Проведение двухэтапного конкурса. 3 страница

1) Обычный тариф;

2) Предельный тариф;

3) Инвестиционный тариф;

4) Дифференцированный тариф;

5) Расчетный тариф (для производителей электроэнергии);

6) Индивидуальный тариф (для производителей электроэнергии);

Для концессионных проектов в соответствии с пунктом 2-1 статьи 15-1 Закона РК «О естественных монополиях» порядок формирования тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий (далее - СЕМ), осуществляющих свою деятельность по договорам концессии, определяется Правительством Республики Казахстан. Данный порядок формирования тарифов утвержден в Правилах №864.

Однако, согласно пункту 5 статьи 1 Правил 80-ОД (упрощенный порядок утверждения тарифов), пункту 4 статьи 1 Правил 82-ОД (общий порядок утверждения тарифов) и при подаче заявки и принятии решения об утверждении тарифов и тарифных смет уполномоченный орган и СЕМ руководствуются особым порядком формирования затрат (Правилами 185-ОД) утвержденными уполномоченным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 15-1 Закона РК «О естественных монополиях», без применения пункта 2-1

статьи 15-1 Закона РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках», предусматривающего отдельный порядок формирования тарифов для концессионных проектов.

Соответственно отсутствует четкая взаимосвязь между правилами, регулирующими утверждение тарифов (в том числе инвестиционных, дифференцированных и предельных уровней тарифов), утвержденными уполномоченным органом в сферах естественных монополий, и Правилами №864, утвержденными Правительством РК.

Наличие четкого порядка утверждения тарифов для концессионных проектов необходимо для создания понимания инвесторами процедур тарифообразования в РК.

Правила №864 предусматривающие регулирование подходов по формированию тарифов и их предельных уровней на регулируемые услуги (товары, работы) для субъектов естественных монополий, осуществляющих свою деятельность по договорам концессии, разделены на следующие 2 направления условий формирования тарифов:

1) для субъектов концессии, которым переданы в эксплуатацию существующие объекты государственной собственности;

2) для субъектов концессии, которые осуществляют строительство и эксплуатацию новых объектов на основе договора концессии.

Данные два вида формирования тарифов отличаются подходами определения затратной части тарифа на регулируемые услуги СЕМ.

Следующие условия формирования тарифов, предусмотренные Правилами №864, являются общими для вышеуказанных двух видов субъектов концессии:

Пунктом 4 статьи 1 Правил №864 предусмотрено, что в период окупаемости проекта концессии, определенный договором концессии, тарифы на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта концессии формируются с учетом возврата вложенных средств. При этом после окончания срока окупаемости проекта концессии, определенного договором концессии, тарифы на регулируемые услуги (товары, работы) Субъекта концессии, формируются без учета возврата вложенных средств.

В то же время, в соответствии с концессионным законодательством в договорах концессии не предусматривается такой показатель как «период окупаемости проекта концессии». Также в Правилах №864 отсутствует понятийный аппарат, определяющий, что понимается под «периодом окупаемости проекта концессии», и «возвратом вложенных средств». Вложенные в концессионный проект средства могут быть как заемными, так и частными.

Для того чтобы концессионный проект был привлекателен для потенциальных инвесторов тариф должен покрывать расходы на привлечение капитала (обеспечивать возврат основного долга и вознаграждения по заемному капиталу и возврат капитала собственников проекта), а также приносить

определенный доход на собственный капитал инвесторов.

При этом, доход на собственный капитал – должен обеспечиваться через ставку прибыли (уровень доходности) на вложенный капитал, вознаграждение на заемный капитал – должно учитываться в структуре затрат тарифа, возврат привлеченного заемного капитала и вложенных средств собственникам проекта – должен учитываться в тарифе производиться за счет чистой прибыли.

В соответствии с действующим законодательством РК источниками возмещения, привлеченных кредитных ресурсов являются чистая прибыль и амортизационные отчисления. Так, Законом РК «О естественных монополиях» предусмотрено целевое использование средств амортизационных отчислений как капиталовложение в фиксированные активы, используемые в предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ), и возврат основного долга по привлеченным кредитным ресурсам. Таким образом, на уровне Закона РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках» разрешается использование амортизационных отчислений на возврат основного долга по привлеченных кредитным ресурсам.

