Методы оценки конкурентоспособности
1.Метод на основе сравнительных преимуществ.
2.На основе теории равновесия фирмы и отрасли (оценка идет по каждому фактору производства).
Показатели: процентные ставки, банковским кредитам, по относительной стоимости закупаемого оборудования, по относительным ставкам зарплаты)
3.По методу профиля.
4.Порыночным позициям фирмы (структурный и функциональный подход).
5.Матричный метод, на основе определения конкурентного статуса фирмы.
№10.Технология стратегического управления.
1.Видение и миссия фирмы.
2.Цели и построение дерева целей организации
3.Разработка стратегий
3.1.Анализ отраслевой конкуренции
3.2.Анализ внутренней среды организации
3.3.Формирование портфеля стратегий
4.Реализация стратегий
4.1.Формирование культуры организации
4.2.Формирование структуры организации
5.Корректировка
Стратегическое управление – включает предвидение, планирование, регулирование, контроль и оценку. Оно предполагает деятельность высшего руководства организации по определению предпочтительных направлений и траекторий развития, дающих конкурентные преимущества, и по реализации поставленных целей через соответствующие стратегии.
№11. Состав информации, необходимой для проведения конкурентного и матричного анализа.
Задачи стратегического планирования маркетинга | Автоматизируемые подзадачи | Первичная входящая информация, необходимая для формирования результатов ситуационного анализа | Подразделение предприятия, обладающее данной информацией |
Анализ внешней среды | Конкурентный анализ | Перечень ключевых факторов успеха (КФУ) предприятия на данном сегменте (рынке) | Руководство фирмы Отдел стратегического управления Отдел маркетинга |
Экспертно оцененная значимость каждого КФУ в стратегической перспективе | Отдел стратегического управления Отдел маркетинга | ||
Экспертно оцененные значения КФУ, которыми обладает фирма и ее конкуренты на данном сегменте до и после осуществления маркетинговой стратегии | Отдел стратегического управления Отдел маркетинга | ||
Решения по портфелю стратегии (портфельные стратегии) | Матричный анализ с помощью матрицы BCG | Данные о производственных и маркетинговых издержках фирмы на анализируемых сегментах | Производственный отдел Отдел маркетинга |
Объемы продаж продукции (в натуральном выражении) на анализируемом сегменте | Производственный отдел Отдел сбыта | ||
Цены продукции, реализуемой на анализируемом сегменте | Отдел сбыта Отдел маркетинга | ||
Данные о динамике изменения емкости рынка | Отдел стратегического управления Отдел маркетинга | ||
Матричный анализ с помощью матриц DPM | Данные о производственных и маркетинговых издержках фирмы на анализируемых сегментах | Производственный отдел Отдел маркетинга | |
Объемы продаж продукции (в натуральном выражении) на анализируемом сегменте | Производственный отдел Отдел сбыта | ||
Цены продукции, реализуемой на анализируемом сегменте | Отдел сбыта Отдел маркетинга |
Задачи стратегического планирования маркетинга | Автоматизируемые подзадачи | Вторичная(производная) входящая информация, необходимая для проведения анализа | Процедуры системы ME, на выходе которых может быть получена данная информация |
Решения по портфелю стратегий (стратегии роста) | GАР-анализ с помощью матрицы Ансоффа | Прибыль компании за каждый период времени по каждой из анализируемых стратегий | ввод и анализ операционных данных |
Доход компании за каждый период времени по каждой из анализируемых стратегий | Ввод и анализ операционных данных | ||
Решения по портфелю стратегий (портфельные стратегии) | Матричный анализ с помощью матрицы BCG | Относительная доля рынка фирмы на данном сегменте | Конкурентный анализ |
Матричный анализ с помощью матриц DPM4 | Относительная сила бизнеса фирмы на анализируемом сегменте | Конкурентный анализ | |
Матричный анализ с помощью матриц DPM9 | Сила бизнеса фирмы на анализируемом сегменте | Конкурентный анализ |
Автоматизируемые подзадачи стратегического планирования маркетинга | Информация на выходе системы, получаемая после проведения конкурентного и матричного анализа | Подразделение предприятия, являющееся пользователем данной информации |
Конкурентный анализ | Сила бизнеса фирмы и ее конкурентов на анализируемом сегменте (рынке) | Отдел стратегического управления Отдел маркетинга |
