Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения.
1. Понятие и виды финансово-правовых норм
Финансовые правоотношения, их особенности и виды
Субъекты финансового права
Финансово правовые нормы представляют собой исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.
Финансово-правовая норма — это установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях.
Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления, необходимых им для осуществления своих задач. Это выражается в особенностях —
1. Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности гос-ва и мун образований. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложения на них юрдических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных фондов гос-ва и мун образований соответственно их задачам. Например, они содержат правила взимания налогов с граждан и предприятий, аккумуляции и расходованиия бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов, страховых фондов и т. д.
Характер установленных в них предписаний. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме, точно определяют объём прав и обязанностей участников финансовых отношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение в целом интересов государства, муниципальных образований, а так же интересов каждого из участников финансовых отношений. Например, в финансово-правовых нормах содержатся адресованные к предприятиям и гражданам трбования вносить установленные налоги в гос и местный бюджет при наступлении определённых сроков. В финансово-правовых нормах закреплён обязательный порядок формирования бюджетов, использование внебюджетных фондов с определением прав и обязанностей участников этой деятельности.
Мер ответственности за нарушение этих правил.
Способов защиты прав финансовых отношений.
Таким образом, финансово-правовая норма это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определённое правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов, которая закрепляет юридические права и обязанности их участников.
Классификация особенностей и роли финансово-правовых норм.
1. От способа воздействия на участника финансово-правовых отношений делятся на 3 вида- а) Обязывающие — требуют от участников финансовых отношений совершить определённые действия, устанавливают их обязанности в сфере отношений. Например, предписывают налоговым органам известить граждан-налогоплательщиков о суммах и сроках предстоящих платежей, а гражданам — своевременно произвести эти платежи.
б) Запрещающие — содержат запрет на совершение определённых действий. Устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них. Например, запрещено придавать обратную силу законодательным актам, худшающим положение налогоплательщиков; субъектам РФ и органам МСУ запрещено устанавливать налоги, не предусмотренные налоговым кодексом; на территории РФ запрещено введение других денежных знаков, кроме рубля. в) Уполномочивающие — устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определённых самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов. Таким образом, и этим нормам свойственна императивность, т. к. не допускается выход за эти границы. Например, предприятие в праве распоряжаться своей прибылью, но только после выполнения обязанностей по платежам в бюджет.
2. В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными. Материальные закрепляют состав финансовой системы, виды и объём денежных обязательств предприятий и граждан, источники формирования кредитных ресурсов, виды расходов,включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т.е материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений. Процессуальные — финансово правовые нормы, устанавливают порядок деятельности в области формирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов. Они требуют соблюдения предусмотренных процедурных правил в этой деятельности.
Структура финансово-правовых норм.
Финансово-правовая норма по своей структуре состоит из трёх основных элементов:
1. Гипотеза — указывает на условия действия финансово-правовой нормы. Чаще всего гипотеза имеет сложную форму и содержит ряд чётко сформулированных условий, при наличии которых требуется или предоставляется право совершить определённые действия в сфере финансовой деятельности государства и мун образований. Например, обязанность предприятия уплатить в бюджет налог на прибыль реализуется при условии, если оно имеет рассчётный счёт в банке, самостоятельный баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль.
Диспозиция — устанавливает содержание самого правила поведения, т. е. Предписывает совершение определённых действий по формированиюраспределению или использованию государственных и муниципальных фин ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. Диспозиция требует определённого поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований.
Санкции — предусматривают последствия нарушения правовой нормы, определяют виды и меру юридической (фин-правовой) ответственности нарушителей финансово-правовых норм. Посредством санкций осуществляется государственное принуждение к исполнению финансово-правовых норм.
Особенности финансово-правовых санкций:
1. Они имеют, как правило, денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителя через его денежные фонды и средства. Это штрафы, пени, приостановление операций по счетам в банках и тэдэ.
При изъятии денежных средств в качестве финансово -правовых санкций эти средства зачисляются в госурадственную или муниципальную казну.
Данные санкции распространяются на всех участников финансовых правоотношений — РФ, субъект федерации, муниципальное образование, органы гос власти и МСУ, организации на должностных лиц и граждан.
Меры финансово- правовой ответственности применяются гос органами и их должностными лицами. К таким органам относятся Министерство Финансов, ФНС, федералльное казначейство, центральный банк и т. д. Они применяют санкции в административном порядке (без судебного разбирательства). Такой порядок является наиболее распространённым, всвязи с направленностью финансово правовых санкций на обеспечение общегосударственных интересов в области финансов и необходимостью быстрого реагирования на финансовые правонарушения, однако в соответствующих случаях это не исключает необходимости принятия судебных решений.
Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные штрафные элементы.