Деловая игра. «Анализ кредитоспособности заемщика»

«Анализ кредитоспособности заемщика»

Деловую игру проводят на основании знаний, полученных на лек­ционных и практических занятиях по дисциплинам «экономическая теория», «экономика организаций», «бухгалтерский учет», «бухгалтер­ская (финансовая) отчетность», «маркетинг», «финансы», «финансо­вый менеджмент», «банковское дело» и других, где рассматривались вопросы анализа форм бухгалтерской отчетности, платежеспособ­ности, ликвидности и финансовой устойчивости организаций.

Цель занятия:

· закрепить знания студента о методике оценки состава и дина­мики имущества коммерческой организации и источников их формирования; анализе показателей платежеспособности, ликвидности, кредитоспособности и финансовой устойчивости; методах комплексного финансового анализа и рейтинго­вой оценки эмитентов; в случае необходимости применить особенности финансового анализа неплатежеспособных ком­мерческих организаций;

· способствовать формированию практических навыков и уме­ний, направленных на обоснование финансовой стратегии коммерческой организации;

· научить экономически грамотно излагать мысли, правильно делать выводы по результатам расчетов, отстаивать свои пози­ции и взгляды на определенные экономические процессы и явления;

· показать роль руководителя, бухгалтера, экономиста, финан­систа конкретной фирмы в проведении анализа и принятии управленческих решений по повышению финансового состо­яния организации и работников банка по оценке кредитоспо­собности заемщика.

Этапы игрового комплекса:

1. Организационный. Преподаватель отмечает отсутствующих, про­веряет подготовленность к занятиям, сообщает тему и цель занятия, излагает сценарий и критерии оценки знаний студентов.

Студенты делятся на 3 группы: два коммерческих предприятия (одинаковое количество человек) и банк. Каждая группа знакомится с предоставленной им информацией. Между студентами распределя­ют роли (выбор ролей специалистов — по желанию студентов). Пре­подаватель раздает задания, аналитические материалы и знакомит с методическими указаниями.

2. Практическая работа. Все участники игры осуществляют рас­четы в соответствии с заданиями самостоятельно, под контролем пре­подавателя. Задания предполагают решение, используя вертикальный и горизонтальный сравнительный анализ, по годовой бухгалтерской отчетности форма № 1 «Бухгалтерский баланс». № 2 «Отчет о прибы­лях и убытках», № 3 «Отчет об изменении капитала», № 4 «Отчет о движении денежных средств», № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», № ПЗ «Сведения о финансовом состоянии предприятия». В процессе игры определяют тенденцию изменений в составе и струк­туре статей бухгалтерского баланса, устанавливают их причины, рас­считывают требуемые показатели по оценкам кредитоспособности, ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости и де­ловой активности, с точки зрения внешнего (банка) и внутреннею (в рамках исследуемой организации) финансового анализа, при необ­ходимости используют методы факторного анализа по отдельным по­казателям, разрабатывают финансовую стратегию в целях повышения кредитоспособности фирмы и фиксируют выводы.

Результаты анализа докладывает каждый исполнитель, которых может выбрать руководитель организации, их обосновывает, отвечает на вопросы. Его коллеги по группе могут помогать в случае затрудне­ния с ответами или если вопрос относится к сотруднику организации, ответ которого находится в его компетенции.

Преподаватель контролирует последовательность выполнения за­даний и время на решение практических ситуаций, методически их направляет и указывает на логическое мышление.

3. Заключительный. Расчеты и выводы предоставляют преподавателю. обсуждают результаты решения практических ситуаций и про­ведение деловой игры. Преподаватель отмечает лучшие ответы, кор­ректирует их и указывает на недостатки в анализе и принятии управ­ленческих решений.

Регламент на выполнение заданий. Организационный этап — 15 мин. практическая работа — 60 мин. Обсуждение результатов по всем зада­ниям — 70 мин. Обобщение результатов деловой игры преподавате­лем — 15 мин.

Участники деловой игры:

арбитр (преподаватель);

эксперты (3-5 чел., включая студентов из других академических групп данного курса или старше, а также приглашенных практических работников организаций поданной сфере деятельности).

Организация №1— коммерческое предприятие:

директор фирмы (1 чел.);

главный бухгалтер и его помощник (2 чел.);

главный финансист (2 чел.);

финансовый менеджер (2 чел.);

экономический отдел (2 чел.).

Организация № 2 — коммерческое предприятие.

Состав специалистов аналогичен организации № 1.

Организация № 3 — коммерческий банк:

руководитель коммерческого банка (1 чел.);

специалисты по оценке кредитоспособности заемщика (6 чел.).

Наши рекомендации