Согласно пункту 15 статьи 2 Правил №864 амортизационные отчисления субъектов концессии, которым переданы в эксплуатацию существующие объекты государственной собственности направляются на проведение капитальных ремонтных работ, приводящих к увеличению стоимости основных средств. Соответственно, по умолчанию погашение обязательств по основному долгу заемного капитала привлеченного для финансирования реконструкции переданных концессионеру в эксплуатацию существующих объектов государственной собственности должно производить за счет чистой прибыли.

Согласно подпункту 3) пункта 24 статьи 3 Правил №864 амортизационные отчисления для субъектов концессии, которые осуществляют строительство и эксплуатацию новых объектов на основе договора концессии являются одним из источников возврата денежных средств, вложенных при реализации договора концессии при строительстве и эксплуатации новых объектов концессии.

Таким образом, действующее в РК тарифообразование для СЕМ осуществляющих свою деятельность по договорам концессии предусматривает возврат вложенных инвестиционных средств привлеченных для строительства новых объектов за счет амортизации и чистой прибыли, для реконструируемых объектов только за счет чистой прибыли.

Недостатки действующего тарифообразования, предусматривающего возврат вложенных инвестиционных средств за счет амортизационных отчислений:

– при возврате основного долга за счет амортизационных отчислений будет иметь место дефицит денежных средств на обновление основных средств, участвующих в производстве регулируемых услуг (товаров, работ) в виду приоритета возврата заемного капитала. С точки зрения бухгалтерского учета целью амортизационных отчислений является своевременное обновление и ремонт основных средств;

– амортизационных отчислений и чистой прибыли может оказаться недостаточно для обеспечения возврата заемного капитала. Так в соответствии с Правилами №864 расчет амортизации для формирования тарифа производится прямолинейным методом, исходя из сроков эксплуатации объектов концессии с учетом технических параметров объектов. Либо по согласованию с уполномоченным органом в сферах естественных монополий на основании других методов, которые также связаны с техническими характеристиками эксплуатации объектов. Срок эксплуатации объектов зачастую не совпадает со сроком договора займа (срок договора займа может быть 8-10 лет, срок эксплуатации здания до 50 лет), соответственно размер начисляемой годовой суммы амортизации также может не совпасть с размером ежегодного платежа по займу.

Кроме того, при формировании тарифа не предусмотрена взаимосвязь размера чистого капитала и сумм возврата инвестиционных обязательств, в случаях, когда правилами формирования тарифов имеются ограничения на использования амортизационных средств для осуществления возврата по кредитам. Погашение основного долга по заемному капиталу и возврат средств акционеров, как правило, должно производиться за счет чистой прибыли. В то же время размер чистой прибыли (уровень доходности в структуре тарифа) регулируется уполномоченным органом в сферах естественной монополии. Однако в соответствии с антимонопольным законодательством (правилами, методологиями и инструкциями, связанными с формированием тарифов) уровень доходности обеспечивается на уровне ставки прибыли умноженной на базу регулируемых активов (активов участвующих в производстве регулируемых услуг, товаров, работ), без привязки к суммам ежегодного возврата инвестиционного капитала.

Общая формула расчета тарифов, вне зависимости от видов тарифов выглядит следующим образом:

Тариф = Затраты + (Уровень доходности), где:

Объем оказанных услуг

Уровень доходности = регулируемая база активов (РБА) * ставку прибыли

РБА = Фактическая стоимость активов * Коэффициент задействованности активов

Коэффициент задействованности активов – определяется по согласованию с уполномоченным органом в сферах естественных монополий.

Уровень доходности в структуре тарифа рассчитывается путем умножения ставки прибыли (процента доходности) на размер регулируемой базы активов (стоимость активов находящихся в собственности СЕМ, используемых в производстве регулируемых товаров (работ услуг).

Ставка прибыли рассчитывается различными методами для субъектов каждой отрасли.

Отрасль Ставка прибыли
Водохозяйственные и канализационные системы Сумма безрисковой ставки, долговой премии за риск и технологического риска
Энергетический сектор WACC (без налогового щита)*
Услуги магистральных железнодорожных путей WACC (без налогового щита)
Услуги морского порта по договорам концессии WACC (без налогового щита)
Услуги почтовый связи WACC (без налогового щита)
Услуги по транспортировке газа WACC
Услуги по транспортировке нефти WACC
Услуги аэронавигаций WACC (без налогового щита), но с учетом коэффициента отчислений чистой прибыли в бюджет

Как видно из таблицы ставка прибыли за исключением сектора водоснабжения и водоотведения рассчитывается как средневзвешенная стоимость капитала. Для СЕМ, оказывающих услуги водохозяйственных и канализационных систем (магистральные и городские распределительные сети, водопроводы) средневзвешенная стоимость капитала рассчитывается как произведение безрисковой ставки, исходя из среднего уровня доходности еврооблигаций РК или облигаций того же обращения, выпущенные странами с кредитным рейтингом аналогичным рейтингу РК, долговой премии за риск и технологического риска характеризующего степень износа существующих водохозяйственных и канализационных систем и длительное ремонтное обслуживание, а также связанная с этим вероятность возникновения аварий.

