Можно ли учесть расходы на приобретение алкогольных напитков для организации официального приема (пп. 22 п. 1 и п. 2 ст. 264 НК РФ)?
Налоговый кодекс РФ разрешает учитывать расходы на проведение официальных приемов, не уточняя при этом перечень затрат, которые можно отнести к таким расходам (п. 2 ст. 264).
По данному вопросу есть три точки зрения.
Согласно официальной позиции расходы на приобретение спиртных напитков для организации официального приема могут учитываться при налогообложении прибыли. Есть примеры судебных решений, подтверждающих данную точку зрения. Аналогичное мнение высказывают и некоторые авторы.
Ранее финансовое ведомство указывало, что расходы на приобретение спиртных напитков можно учесть, если они произведены в размерах, установленных обычаями делового оборота. При этом под обычаями делового оборота понимаются правила, применяемые обычно в какой-либо отрасли предпринимательской деятельности. Есть пример судебного решения, подтверждающего данную точку зрения. Некоторые авторы, поддерживая данную позицию, рекомендовали налогоплательщикам установить нормы принятия расходов на приобретение алкогольных напитков.
Третья точка зрения высказана в Письме УМНС России по Московской области и заключается в том, что расходы на приобретение спиртных напитков не поименованы в перечне представительских расходов, поэтому такие расходы не могут уменьшать прибыль.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Расходы учитываются
Письмо Минфина России от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176
Финансовое ведомство разъясняет, что расходы на приобретение алкогольных напитков для организации официального приема могут учитываться при налогообложении прибыли в составе представительских.
Аналогичные выводы содержит...
Письмо Минфина России от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136
Постановление ФАС Центрального округа от 27.08.2009 по делу N А48-2871/08-18
Суд указал, что налоговое законодательство не детализирует перечень продуктов и напитков, которые включаются в представительские расходы. Поэтому затраты организации на покупку спиртных напитков правомерно учтены в расходах.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.10.2008 N Ф08-6557/2008 по делу N А53-2231/2008-С5-34
Суд признал правомерным отнесение к представительским расходам стоимости спиртных напитков.
Аналогичные выводы содержит...
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.06.2005 N Ф04-1827/2005(12476-А27-33)
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2007 N А56-3739/2006 (Определением ВАС РФ от 20.02.2008 N 16343/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.12.2005 N А44-2051/2005-9
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.02.2005 N А56-17467/04
Постановление ФАС Центрального округа от 16.12.2005 N А68-АП-456/11-04
Консультация эксперта, 2011
Постановление ФАС Поволжского округа от 01.02.2005 N А57-1209/04-16
Содержит вывод суда о том, что затраты на приобретение спиртных напитков не относятся к расходам на организацию отдыха, а учитываются в качестве представительских расходов.
Постановление ФАС Уральского округа от 10.11.2010 N Ф09-7088/10-С2 по делу N А60-2408/2010-С6
Суд указал, что перечень представительских расходов не исчерпывающий, к ним могут относиться расходы на приобретение алкогольных напитков.
Аналогичные выводы содержит...
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.07.2008 по делу N А56-15358/2007 (Определением ВАС РФ от 17.11.2008 N ВАС-14668/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2005 N А56-24907/04
Постановление ФАС Уральского округа от 12.07.2005 N Ф09-2878/05-С7 по делу N А07-33120/04
Консультация эксперта, 2006
По мнению автора, расходы на приобретение алкогольных напитков можно учитывать при налогообложении прибыли.
Позиция 2. Расходы учитываются в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота
Письмо Минфина России от 19.11.2004 N 03-03-01-04/2/30
В Письме указано, что расходы на приобретение алкогольных напитков для организации официального приема могут быть учтены при налогообложении, если они произведены в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота при проведении деловых переговоров (сделок). Под обычаями делового оборота понимаются правила поведения, не предусмотренные законодательством, но широко применяемые в какой-либо отрасли предпринимательской деятельности, независимо от того, зафиксированы они в каком-либо документе или нет.
Аналогичные выводы содержит...
Письмо Минфина России от 09.06.2004 N 03-02-05/1/49
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.04.2005 N А56-32729/04
Статья: Представительские расходы ("Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 10)
Автор рекомендует налогоплательщикам утвердить нормы принятия расходов на приобретение алкогольных напитков и в пределах этих норм учитывать расходы при проведении официальных мероприятий.
Позиция 3. Расходы не учитываются
Письмо УМНС России по Московской области от 10.03.2004 N 04-27/03000
Разъясняется, что расходы на приобретение алкогольных напитков не поименованы в п. 2 ст. 264 НК РФ, поэтому они не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.