Оптимизация расходов бюджета не устроила социальный блок правительства, профсоюзы и работодателей
Повышение зарплат бюджетников в запланированных в президентских указах темпах невозможно. Такой вывод глава Минтруда Максим Топилин сделал из проектировок бюджета на следующую трехлетку. Минфин же предлагает повышать эффективность в бюджетной сфере, в частности учитывать почасовую нагрузку при расчете зарплат. Финансисты превышают свои полномочия и не форсируют приватизацию, настаивает вице-премьер Ольга Голодец и обещает доложить об этих инициативах Владимиру Путину.
Работодатели, профсоюзы и социальный блок правительства не согласились с проектировками бюджета на 2014-2016 годы, разработанными Минфином. Этот документ впервые обсуждался на заседании трехсторонней комиссии. По заявлению министра труда Максима Топилина, расходы бюджета по зарплате уменьшаются. «В моем понимании те средства, которые предлагаются к снятию, не позволят обеспечить нам динамику повышения заработной платы», - посетовал министр. И заявленных дотаций региональным бюджетам, 100 млрд рублей ежегодно, по словам министра, «крайне мало».
В абсолютных выражениях расходы на социальные статьи, в первую очередь образование и здравоохранение, увеличиваются. Но их доля в ВВП снижается. Если в 2013 году на образование запланированы расходы в размере 4,3% ВВП, то в 2016 году - 3,9%. Траты на здравоохранение соответственно 3,7 и 3,3% ВВП.
Бюджетные ассигнования на зарплаты работникам федеральных госучреждений Минфин предлагает уменьшить с 870,2 млрд рублей, запланированных ранее, до 837,9 млрд рублей. На 2015 год параметры - 869,3 млрд против 889,7 млрд. На 2016 год ведомство предлагает заложить 910,8 млрд рублей, говорится в материалах Минфина.
При этом затраты на госслужащих увеличиваются - 334,2 млрд рублей в 2014 году (против планировавшихся 320,4 млрд), 346,6 млрд рублей в 2015 году (против 321 млрд рублей) и 344,7 млрд в 2016 году.
Для повышения зарплат бюджетникам в соответствии с указами федеральный центр должен направить 49,6 млрд, 82,3 млрд и 118,8 млрд рублей соответственно, рассчитывает Минфин.
При этом часть выплат должна быть переложена на регионы или внебюджетные фонды, указано в документе. «С 2014 года финансовое обеспечение выплаты денежного вознаграждения за классное руководство в сумме 1,45 млрд рублей предполагается передать на уровень субъектов», - говорится в материалах Минфина. Часть мероприятий нацпроекта «Здоровье» (в том числе закупка оборудования для неонатальных центров) может быть профинансирована за счет базовой программы обязательного медицинского страхования.
Значительная часть расходов на выполнение указов ложится на регионы. В Минфине рассчитывают, что темпы роста их доходов хоть и ненамного, но будут превышать увеличение расходов, сказал замминистра финансов Алексей Лавров. По его словам, все заявленные ранее расходы будут сохранены, ведомство предлагает сократить заложенные ранее условные расходы.
Задача Минфина - удержать дефицит бюджета в пределах 1% ВВП. Ни увеличение расходов, ни рост дефицита неприемлемы, сказал Лавров.
«К сожалению, влияние макроэкономики приводит к тому, что в следующем году дефицит будет не 0,2, а 0,56%», - сетовал чиновник.
Вице-премьер Ольга Голодец, отвечающая за социальные вопросы, обвинила Минфин в некомпетентности.
«Вам не кажется, что Министерство финансов берет на себя функции, не свойственные Министерству финансов? Вносить проект бюджета, расходящийся с принятыми в стране параметрами, вы просто не имеете права», - возмущалась Голодец. Вице-премьер обещала вынести на обсуждение правительства вопрос о дисциплине финансового ведомства,
а также отстаивать расходы на материнский капитал (140 млрд рублей), поддержку сирот (40 млрд рублей) и технические средства для инвалидов.
В бюджете 2014 года, напомнила Голодец, доходы бюджета должны снизиться на 564 млрд рублей. По ее словам, прежде всего из-за невыполнения плана приватизации. Эти доходы все равно идут на финансирование дефицита, парировал Лавров.
«Вся сумма мер, которые мы приняли с вами в прошлом и в этом году, приводит к тому, что суммарно наш социальный блок дает дополнительно трансферты в федеральный бюджет плюс 470 млрд», - заявила вице-премьер. По ее словам, в том числе непопулярные меры пенсионной реформы приводят к повышению объема взносов в Пенсионный и другие внебюджетные фонды. «Нам удивительно, что нет такой динамики по НДФЛ», - возмущалась чиновница.
Она считает, что социальный блок «рванул в плане реформ». Минфин же ожидает повышения производительности труда за счет этих реформ.
В частности, авторы бюджета предлагают сократить количество категорий бюджетников (в том числе вывести административный персонал на аутсорсинг) и учитывать нагрузку при сопоставлении зарплат. Одна из конкретных мер - увеличение количества студентов на одного преподавателя.
Председатель Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков обвинил Минфин в попытке «технического» повышения зарплат бюджетников. Показатель почасовой зарплаты мифический, заявил эксперт. «Это просто надо довести до Владимира Владимировича», - грозила Голодец.
«Вы счетным путем посчитаете среднюю почасовую стоимость труда (делить не на 40 часов в неделю, а на 36 часов)… Это обман, обман не только всего трудового народа… но и президента», - кипятился Шмаков.
«Что лучше - не говорить, что такая проблема реально существует? А она реально существует. В одной отрасли нагрузка по часам выше, чем в другой. Этот показатель такой же мифический, как вы говорите», - парировал Лавров.
Кроме того, обратили внимание Шмаков и глава РСПП Александр Шохин, в свои проектировки Минфин уже заложил пенсионную реформу, хотя законодательно отдельные ее элементы еще не оформлены. «Вся власть - Минфину по всем вопросам!» - такой лозунг Шмаков вынес из проекта «Основных направлений бюджетной политики».
«Больше денег, чем есть сейчас в бюджете, не будет. Речь идет - с кого-то еще снять, кому-то добавить» - такова позиция Минфина.