Структура расходов местных бюджетов в 2003 г
(%)
Виды расходов местных бюджетов | Уровень расходов |
Местное самоуправление | |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства | |
Промышленность, энергетика, строительство | |
Сельское хозяйство и рыболовство | |
Транспорт, связь и информатика | |
Жилищно-коммунальное хозяйство | |
Образование | |
Культура, искусство и кинематография | |
Здравоохранение и физическая культура | |
Социальная политика | |
Обслуживание муниципального долга | |
Другие виды расходов местных бюджетов | |
Всего расходов местных бюджетов |
Источник.Рассчитано на основе Отчёта об исполнении
консолидированного бюджета РФ за 2003 г.
Традиционно формирование резервных фондов связывается с необходимостью финансирования расходов на проведение аварийно-спасательных, восстановительных и иных видов работ, вызванных чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями. Между тем содержание непредвиденных расходов не ограничивается их экстренным характером, предполагая финансирование различного рода мероприятий, не предусмотренных на текущий финансовый год. Иными словами, за счет резервных фондов обеспечивается финансирование расходов, не предусмотренных законом (решением) о бюджете и определяемых решениями органов исполнительной власти.
В федеральном бюджете формируются резервный фонд Президента РФ, резервный фонд Правительства РФ, резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Общий размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета (ст. 81 БК РФ). В свою очередь резервный фонд Президента РФ утверждается в размере не более 1% расходов федерального бюджета (ст. 82 БК РФ). Ограничений по формированию резервных фондов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований Бюджетным кодексом РФ не предусматривается. Конкретный размер фондов устанавливается ежегодно при утверждении закона (решения) о бюджете[202].
Следуя принципу адресности и целевого характера бюджетных средств, предусмотренному Бюджетным кодексом РФ (ст. 28, 38), функциональная группировка расходов дополняется их ведомственным распределением. Ведомственная структура расходов предусматривает распределение бюджетных средств между органами исполнительной власти, в распоряжение которых они предоставляются[203], с последующей группировкой расходов в зависимости от их функционального назначения. Таким образом, ведомственная структура расходов позволяет раскрыть состав органов исполнительной власти, осуществляющих расходы одного функционального назначения, так же, как и функциональный состав расходов, осуществляемых органом исполнительной власти и подведомственными ему государственными (муниципальными) учреждениями.
В соответствии с федеральным законодательством расходы бюджетов в их функциональной и ведомственной структуре утверждаются законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год.
Экономическая группировка расходов бюджета предполагает распределение бюджетных средств в зависимости от целей и условий их выделения. Ее использование предоставляет возможности для включения расходов бюджетов в расчеты валового внутреннего продукта и валового регионального продукта, для анализа влияния бюджетных расходов на структуру общественного потребления и накопления. Экономическая группировка расходов является базовой при оценке целевого использования бюджетных средств.
В рамках этой группировки выделяют:
• текущие расходы бюджета — бюджетные средства, направляемые на обеспечение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, функционирование бюджетных учреждений, государственную поддержку отраслей экономики, социальные выплаты населению, финансовую поддержку бюджетов иных уровней бюджетной системы РФ, обслуживание долговых обязательств и финансирование иных расходов, не включенных в состав капитальных;
• капитальные расходы — бюджетные средства, направляемые на капитальные вложения в основные средства, создание государственных (муниципальных) запасов, приобретение земли, нематериальных и иных активов, а также безвозмездные платежи, передаваемые с целью приобретения их получателями аналогичных активов;
• расходы, связанные с предоставлением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, а также государственных кредитов, — бюджетные средства, предоставляемые на возвратной и платной основе органам государственной власти (местного самоуправления) и субъектам хозяйствования, а также правительствам иностранных государств и их юридическим лицам.
Экономическая структура расходов бюджета в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год не утверждается.
Расходы бюджетов осуществляются в различных формах, определенных ст. 6, 69 Бюджетного кодекса РФ, представленных в табл. 12 7.
Совершенствование форм расходов бюджета является одним из основных направлений современной бюджетной политики в Российской Федерации. Это обусловлено необходимостью предоставления финансовых ресурсов с учетом достижения заранее формализованных целей деятельности субъекта хозяйствования либо органа государственной власти (местного самоуправления), повышения его стимулов к сокращению расходов на производство государственных (муниципальных) услуг, усиления ответственности за результативность использования средств, расширения конкурсной основы в распределении бюджетных ресурсов.