Средневзвешенная стоимость капитала WACC используется для вычисления ставки дисконтирования при оценке эффективности инвестиций, в случае, когда привлекаются средства из разных источников с разной стоимостью.

Термин средневзвешенная стоимость означает, что для определения средней стоимости привлеченного капитала необходимо учесть долю каждого источника в общей сумме. вычисляется не среднее арифметическое значение, а средневзвешенное.

WACC = Ks x Ws + Kd x Wd x (1 - T), где:

Ks - Стоимость собственного капитала (%);

Ws - Доля собственного капитала (в % (по балансу);

Kd - Стоимость заемного капитала (%);

Wd - Доля заемного капитала (в % (по балансу);

T - Ставка налога на прибыль (в %).

WACC выражается процентной величиной.

*Налоговый щит: Если плату за привлеченные инвестиции, например, процентные выплаты по кредиту, можно отнести на расходы, т.е. исключить из налогооблагаемой базы налога на прибыль, появляется эффект налогового щита. В нашем случае стоимость соответствующей доли инвестиций будет уменьшаться в (1-T) раз.

Эффектом налогового щита обладают кредиты банков. [18]

Таким образом, основой расчета средневзвешенной стоимости капитала является стоимость собственного капитала и стоимость заемного капитала.

В действующих инструкциях антимонопольного законодательства РК по расчету ставки прибыли имеются различия в подходах определения доходности собственного и заемного капиталов, учитываемых при расчете WACC.

При этом, стоимость заемного капитала ограничивается следующими параметрами:

1) для СЕМ энергетического сектора ставка вознаграждения на заемные средства определяется как сумма безрисковой ставки (определяемой исходя из среднегодового уровня еврооблигаций РК или облигаций того же обращения, выпущенные странами с кредитным рейтингом, аналогичным рейтингу РК) и долговой премии за риск (определяемой на основании премии на долговые обязательства, выпущенные СЕМ и находящихся в обращении относительно государственных ценных бумаг того срока обращения если выпуск долговых обязательств имел место. В ином случае, она определяется с учетом долговых премий за риск других СЕМ, занимающихся аналогичным видом деятельности и имеющих аналогичный кредитный рейтинг. Среднегодовая доходность еврооблигаций отечественных компаний со стопроцентным участием государства и рейтингом, приравненным к суверенному рейтингу РК, определяется на основании данных Министерства Финансов РК или Банка развития Казахстана).

2) для СЕМ, оказывающих услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам стоимость заемного капитала определяется как средневзвешенная фактическая стоимость заемного капитала на конец отчетного периода с учетом дисконтов и премий, затрат по привлечению заемного капитала или рефинансированию, либо на основе кредитного рейтинга газотранспортной организации или стоимости заемного капитала аналогичной компании.

3) для СЕМ, оказывающих услуги аэронавигации и СЕМ, оказывающих общедоступные услуги почтовой связи оценка стоимости заемных средств производится методом предварительной поэлементной и последующей обобщающей оценки в виде средневзвешенной величины стоимости банковских и иных кредитов на конец последнего отчетного периода (в %) и величины выплачиваемого по облигации купона или номинальной процентной ставкой облигации (в %). При этом, стоимость банковских кредитов равна процентной ставке кредита или при привлечении нескольких кредитов равна их средневзвешенной стоимости.

4) для СЕМ, оказывающих услуги магистральной железнодорожной сети и подъездных путей ставка вознаграждения на заемные средства определяется как сумма безрисковой ставки, принимаемой равной уровню официальной ставки рефинансирования Национального банка РК и долговой премии за риск по субъекту, определяемой на основе премии на долговые обязательства, выпущенные СЕМ и находящиеся в обращении, относительно государственных ценных бумаг того срока обращения если выпуск долговых обязательств имел место. В ином случае она определяется с учетом долговых премий за риск других СЕМ, занимающихся аналогичным видом деятельности и имеющих кредитный рейтинг на территории РК.

