Тема 4.Финансово-правовые нормы, финансовые правоотношения, источники финансового права

Понятие и виды финансово-правовых норм.

Особенности структуры финансово-правовой нормы.

Понятие финансово-правовых отношений.

Особенности финансово-правовых отношений.

Классификация финансово-правовых отношений.

Субъекты финансовых правоотношений.

Виды субъектов финансовых правоотношений.

Особенности правового статуса субъектов финансовых правоотношений.

Содержание финансовых правоотношений.

Основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений.

Понятие источников финансового права.

Система источников финансового права.

Список рекомендуемой литературы к семинарскому занятию:

а) Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;

б) Официальные акты высших судебных органов, материалы судебной практики

Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 302-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Саратовской областной Думы о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 2 статьи 26.14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

в) Основная литература:

Базовый учебник -Финансовое право: учебник / Отв. ред. и авт. предисл. – проф. С.В. Запольский. – М., 2011;

г) Дополнительная литература:

Бельский К.С. Финансовое право. - М., 1995;

Вершило Т.А. Муниципальное образование как субъект межбюджетных отношений. - М., 2010;

Годме П. Ф. Финансовое право. - М., 1978;

Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России: научно-популярная монография. - М., 2012;

Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права. - М., 2008;

Карасева М.В. Финансовое правоотношение. - Воронеж, 1997;

Поветкина Н.А. Источники финансового права: теоретический аспект // Финансовое право. 2011. № 2;

Самсонова А.Е. К вопросу об имущественных отношениях как предмете финансового права // Финансовое право. 2011. № 10;

Самсонова А.Е. Сложные и комплексные правоотношения в финансовом праве // Финансовое право. 2010. № 6;

Худяков А.И. Избранные труды по финансовому праву. – СПб., 2010;

Цинделиани И.А. О системе финансового права: современное состояние научных исследований: Монография. - М., 2011.

д) Программное обеспечение и электронные ресурсы

Справочно-правовая система «Гарант»;

Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Тема 5. Финансовый контроль*

Понятие финансового контроля.

Задачи финансового контроля.

История финансового контроля в России.

Виды финансового контроля: классификация и общая характеристика.

Отличие финансового контроля от других видов государственного контроля.

Предварительный, текущий и последующий финансовый контроль: характеристика.

Методы осуществления финансового контроля.

Принципы осуществления финансового контроля.

Аудиторский контроль в России: понятие, виды, субъекты, основы финансово-правового регулирования.

Общественный контроль в сфере финансов.

Система государственных (муниципальных) органов финансового контроля.

Финансово-правовой статус Счетной палаты Российской Федерации.

Финансово-правовой статус Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Финансово-правовой статус налоговых органов.

Финансово-правовой статус таможенных органов как субъектов финансового контроля.

Рассмотрение вопроса о правовом статусе Счетной палаты Российской Федерации производится в интерактивной форме в виде тренинга публичных выступлений.

В целях организации дискуссии преподаватель назначает двух докладчиков, которые самостоятельно и заранее готовят выступления по заданным темам. Первый докладчик готовит выступление по теме «Полномочия Счетной палаты Российской Федерации», в выступлении докладчик рассказывает об истории создания указанного государственного органа, а также о его функциях и полномочиях, достижениях за годы функционирования, продолжительность доклада – 15 мин; второй докладчик готовит выступление по теме «Дискуссионные вопросы правового статуса Счетной палаты Российской Федерации», в выступлении докладчик рассказывает о существующей проблематике, касающейся прав и обязанностей Счетной палаты Российской Федерации, анализирует зарубежный опыт работы аналогичных контрольных органов (Франция, ФРГ и др.), продолжительность доклада – 10-12 мин.

