Ректор XXI века: менеджер, бизнесмен, ученый

В 1971 г. Михаил Абдурахманович Эскиндаров стал студентом первого курса МФИ. Во время учебы в институте он активно участвовал в студенческой научной работе и общественной жизни, был секретарем комитета комсомола института. Закончив вуз в 1976 г., будущий ректор учился в аспирантуре, а после ее окончания в 1981 г. и защиты кандидатской диссертации начал преподавательскую деятельность ассистентом кафедры политэкономии. В те же годы М.А. Эскиндаров начал административную деятельность, работая в 1982–1984 гг. начальником отдела кадров. В одном из своих многочисленных интервью ректор отмечал, что сорок лет его жизни неразрывно связаны с Университетом, что он «нигде не работал больше, за исключением трех лет заграничной командировки». Сейчас это, по словам ректора, позволяет ему «чувствовать полную уверенность», глубокое понимание жизни вуза, его потребностей и интересов, хорошо знать трудовой коллектив Университета. Именно из этого складывается видение ректором перспектив развития Фин­университета в XXI веке.

В 1984 г. М.А. Эскиндаров по инициативе ректора МФИ В.В. Щербакова был назначен деканом факультета МЭО. В 1987–1991 гг. М.А. Эскиндаров возглавил группу советских преподавателей в Аденском университете (Йемен), где знакомился с организаций учебной и научной работы. Это было особенно важно, если учесть, что в те годы в СССР разворачивалась перестройка как в финансово-экономической сфере, так и в образовании, и зарубежный опыт был остро востребован. По возвращении в МФИ М.А. Эскиндаров занимал должности проректора по экономической работе, первого проректора по учебной работе, первого проректора Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. Не оставлял М.А. Эскиндаров в то время и преподавательской, и научной работы, являясь профессором кафедры МЭ и МВКО.

В 2000 г. М.А. Эскиндаров защитил докторскую диссертацию на тему «Особенности развития корпоративных отношений в современной российской экономике». Ректор является автором более 200 научных работ, в том числе таких, как «Финансово-промышленные группы: зарубежный опыт и реалии России», «Капитал финансово-корпоративных структур: теория и практика», «Экономические основы функционирования фирмы: анализ российского и иностранного опыта», «Мировая экономика на пороге XXI века».

Особое место в научной деятельности ректора занимают проблемы развития образования. Такие труды, как «Концептуальные основы системы высшего образования в России», «Теоретические и методические проблемы инновационной системы образования в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации», «История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации: история и современность», «Преподаватель – основная фигура в реализации инновационной системы образования», внесли существенный вклад в формирование российской системы подготовки специалистов для финансово-экономического сектора, способствовали созданию современной парадигмы образования. По вопросам развития образования в современном обществе М.А. Эскиндаров неоднократно выступал на международных конференциях и симпозиумах.

Первенствующую роль в развитии Финуниверситета ректор отдает профессорско-преподавательскому составу. Он подчеркивает значение для всех преподавателей, включая себя самого, постоянное повышение квалификации, совершенствование методики преподавания в соответствии с широким внедрением информационных технологий в образовательную сферу. Не меньшее значение ректор придает работе преподавателей по формированию у студентов навыков работы с учебной и научной литературой.
В ряде своих выступлений ректор говорил, что у него есть мечта – чтобы библиотеки работали круглосуточно для всех: студентов, аспирантов, преподавателей. М.А. Эс­кин­даров отмечает, что до сих пор идеология российского образования мало чем отличается от советской. Больше аудиторных часов – это не всегда хорошо. По его мнению, главная задача преподавателей не столько транслировать знания, сколько научить студентов самостоятельно получать их, ведь каждый день появляются новые направления, новые задачи, новые продукты, в том числе финансовые. Всё это нельзя предусмотреть в учебниках и даже в лекциях.

