Анализ кредитоспособности заемщика

Хозяйствующие субъекты часто прибегают к услугам коммерческих банков, чтобы покрыть свою дополнительную потребность в денеж­ных средствах.

Кредитная сделка предполагает взаимоотношения двух равноправ­ных партнеров: кредитора (банка) и заемщика (клиента). Кредитор (заимодавец) передает заемщику объект сделки — ссуженную стои­мость (кредит) на условиях платности, возвратности, срочности и обес­печенности, но при этом остается собственником объекта сделки.

В каждой кредитной операции для кредитора присутствует элемент риска — невозврата ссуженной стоимости заемщиком, неуплаты процентов по ссуде, нарушения ее срока и др. Наличие подобного рис­ка и его зависимость от многих факторов (объективных и субъектив­ных) делают необходимым выбор банком критериальных показате­лей, с помощью которых можно оценить вероятность выполнения клиентом условий кредитного договора.

Кредитоспособность предприятия — это его способность своевре­менно и полно рассчитываться по своим долговым обязательствам с банком.

Кредитоспособность выражает сложившееся финансовое состоя­ние клиента, которое дает возможность банку сделать правильный вывод об эффективности его работы, способности погасить кредит (включая и проценты по нему) в установленные кредитным догово­ром сроки.

Перемещение денежного капитала от кредитора к заемщику пред­ставляет юридическую сделку, в результате которой банк не по­лучает взамен переданных в ссуду денежных средств соответствующе­го эквивалента. Банк сохраняет только право на ссуженную стоимость (с процентами по ссуде) или обретает залоговое право на материаль­ные ценности, являющиеся обеспечением кредита. В случае невыпол­нения условий кредитной сделки банк вправе реализовать свое право на залоговое имущество, продав его и направив вырученные денеж­ные средства на погашение кредита. Однако это возможно только в том случае, если кредитная сделка была заключена с правоспособ­ным заемщиком. Следовательно, правоспособность — важнейший эле­мент кредитоспособности предприятия.

Важно также изучить деловую репутацию клиента и его поведение на товарном и финансовом рынках. Перечень показателей, характери­зующих кредитоспособность предприятия, зависит от целей и задач анализа, сроков кредитования, состояния кредитных отношений банка с заемщиком. Определение кредитоспособности клиента представ­ляет собой комплексную качественную оценку финансового состоя­ния, позволяющую принять обоснованное решение о выдаче кредита, а также о нецелесообразности продолжения кредитных отношений с заемщиком.

Анализ условий кредитования предполагает изучение:

1) «солидности» клиента, т. е. своевременности расчетов по ранее полученным кредитам;

2) способности заемщика производить конкурентоспособную продукцию;

3) его прибыльности (доходности);

4) финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности баланса;

5) эффективности использования имущества (оборачиваемости и рентабельности активов);

6) цели испрашиваемого кредита;

7) величины кредита с учетом ликвидности баланса клиента;

8) возможности погашения кредита за счет залоговых прав, пре­доставленных поручительств и гарантий и реализации заложен­ного имущества;

9) обеспечение кредита активами заемщика, включая и высоко­ликвидные ценные бумаги.

Для определения кредитоспособности клиента необходимо уста­новить критериальный уровень выбранных оценочных показателей и их классность (рейтинг). Исходя из класса кредитоспособности за­емщика выявляют условия предоставления кредита (размер ссуды, срок выдачи, форма обеспечения, процентная ставка). Клиентов по характеру кредитоспособности банки систематизируют на три-пять классов. Критериальные показатели на уровне средних величин слу­жат основанием отнесения заемщика ко второму классу, выше сред­них — к первому, а ниже средних — к третьему классу.

Рейтинг, или значимость показателя в системе, устанавливают специалисты банка для каждого заемщика в отдельности исходя из кредитной политики и ликвидности его баланса. Например, высокая доля кредитных ресурсов в пассиве баланса, наличие просроченной задолженности по ссудам банка повышает роль коэффициентов ликвидности. Отвлечение ресурсов банка в кредитование постоянных ма­териальных запасов, низкое значение величины чистого оборотного капитала, т. е. менее 10 % общего объема оборотных активов, повыша­ет рейтинг коэффициента финансовой независимости. Перекредито­вание клиента выдвигает на первый план уровень коэффициента об­щей ликвидности (покрытия).