Перед началом серии выступлений преподаватель из числа оставшихся студентов, присутствующих на занятии, назначает отдельных рецензентов каждого из выступлений - «Стратега», «Психолога», «Искусствовед». «Стратег» оценивает структуру выступления, последовательность и логичность изложения материала, полноту рассмотрения темы выступления, доступность материала аудитории, актуальность, достоверность, спорность материала; «Психолог» оценивает поведение докладчика во время выступления: поза, манера изложения, установление психологического контакта с аудиторией, использование психологических приемов для повышения интереса аудитории, в том числе – инициирование дискуссий по вопросам, рассмотренным в выступлении; «Искусствовед» оценивает речь докладчика, ее «красоту», научность, профессиональность, рецензент должен указать на использование докладчиком слов-паразитов. Продолжительность выступления каждого рецензента не более 2 мин. Также преподаватель назначает из числа студентов «Референта», который контролирует соблюдение регламента докладчиками и рецензентами, а по окончании выступлений докладчиков и рецензентов выбирает лучшего докладчика и лучшего рецензента.

После назначения рецензентов и «Референта» преподаватель предлагает выступить докладчикам. По окончании выступления обоих докладчиков проводится дискуссия по вопросам, рассмотренным в выступлении (продолжительность дискуссии – 10 мин.). По окончании дискуссии предоставляется слово рецензентам выступления. В заключении слово предоставляется «Референту» (продолжительность выступления – 3 мин.).

Общая продолжительность интерактивного занятия, проводимого на семинаре, составляет примерно 50 мин.

Литература, рекомендуемая докладчикам для подготовки к выступлениям: Погосян Н.Д. Счетная палата Российской Федерации. - М., 1998; Финансовое право зарубежных стран: Исследования, рефераты, законодательные акты / Под ред. А.Н. Козырина, А.А. Ялбулганова, Ю.А. Афанасьевой. - М., 2005; Степашин С.В., Двуреченских В.А., Чегринец Е.А., Чернавин Ю.А. Власть. Демократия. Контроль. - М., 2005; Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. - М., 2001; Ионова А.И. Счетные палаты ФРГ: правовые основы и принципы деятельности. // Государство и право. 1998. №3; Конституции государств Европы. В 3-х томах. / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. - М., 2001; Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. - СПб., 2004; Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. для студентов юридических вузов и факультетов / Отв. ред. Б.А. Страшун. - М., 2002; Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. / Составитель профессор В.В. Маклаков - М., 2002; Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 2002; официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации http://www.ach.gov.ru/ru.

Список рекомендуемой литературы к семинарскому занятию:

а) Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;

Лимская декларация руководящих принципов контроля // Правовое регулирование государственного финансового контроля в зарубежных странах. - М., 1998;

Федеральный закон от 11 января 1995 года № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»;

Закон РФ от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»;

Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»;

Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О Полномочном Представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»;

Указ Президента РФ от 08.06.2004 № 729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 20.08.2004 № 1086 «Об утверждении Положения об Экспертном управлении Президента Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 01 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе»;

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»;

Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»;

Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 «О Федеральной таможенной службе»;

Приказ Минфина РФ от 11.07.2005 № 89н «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора»;

б) Официальные акты высших судебных органов, материалы судебной практики

Постановление Конституционного Суда РФ от 01.04.2003 № 4-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной»;

Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 № 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и Законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции»

в) Основная литература:

Базовый учебник -Финансовое право: учебник / Отв. ред. и авт. предисл. – проф. С.В. Запольский.– М., 2011;

г) Дополнительная литература:

Васильев А.А. Перспективы развития финансового контроля Счетной палаты Российской Федерации // Финансовое право. 2004. № 1;

Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России: научно-популярная монография. - М., 2012;

Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. - М., 2000;

Ершов А.А. Аудит как вид финансового контроля // Финансовое право. 2011. № 10;

Конюхова Т.В. К вопросу о концепции проекта Федерального закона «О финансовом контроле» // Журнал российского права. 2006. № 6;

Погосян Н.Д. Счетная палата Российской Федерации. - М., 1998;

Право и финансовый контроль: монография / Н.М. Казанцев и др. - М., 2009;

Прошунин М.М. К вопросу о соотношении финансового мониторинга и финансового контроля // Финансовое право. 2011. № 10;