Финансовый университет существует в первую очередь для студентов. Ректор убежден, что в нашем вузе учатся очень подготовленные, серьезно мотивированные студенты, «лучшие из лучших». Свою задачу он видит в том, чтобы создать все условия для успешной учебы, помочь тем, кому не всегда удается справиться с освоением той или иной учебной дисциплины. М.А. Эскиндаров считает, что молодые люди должны быть уверены – диплом Финансового университета делает их конкурентоспособными на рынке труда. «Мы обязаны студенту это обеспечить, – говорит ректор, – хотя бы потому, что он пришел к нам с надеждой на нас». Вместе с тем он признает, что среди студентов встречаются ребята, не готовые к напряженной учебе, с ними приходится расставаться.

В отличие от многих других вузов, считает М.А. Эс­кин­даров, «мы стараемся сохранить воспитательный процесс». Одной их важнейших форм общения ректора со студентами Фин­университета стал инициированный им «Час ректора». Эти встречи посвящены ответам на вопросы студентов. М.А. Эскин­даров, как он сам говорит, готов отвечать на вопросы, в том числе очень серьезные.

Ректор неоднократно заявлял, что важно, чтобы такие понятия, как «нравственность», «патриотизм» никогда не уходили из вузов, а все ценности не должны сводиться к деньгам. В 2009 г. было широко отпразднован 90-летний юбилей нашего вуза, по инициативе ректора продолжилось изучение истории Финуниверситета. В 2010 г. к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне под редакцией М.А. Эскиндарова вышла книга «Ради жизни на земле: Воспоминания ветеранов (1941–1945)».

Ректор Финансового университета, где работают и учатся около 25 тыс. человек, является общественно значимой фигурой, ведь руководить таким большим коллективом без политических навыков, не владея искусством управлять людьми, трудно. За свою работу по развитию образования, научную и общественную деятельность наш ректор отмечен Премией Президента Российской Федерации.

Продолжая лучшие традиции своих предшественников, М.А. Эс­киндаров считает важной деятельность по выработке стратегии развития вуза. Первая и самая главная задача, которая под его руководством уже решена – получен статус университета. На очереди – качественно новая задача – войти в состав национальных исследовательских университетов. Это особая категория вузов, сейчас их в России около 30 и на 99% – это технические университеты. М.А. Эскиндаров уверен, что в интересах страны необходимо развивать науку и образование, в том числе в финансовых университетах. «Мы, – говорит ректор, – такую задачу себе поставили: к 2015 году добиться присвоения нашему вузу статуса национального исследовательского университета».

Достижение этих стратегических целей требует модернизации всех структур и направлений жизни Финуниверситета, что в свою очередь требует от ректора принципиально новых качеств руководителя. М.А. Эскиндаров считает, что, кроме осуществления традиционных функций ректора – организации учебного процесса и научной деятельности преподавателей, он является и топ-менеджером. По мнению ректора, необходимо поддерживать хороший бренд Университета, чтобы обеспечить престиж вуза и высокий уровень востребованности наших выпускников на рынке труда. М.А. Эскиндарову приходится заниматься также планированием, бюджетированием, бухгалтерским учетом, решать социальные проблемы коллектива. Эти функции ректора – новации, они обеспечивают эффективное развитие современного университета в условиях рыночной экономики, когда имеется серьезная конкуренция в образовательной сфере и на рынке труда.

Действительно, образование и экономика в наше время связаны неразрывно, но связи эти не так просты, как кажется на первый взгляд. Наш ректор является членом Научного совета при Совете Безопасности России, членом Общественного Совета при Минфине РФ и других организаций. Кроме того, он является членом Советов директоров ряда ведущих финансовых и промышленных компаний России – ВТБ, Банка «Возрождение», крупной металлургической компании. Это дает ректору, по его словам, «дополнительные знания о ситуации бизнесе» и «понимание его потребностей». Опыт, полученный в сфере бизнеса, ректор активно внедряет в учебный процесс, возглавляет его модернизацию в соответствии с требованиями бизнеса усилить практическую подготовку будущих специалистов. Одним из результатов этой деятельности стало приглашение в Финуниверситет в качестве преподавателей практических работников, с тем чтобы студенты непосредственно от них узнавали о новых продуктах финансовых негосударственных институтов и государственных структур.

