Программная классификация расходов
Программная классификация расходов бюджета применяется при формировании бюджета программно-целевым методом. Так сказано в Бюджетном кодексе Украины (см. статью 10). Лаконично, но не очень понятно. Для того чтобы стало понятнее, ознакомьтесь с «Концепцией применения программно-целевого метода в бюджетном процессе» (см. Приложение 32).
Уже начиная с 2003 года каждая строчка в расходной части бюджета имеет код программной классификации. Правда, это еще не значит, что расходы бюджета полностью формируются программно-целевым методом. Но правительство к этому стремится (по крайней мере, декларирует такие намерения).
Целью внедрения программно-целевого метода в бюджетном процессе является установление непосредственной связи между количеством выделенных бюджетных средств и результатами от их использования. По идее это должно способствовать повышению эффективности использования бюджетных ресурсов (см. выше — принцип эффективности).
ИТОГО
Основная часть бюджетных ресурсов (порядка 90 %) в Украине используется на основе бюджетного метода. Второе место в структуре расходов составляют отношения на основе
'См. статьи 21 и 22 БКУ.
148 Финансы.UA
кредитного метода — это обслуживание госдолга и кредитование из бюджета. Имеет место и использование ресурсов на основе инвестиционного метода (например, в 2007 году из госбюджета было выделено по 200 млн грн. на увеличение уставного капитала ОАО «Государственный сберегательный банк» и ОАО «Государственный экспортно-импортный банк»).
БАЛАНС ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА УКРАИНЫ
Относительно количественного соотношения доходов и расходов государственного бюджета возможно три варианта:
— сбалансированный бюджет;
— бюджет с профицитом;
— бюджет с дефицитом.
Сбалансированный бюджетпредполагает равенство доходной и расходной части бюджета. Случаев, когда Государственный бюджет утверждался сбалансированным, в истории независимой Украины было два (госбюджет-2000 и госбюджет-2001).
Бюджет с профицитомпредполагает превышение доходов над расходами. Согласно БКУ профицит бюджета утверждается исключительно с целью погашения основной суммы долга и на обеспечение сохранения размера оборотной кассовой наличности1.
Профицитный госбюджет в финансовой истории Украины не планировался ни разу, но по результатам фактического выполнения дважды получался профицитным. Так было с госбюджетом-2000, когда фактическое превышение доходов над расходами составило 697,3 млн грн.2 Профицитный госбюджет в Украине получился и в 2002 году (хотя планировался с дефицитом 4 млрд 108 млн грн.). Фактическое превышение доходов над расходами госбюджета-2002 составило 1 млрд 119,4 млн грн. Все профицитные ресурсы
1 Оборотная кассовая наличность — часть остатка средств общего фонда
соответствующего бюджета, которая планируется на начало планового бюджетного
периода с целью покрытия временных кассовых разрывов (см. главу 3 БКУ).
2 Статистичний щорічник України за 2004 рік/ За ред. О. Г. Осауленка. — К.:
«Консультант», 2004. — С. 58.
Глава 6. Централизованные финансы 149
госбюджетов 2000 и 2002 годов были направлены на погашение государственного долга Украины.
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ
Бюджетный дефицит— превышение расходов бюджета над его доходами. Все законы о Государственном бюджете Украины (кроме госбюджетов 2000 и 2001 годов) предполагали наличие дефицита.
Принятие госбюджета или местных бюджетов с дефицитом разрешается только в случае наличия обоснованных источников финансирования дефицита соответствующего бюджета*. Причем местные бюджеты могут приниматься с дефицитом по общему фонду только на сумму свободного остатка бюджетных средств; по специальному фонду могут приниматься с дефицитом только бюджет АР Крым и городские бюджеты в части бюджета развития.
В соответствии со статьей 15 БКУ источниками финансирования дефицита государственного и местных бюджетов являются государственные внешние и внутренние заимствования, внутренние заимствования АР Крым, внутренние и внешние заимствования органов местного самоуправления, а также свободный остаток бюджетных средств. Эмиссионные средства НБУ не могут быть источником финансирования дефицита Государственного бюджета Украины.
Согласно действующим в Украине правовым нормам финансирование бюджета классифицируется только в зависимости от типа кредитораи типа долгового обязательства2.Исходя из этого может создаться впечатление, что бюджетное законодательство предполагает покрытие дефицита бюджета только за счет внешних и внутренних заимствований (отношений на основе кредитного метода). На самом деле это не так, поскольку для финансирования дефицита госбюджета используются и недолговые источники.Например, если вы ознакомитесь с текстами Законов «О Государственном бюджете Украины»3 за последние годы,
'См. статьи 14 и 72 БКУ. 2 См. Приложение 29.
Смотреть нужно приложения под названием «Финансирование Государственного бюджета Украины» (как правило, это «Додаток 2» к закону о госбюджете на соответствующий год).
150 Финансы.UA
то увидите, что серьёзными источниками покрытия дефицита госбюджета были и доходы от приватизации государственного имущества. А дефицит гобюджета-2006 был покрыт в основном (более чем на 9 млрд грн.) по статье «Зміна обсягів готівкових коштів».
Наличие бюджетного дефицита, как такового, не является чем-то экстраординарным и широко распространено в мировой практике. Гораздо важнее отношение размера дефицита к величине бюджета и к размеру ВВП. Логика здесь простая:
Поэтому Законом «О Государственном бюджете Украины» на соответствующий год устанавливается предельный размер дефицита госбюджета, который, в свою очередь, определяется бюджетной политикой, проводимой государством. В табл. 6.3 приведены данные о дефиците, предусматривавшиеся законами о госбюджете.
Таблица 6.3
Показатели | ||||||||||
Предельный размер дефицита госбюджета, млрд грн. | 5,75 | 3,38 | 1,24 | 4,1 | 2,63 | 7,42 | 11,13 | 12,9 | ||
Отношение дефицита к расходам госбюджета, % | 21,0 | 13,8 | 4,9 | — | — | 8,2 | 4,7 | 10,27 | 9,9 | 9,4 |
Отношение дефицита к ВВП, % | 5,7 | 3,3 | 0,9 | — | — | 1,8 | 0,98 | 2,15 | 2,56 | 2,4 |
152 Финансы.UA