Степашин С.В. Государственный финансовый контроль в России: прошлое, настоящее и будущее // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 5;

Тарасов А.М. Президентский контроль // Законодательство. 2003. № 4;

Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. - М., 1999;

д) Программное обеспечение и электронные ресурсы

Справочно-правовая система «Гарант»;

Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»;

сервер органов государственной власти российской Федерации «Официальная Россия» (www.gov.ru),

официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (www.council.gov.ru),

официальный сайт Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации (www.duma.gov.ru),

официальный сайт Счетной Палаты Российской Федерации (www.ach.gov.ru),

официальный сайт Федерального казначейства (www.roskazna.ru),

официальный сайт Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации (www.rosfinnadzor.ru),

официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации (www.nalog.ru),

официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации (www.customs.ru).

Тема 6. Правовые основы денежной системы государства*

Понятие и структура денежной системы России.

Правовые основы функционирования денежной системы России.

Эмиссия наличных денег. Правила обмена наличных денег.

Эмиссия безналичных денег.

Денежно-кредитная политика государства.

Механизм денежно-кредитного регулирования.

Правила расчетов в наличной форме.

Правила ведения кассовых операций.

Правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов в наличной форме.

Ограничения, установленные в отношении осуществления денежных расчетов в наличной форме, их цели.

Правила расчетов в безналичной форме.

Платежное поручение: финансово-правовое регулирование применения.

Инкассо: финансово-правовое регулирование применения.

Чек: финансово-правовое регулирование применения.

Аккредитив: финансово-правовое регулирование применения.

Платежные системы в России: понятия и правовые основы.

Виды платежных систем.

Субъекты платежных систем.

Виды безналичных денежных расчетов.

Рассмотрение отдельных вопросов темы «Правовые основы денежного обращения и расчетов» проводится в интерактивной форме в виде разбора конкретных ситуаций.

На предыдущем семинаре преподаватель назначает студентов-консультантов, которые должны самостоятельно заочно рассмотреть следующие конкретные ситуации и оценить правомерность действий участников ситуаций:

Ситуация № 1:

При покупке в магазине электротехники гр. Липатов передал кассиру магазина несколько рублевых банкнот. Кассир отказался принять две из банкнот – одну номиналом 1 тыс. руб., вторую – номиналом 500 руб. Как пояснила кассир, банкноты повреждены, поэтому к оплате не принимаются: одна из банкнот имеет оборванные углы, вторая – порвана пополам и склеена скотчем, при чем «половинки» купюры (судя по номерам) принадлежат разным банкнотам. Кассир предложила Липатову поменять первую банкноту в расположенном неподалеку коммерческом банке, пояснив, что обмен производится за небольшую платы – 5 процентов от номинала банкноты; вторая банкнота, со слов кассира, обмену не подлежала.

Прав ли кассир?

Ситуация № 2:

При проведении налоговой проверки ЗАО «Крокус М» был установлен факт хранения наличных деньги в кассе сверх установленных лимитов: денежные средства, полученные для выплаты заработной платы персоналу 13 февраля 2012 года, были выданы работникам лишь 16 февраля 2012 года. По результатам проверки налоговый орган составил протокол об административном правонарушении. На основании протокола руководитель налогового органа вынес постановление о привлечении организации к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 тыс. руб. ЗАО «Крокус М» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления недействительным, мотивируя свои требования тем, что налоговые органы не имеют права проводить проверки соблюдения налогоплательщиками порядка работы с денежной наличностью. Эти полномочия есть только у банка, в котором открыт счет налогоплательщика.

Удовлетворит ли суд требования ЗАО «Крокус М»?