Ректор смотрит на себя, как на бизнесмена, также и потому, что возглавляемый им Университет зарабатывает на свои нужды помимо государственного финансирования около 1,5 млрд руб. в год. Эти внебюджетные средства надо не только заработать, но еще и разумно распределить. Важнейшим направлением их использова­ния является социальная сфера. За три года ректорства М.А. Эс­киндарова зарплата преподавателей была поднята в три раза.

М.А. Эскиндаров, как и всякий крупный руководитель, каждодневно сталкивается с текущими делами жизни Университета. Они посвящены профессиональным и личным проблемам преподавателей, сотрудников, студентов. Университет ныне располагает огромным комплексом учебных, жилых и подсобных зданий на четырех территориях, загородным хозяйством, разворачивается строительство нового корпуса на Ленинградском проспекте. Всё это находится в сфере внимания ректора.

Свою «сверхзадачу» как ректора одного из ведущих российских университетов М.А. Эскиндаров видит в том, чтобы наш вуз можно было сопоставить с такими высшими учебными заведениями мирового уровня, как Кембридж, Оксфорд, МГУ им. М.В. Ломоносова, чтобы бренд Финансового университета говорил сам за себя.

\\\

Народная мудрость гласит: «Время выбирает своих людей». Это верно. В 1920-е гг. трудами первых ректоров были заложены основы не только нашего вуза, но всего финансово-эконо­мического образования как самостоятельной отрасли в системе подготовки специалистов для народного хозяйства. Д.П. Бого­лепов, А.М. Галаган, П.И. Шелков стояли у наших истоков.

В тяжелые 1930–1950 гг. ректоры Д.А. Бутков, П.М. Цвет­ков, Н.Н. Ровинский вновь и вновь восстанавливали вуз, несмотря на разрушительные удары репрессий, непродуманных реорганизаций, войны, послевоенной разрухи.

В 1960–1980 гг., когда перед СССР встали новые задачи по развитию советской экономики и формированию финансово-банковских кадров, способных решать новые задачи, во главе нашего вуза встал В.В. Щербаков, имевший большой организаторский опыт, твердый и настойчивый характер в реализации поставленных задач. Его усилиями сформировалась современная основа нашего вуза. Флагманом финансово-экономического образования в условиях рыночной экономики наш вуз стал при ректоре А.Г. Грязновой.

Возглавивший в 2006 г. Финакадемию ректор М.А. Эскин­да­ров в своей работе постоянно опирается на богатый опыт работы предшественников, труд, который они вложили в становление и развитие вуза. В 2010 г. Финансовая академия получила статус Финансового университета при Правительстве РФ. На заседании Ученого совета 30 августа 2010 г. были приняты стратегия и программа развития Университета на 2010–2015 гг. Весь коллектив ученых, преподавателей, сотрудников Университета видят миссию нашего вуза в «обеспечении многоуровневого образования, соответствующего международным стандартам качества». Это будет достойным продолжением 90-летней истории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

è Вопросы для повторения

1. Каких ректоров 1920-х гг., внесших вклад в развитие советского финансово-экономического образования, вы знаете?

2. Расскажите о жизненном пути и деятельности на посту ректора Д.П. Боголепова.

3. Расскажите о жизненном пути и деятельности на посту ректора А.М. Галагана и П.И. Шелкова.

4. Каково значение деятельности директора МФЭИ – МФИ Д.А. Бут­кова в 1930–1940 гг.?

5. Расскажите об особенностях деятельности на посту ректора МФИ Н.Н. Ровинского.

6. Какой вклад в развитие МФИ в 1960–1970 гг. внес ректор В.В. Щербаков?

7. Расскажите о научной и организационной деятельности ректора Финансовой академии А.Г. Грязновой.

8. Расскажите об особенностях деятельности ректора Финансового университета М.А. Эскиндарова.

Глава 8

Наши рекомендации