Относительная сила бизнеса фирмы и ее конкурентов на анализируемом сегменте (рынке) | Отдел стратегического управления Отдел маркетинга | |
Оценка доли рынка фирмы и ее конкурентов на анализируемом сегменте (рынке) | Отдел стратегического управления Отдел маркетинга | |
Оценка относительной доли рынка фирмы и ее конкурентов на анализируемом сегменте (рынке) | Отдел стратегического управления Отдел маркетинга | |
Профиль конкурентных преимуществ фирмы и ее конкурентов на анализируемом сегменте (рынке) | Отдел стратегического управления Отдел маркетинга | |
Матричный анализ с помощью матрицы BCG | Матричное представление информации о перспективах ассортиментной политики с учетом ЖЦТ на различных рынках | Отдел стратегического управления Отдел маркетинга |
Матричный анализ с помощью матриц DPM | Матричное представление информации 0 перспективах инвестирования в зависимости от конкурентных позиций фирмы и возможностей развития рынков | Производственный отдел Отдел сбыта |
GAP-анализ с помощью матрицы Ансоффа | Значение расхождений результатов выбранных стратегий роста по прибыли и доходу компании и корпоративных цепей | Отдел стратегического управления Финансовый отдел |
Графическое представление "щели" расхождений | Руководство фирмы Отдел стратегического управления Отдел маркетинга |
№12. Построение и анализ матрицы BCG при решении стратегических маркетинговых задач.
Высокие | «Звезды» сохранение лидерства | «Трудные дети» инвестирование и избирательное развитие | |
Темпы роста спроса | |||
«Дойные коровы» получение максимальной прибыли | «Собаки» уход с рынка или малая активность | ||
Низкие |
Рис. Матрица БКГ
Темпы роста спроса рассчитываются по данным продаж того или иного товара на том или ином сегменте рынка. Применительно к оси «темпы роста спроса» базовая линия, разделяющая спрос с высокими и низкими темпами роста, может соответствовать темпам продаж данного товара на рынке или средневзвешенному значению темпов роста спроса на различных сегментах рынка, где действует предприятие.
Доля на рынке определяется по отношению к наиболее опасным конкурентам или к лидеру рынка. Для оси «доля рынка» линия раздела проходит через «I». Если отношение доли предприятия к доле конкурентов ниже 1, то она низкая. Если больше 1, то доля предприятия высокая.
Двумерная матрица БКГ «рост/доля» используется для оценки выбора стратегических зон развития предприятия и оценки потребностей в инвестициях, испытываемых отдельными хозяйственными направлениями (продукты, рынки, подразделения). Каждый из четырех квадрантов описывает существенно различную .ситуацию, требующую отдельного подхода с точки зрения как капиталовложений, так и выработки маркетинговой стратеги.
Задача: обеспечить стратегическое равновесие портфеля путем развития хозяйственных зон, способных давать свободные денежные средства, и зон, обеспечивающих долгосрочные стратегические интересы предприятия.
Реальная полезность матрицы: определяются позиции предприятия в составе единого портфеля, структурировать проблемы, генерировать перспективные стратегии, рассчитать долю каждого направления в объеме продаж и сумме прибыли. Преимущество: использует количественно измеряемые показатели.
Ограничения: дает результаты только применительно к стабильным условиям и по ограниченному кругу показателей, в отраслях с массовым производством.
№13. Анализ конкуренции в отрасли. Методы и модели.
Конкурентный анализ выявляет те черты внутренней и внешней среды компании, которые наиболее значимо влияют на стратегическое видение и возможности компании. Внимание при этом концентрируется на получении четких ответов на хорошо определенный ряд вопросов по стратегии. Затем эти ответы используются для формирования четкой картины стратегической ситуации компании и определения альтернатив ее стратегических действий.
Анализ конкуренции в отрасли, этапы:
1. Классификация и выявление основных конкурентов.
2. Анализ показателей деятельности конкурентов; выявление сильных и слабых сторон деятельности каждого.
3. Сравнительный анализ конкурентов: составление Листа оценки конкурентоспособности фирмы относительно основных конкурентов; «Многоугольник конкурентоспособности».
