся у них временно свободные денежные средства в хозяйственную деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использовать на выдачу займов и ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Наши рекомендации