Ситуация № 3:

Налоговый орган в ходе налоговой проверки установил следующие факты: в кассу ООО «Саморет» 16 марта 2012 года поступили наличные денежные средства в сумме 210 тыс. руб. Деньги были внесены гражданами Ивановым и Сидоровым в оплату услуг, оказанных по договору бытового подряда — по 105 тыс. руб. каждым. В тот же день бухгалтер ООО «Саморет» выдал деньги в сумме 100 тыс. руб. на командировочные расходы своим работникам. Лимит остатка наличных денег в кассе ООО «Саморет» — 50 тыс. руб. В тот же день организацией были сданы в банк 60 тыс. руб. По мнению налогового органа, ООО «Саморет» допустило нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, за что подлежит привлечению к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса об административных правонарушениях в банк: во-первых, допустило расчеты по договорам подряда наличными деньгами сверх установленных лимитов; во-вторых, нарушило порядок хранения свободных денежных средств, выдав из кассы деньги работникам в сумме, сверх установленного лимита. Полученная в кассу наличная выручка подлежала сдаче в банк в сумме, превышающей установленный лимит остатка наличных денег в кассе — 60 тыс. рублей. Организация не имела права расходовать из кассы полученные деньги в сумме 40 тыс. руб., имела право израсходовать из кассы деньги на командировочные расходы только в сумме 60 тыс. руб.

Прав ли налоговый орган?

Ситуация № 4:

При контрольной закупке сотрудник милиции Шеховец установил, что продавец ООО «Кушай-нехочу» Лихоманкина не отпечатала кассовый чек. По мнению Шеховца, Лихоманкина совершила правонарушение, за которое установлена административная ответственность по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации — продала товар без применения контрольно-кассовой техники.

Шеховец сказал Лихоманкиной, что с нее будет взыскан административный штраф в размере 2 тыс. рублей. Прав ли Шеховец? При решении задачи надлежит изучить Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Общая продолжительность интерактивного занятия, проводимого на семинаре, составляет примерно 40 мин.

Литература, рекомендуемая студентам для разбора конкретных ситуаций: Федеральный закон от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»; Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; указания Банка России от 26 декабря 2006 г. № 1778-У «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России»; Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации; Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П; Указание Банка России от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя»; Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П.

Список рекомендуемой литературы к семинарскому занятию:

а) Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;

Федеральный Закон РФ от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

Федеральный Закон РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;

Федеральный Закон РФ от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;

Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»;

Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П;

Положение о платежной системе Банка России, утв. Банком России 29.06.2012 № 384-П;

Указание Банка России от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя»;

б) Официальные акты высших судебных органов, судебная практика

Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 № 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»;

Определение Конституционного Суда РФ от 09.06.2005 № 222-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Стэп» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем тринадцатым пункта 3 статьи 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;

в) Основная литература:

Базовый учебник -Финансовое право: учебник / Отв. ред. и авт. предисл. – проф. С.В. Запольский. – М., 2011;

г) Дополнительная литература:

Аграновский А.В. Правовое регулирование безналичных расчетов в предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации: монография. - М., 2005;

Бельский К.С. О юридической природе денег // Теоретические вопросы административного и финансового права в условиях перестройки управления экономикой. - М., 1989;

Гейвандов Я.А. Центральный банк РФ: юридический статус, организация, функции. - М., 1997;

Ерпылева Н.Ю. Статут расчетных правоотношений (проблемы теории и практики) // Государство и право. 2001. № 12;

Запольский С.В. Оздоровление денежного обращения как условие совершенствования финансового механизма // Финансовое право. 2005. № 8;

Крылов О.М. К вопросу о содержании категории «эмиссионная деятельность государства» // Финансовое право. 2010. № 7;

Рукавишникова И.В. Комментарий к Федеральному закону от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». С учетом новейших подзаконных актов. - М., 2010;

Самсонова А.Е. Расчеты в налоговой и бюджетной сферах: теория и практика. - М., 2006;

Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России). – М., 2003;

д) Программное обеспечение и электронные ресурсы

Справочно-правовая система «Гарант»;

Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»;

сервер органов государственной власти российской Федерации «Официальная Россия» (www.gov.ru),

официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (www.council.gov.ru),

официальный сайт Банка России (www.cbr.ru),

официальный сайт Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации (www.rosfinnadzor.ru),

официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации (www.nalog.ru),

официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации (www.customs.ru).

Наши рекомендации