4. Выбор стратегии фирмы в конкурентной борьбе.
Методы конкуренции:
1. Ценовая - соперничество за дополнительную прибыль за счет снижения издержек и цены на продукцию.
2. Неценовая - ведется неценовыми методами: изменение свойств продукции, придание качественно новых свойств, изменение квазикачества товара (т.е. обновление свойств товара, являющихся символами моды, престижа), совершенствование услуг, сопутствующих товару (демонстрация, установка, гарантийный ремонт и т.д.), присвоение товарам марочных названий, индивидуализация товара, реклама и стимулирование сбыта (купоны, скидки, премии).
Ранее - преобладание методов ценовой конкуренции, сегодня - преобладание неценовых методов (в основе - борьба за дифференцированный спрос) - более эффективная конкуренция. Более того, в условиях развитого рынка, когда сеть конкурентов велика и насыщена, когда на рынке имеются товары - конкуренты, близкие или аналогичные по качеству и цене - характер конкуренции тяготеет к использованию преимуществ имиджа предприятия, т.е. тех социо-психологических характеристик, которые формируют благоприятное отношение покупателей и положительное общественное восприятие фирмы.
3. Креативная (деструктивная) конкуренция.
Интенсивность и форма конкурентной борьбы на товарном рынке изменяется в зависимости от природы конкурентной структуры. Это необходимо для понимания уровня взаимозависимости конкурентов и степени рыночной силы каждого из них.
Модели анализа конкуренции:
1. Модель 5-ти сил конкуренции по Портеру
2. Матрица формирования конкурентной карты рынка. Основана она на перекрестной классификации размера и динамики рыночных долей конкурентов по конкретному типу продукции. Она позволяет выделить 16 типовых положений фирм, отличающихся степенью использования конкурентных преимуществ и потенциальной возможностью противостоять давлению конкурента.
3. Разработка карты стратегических групп.
№14. Реализация стратегии, влияние организационной культуры на ее эффективность.
Реализация стратегии делает необходимым принятие системы, используемой для управления организацией. Мероприятия при реализации стратегии:
а. Разработка варианта действий при непредвиденных обстоятельствах. Такой вариант применяется в случае необходимости реагировать на важные изменения в организационном окружении, которые реально могут возникнуть. Для эффективной реакции на изменения в окружении надо систематически отслеживать фактические перемены и соотносить с плановым, для чего необходимо также определить цикличность контроля. Обычно такие варианты действий пересматривают каждый год.
б. Разработка организационной структуры. Выработка структуры включает распределение ответственности за выполнение задач и права на принятие решений в организации. Также необходимо решить, какую структуру должна иметь организация: горизонтальную или вертикальную (централизованное или децентрализованное принятие решений), до какой степени она должна быть разделена на относительно самостоятельные рабочие группы и т.п.
в. Выбор системы управления организацией.
г. Политика организации. Важнейшими результатами подобных конфликтов являются борьба и создание коалиций, которые играют важную роль в процессе стратегического управления.
д. Реализация стратегии включает выбор организационного объединения и систем контроля. Организация должна решить, как лучше анализировать показатели подразделений и управлять их действиями
Различные стратегии и варианты обстановки могут требовать от организации различных структурных изменений, других культурных ценностей и систем контроля. Также необходимо сформулировать планы по ресурсам и различным функциональным областям.
Типичные для процесса реализации стратегии проблемы:
• возможно несоответствие между стратегией и структурой, и они могут противодействовать друг другу;
• недостаток или отсутствие определенных навыков и потребность их компенсации. Нежелание управляющих менять стиль работы и приобретать новые навыки;
• системы информации и связи могут не отвечать новым требованиям руководства и не давать адекватной оценки происходящим изменениям, поэтому группа высшего руководства организации не будет в полной мере владеть ситуацией;
• реализация стратегии включает изменения, которые, в свою очередь, содержат неопределенности и риск, а они могут вызывать настороженность руководителей, нежелание брать ответственность за принятие рискованных решений на себя;
• управленческие методы, такие как программа компенсации, развития управленческой структуры и т.д., которые действуют в пределах структурной схемы, могут не соответствовать стратегическим целям.
№15.Модели Портера и их использование в управлении маркетингом.