Общую оценку кредитоспособности осуществляют в баллах. Они представляют собой сумму произведений рейтинга каждого показате­ля на класс кредитоспособности. Первому классу заемщиков условно присваивают от 100 до 150 баллов; второму классу — от 151 до 250 баллов; третьему классу — свыше 251 балла. Исходя из величины ко­эффициентов ликвидности и финансовой независимости, заемщиков можно условно подразделить на три класса (табл. 9).

Таблица 4.9.

Классы кредитоспособности заемщиков

Коэффициенты Классы
1. Абсолютной ликвидности Более 0,2 0,15-0,2 Менее 0,15
2. Текущей ликвидности Более 0,8 0,5-0,8 Менее 0,5
3. Общей ликвидности (покры­тия) Более 2,0 1,0-2,0 Менее 1,0
4. Финансовой независимости Более 0,6 0,5-0,6 Менее 0,5

Для оценки класса кредитоспособности воспользуемся показате­лями ликвидности и финансовой независимости по акционерному об­ществу, приведенными в табл. 4 и 8 и 10.

Таблица 10.

Коэффициенты ликвидности и финансовой устойчивости для расчета кредитоспособности акционерного общества

Наименование коэффициентов Значение показа­теля на конец от­четного периода Источник информации
1. Абсолютной ликвидности 0,513 Табл. 8
2. Текущей (уточненной) ликвидности 1,298 Табл. 8
3. Общей ликвидности 1,601 Табл. 8
4. Финансовой независимости (авто­номии) 0,637 Табл. 4

По значениям финансовых коэффициентов, приведенных в дан­ной таблице, общество относится к первому классу кредитоспособно­сти. Поэтому банк вправе предоставить ему кредит в обычном поряд­ке без ограничений.

Расчет рейтинга заемщика представлен в табл. 11.

Таблица 11.

Расчет рейтинга заемщика

Коэффициент Класс Рейтинг показателей по данным банка, % Сумма баллов (гр. 2 х гр. 3)
1. Абсолютной ликвидности
2. Текущей ликвидности
3. Общей ликвидности
4. Финансовой независимости
Итого -

С предприятиями каждого класса кредитоспособности банки по-разному строят свои кредитные отношения. Так, заемщикам пер­вого класса банки вправе открыть кредитную линию, кредитовать по контокоррентному счету, выдавать в разовом порядке бланковые (до­верительные) кредиты без обеспечения с взиманием пониженной про­центной ставки на срок до 60 дней.

Кредитование клиентов второго класса осуществляют на обычных условиях, т. е. при наличии соответствующих форм обеспечения (за­лога имущества, договора поручительства, гарантии и т. д.). Процент­ные ставки зависят от вида обеспечения, спроса на кредиты на рынке ссудного капитала, учетной ставки Центрального банка России и дру­гих факторов.

Предоставление кредита заемщикам третьего класса связано для банка с большим риском неплатежа. Если банк решается на выдачу ссуды заемщику третьего класса, то ее размер не должен превышать величины уставного капитала последнего. Процентную ставку за кре­дит устанавливают на более высоком уровне, чем для заемщиков вто­рого класса.

Если кредит был выдан клиенту до ухудшения финансового поло­жения, то банк вправе изучить причины и условия негативной ситуации, чтобы уберечь предприятие от банкротства. При невозможности существенно улучшить платежеспособность клиента банк вправе пре­кратить его дальнейшее кредитование и приступить к взысканию ра­нее выданных ссуд в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. Следует помнить, что согласно статье 854 ГК РФ без распоряже­ния клиента списание денежных средств, находящихся на его счете, может допускаться по решению суда, а также в случаях, определенных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. Банк вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о воз­буждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника, не исполняющего обязательства по кредитному договору.

Наши рекомендации