Таблица 12.7
Основные формы расходов бюджета*
Виды расходов | Формы расходов бюджета | Условия предоставления средств |
Расходы на государственную (муниципальную) поддержку коммерческих организаций | Субвенции | На безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов |
Субсидии | На безвозмездной и безвозвратной основах на условиях долевого финансирования целевых расходов | |
Дотации1 | На безвозмездной и безвозвратной основах на покрытие убытков, в том числе в связи в реализацией товаров (работ и услуг) по регулируемым органами государственной власти (органами местного самоуправления) ценам | |
Бюджетный кредит2 | Срочность, возвратность, платность | |
Расходы на содержание бюджетных учреждений3 | Ассигнования на содержание бюджетных учреждение | В соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов в пределах лимитов бюджетных обязательств по мере выполнения плана по сети, штатам и контингентам с учетом использования ранее предоставленных средств |
Расходы на государственную (муниципальную) поддержку населения | Трансферты населения | На безвозмездной и безвозвратной основах на обеспечение совокупных потребностей гражданина |
Субсидии населению | На безвозмездной и безвозвратной основах на обеспечение определенных потребностей гражданина | |
Бюджетный кредит4 | Срочность, возвратность, платность | |
1 В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 6) в форме дотаций могут осуществляться расходы исключительно на финансовую поддержку бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Между тем дотации активно используются в бюджетном финансировании. Преимущественно в такой форме осуществляется финансовая поддержка коммерческих организаций из местных бюджетов (например, дотации на покрытие убытков предприятий общественного транспорта общего пользования; дотации на возмещение организациям теплоснабжения разницы в ценах на тепловую электроэнергию, отпускаемую в дома муниципального жилого фонда и др.). Бюджетный кредит является единственной формой расходов на содержание субъектов хозяйствования, предусматривающей условия возвратности средств. Иные формы расходов основаны на безвозвратном предоставлении бюджетных средств. 3 Расходы на государственную поддержку иных некоммерческих организаций осуществляются в формах, аналогичных расходам на государственную поддержку коммерческих организаций. 4 В соответствии с Бюджетным кодексом РФ физические лица не включены в состав получателей бюджетного кредита. Однако федеральным законодательством предусматривается право отдельных категорий граждан на получение бюджетных средств на условиях возвратности и срочности (например, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту). |
* Формы расходов на финансовую поддержку субъектов РФ
и муниципальных образований являются предметом рассмотрения в параграфе 12.3.
В настоящем основные изменения в бюджетном финансировании организаций связываются с реструктуризацией бюджетного сектора на основе преобразования бюджетных учреждений[204]. В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30.05.2003 «О бюджетной политике в 2004 году» поставлена задача отказаться от сметного финансирования бюджетной сети и перейти к принципу оплаты бюджетных услуг в соответствии с получаемыми обществом результатами.
С преобразованием бюджетного учреждения его бюджетное финансирование по смете доходов и расходов становится неприемлемым. Тем не менее это не исключает его участия на рынке государственных (муниципальных) услуг, в том числе оказываемых в соответствии с государственными (муниципальными) социальными заказами. При оказании государственными (муниципальными) некоммерческими организациями (за исключением бюджетных учреждений) социальных услуг на бесплатной или частично оплачиваемой потребителями этой услуги основе органы государственной власти (местного самоуправления) принимают обязательства по возмещению соответствующих видов затрат в форме субсидий.
Процесс реформирования системы социальных выплат связывается с необходимостью применения адресных форм социальной поддержки нуждающегося населения, а также использования дополнительных денежных выплат за особые условия труда отдельных категорий работников (в частности, военнослужащих и приравненных к ним лиц). Соответственно последовательное увеличение состава и объема субсидий, предоставляемых населению, сопровождается постепенной отменой социальных и ведомственных льгот.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение бюджетного фонда. Каково его экономическое содержание?
2. Какие звенья и виды бюджетов включаются в бюджетную систему РФ?
3. Как реализуются на практике принципы бюджетной системы РФ?
4. Назовите основные принципы организации системы доходов бюджета.
5. Каким образом могут быть классифицированы доходы бюджета?
6. Какие группы доходов включаются в доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов?
7. В чем заключается назначение расходов бюджета?
8. Каковы различия текущих и капитальных расходов бюджета?
9. Какие формы бюджетных расходов предусмотрены законодательством РФ?
10. Охарактеризуйте основные функциональные элементы межбюджетных отношений.
11. В чем заключаются особенности процесса разграничения расходов и доходов между бюджетами разного уровня в России?
12. Каким образом можно охарактеризовать современные методы межбюджетного регулирования в Российской Федерации?