Расчет стоимости собственного капитала базируется на основании следующих расчетов:

Отрасль Стоимость собственного капитала
Энергетический сектор Сумма безрисковой ставки (определяемой исходя из среднего уровня доходности еврооблигаций РК или облигаций того же обращения, выпущенные странами с кредитным рейтингом, аналогичным рейтингу РК) и произведения средней общерыночной доходности по фондовому рынку РК в целом за предшевтубющий календарный год (уменьшенной на сумму безрисковой ставки) на отраслевой бэта коэффициент энергетического сектора принятый на уровне 0,89.
Услуги магистральных железнодорожных путей Сумма безрисковой ставки, принимаемой равной уровню официальной ставке рефинансирования НБРК и премии за риск на собственный капитал, которая определяется уполномоченным органом в установленном порядке. При этом стоимость вознаграждения на собственный капитал является величиной не менее стоимости вознаграждения на заемные средства.
Услуги морского порта по договорам концессии Сумма безрисковой ставки, равная уровню официальной ставки рефинансирования национального банка РК, и премии за риск состоящей из производственно-технологического, операционного и финансового рисков.
Услуги почтовый связи Сумма безрисковой ставки, определяемой равной текущей доходности еврооблигаций РК или облигаций того же срока обращения выпущенные странами с кредитным рейтингом аналогичным рейтингу РК и премии за риск характерной для сферы почтовой связи
Услуги по транспортировке газа Осуществляется на основе двухступенчатой модели дисконтированных денежных потоков. Основывается на том,что цена на акцию компании представляет собой текущую стоимость всех предполагаемых будущих доходов на данную акцию, которые дисконтированы согласно требуемому инвесторами уровню дохода. Будущие доходы на акцию прогнозируются на основе роста в среднесрочном периоде, который сопровождается устойчивым темпом роста
Услуги по транспортировке нефти Сумма безрисковой ставки, премии за страновой риск, премия за риск по акциям для нефтегазового сектора, премия за специфические риски, характерные для нефрепроводной организации
Услуги аэронавигаций Сумма безрисковой ставки равная уровню официальной ставки рефинансирования национального банка РК и премии за риск характерной для сферы аэронавигации

Резюмируя, действующие подходы по определению уровня доходности в структуре тарифа можно сделать следующие выводы:

Учитывая, что уровень доходности тарифов рассчитывается как произведение ставки прибыли (средневзвешенной стоимости капитала) и активов задействованных в производстве, отсутствует взаимосвязь доходностью проекта (чистой прибыли) с графиком погашения обязательств и

Хотелось бы отметить, что в соответствии с пунктом 23 статьи 2 Правил №864 для СЕМ осуществляющих свою деятельность по договорам концессии ставка прибыли определяется уполномоченным органом.

В данном случае, определение ставки прибыли по усмотрению уполномоченного органа в сферах естественных монополий является не правильным, с точки зрения договора концессии, так как договор концессии предполагает письменное соглашение между государством и частным партнером по выполнению договорных обязательств сторонами. Прозрачность тарифного регулирования является гарантией стабильности доходов в части ценообразования, и соответственно важным камнем преткновения, сдерживающим приток инвестиций в сферу естественных монополий.

В книге «Государственно-частное партнерство: теория и практика» [19] пишут, что в проектах ГЧП, как правило, оговаривается процедура контроля со стороны государства за ценами, которые устанавливаются частными операторами для пользователей. В данном вопросе государство преследует две взаимосвязанные цели: первая – гарантировать, что оператор получает «справедливую» норму прибыли на вложенный капитал, вторая – быть уверенным, что масса прибыли не чрезмерно высока. Кроме того, часто компания-оператор является своего рода монополистом, но действует под государственным контролем, и стратегическая задача государства состоит в том, чтобы гарантировать, что она не злоупотребляет этой властью. Указанные выше цели могут быть достигнуты различными способами.

Главным методом регулирования цен на услуги, предоставляемые частными компаниями по контрактам ГЧП, и контроля за их доходами до недавнего времени была норма доходности – «rate of return». В ряде стран, в частности в США, Канаде, Японии, регулирование нормы прибыли активно используется в концессиях до настоящего времени. Государство устанавливает норму доходности для концессионной компании, исходя из которой концессионер рассчитывает цену услуги. Цена пересматривается в тех случаях, когда возврат вложенных в предприятие средств резко отличается от ожидаемого (рассчитанного в бизнес-плане) с учетом инфляции, доходов населения и других факторов.

Это, в сущности, косвенный путь управления ценами. К тому же, чем больше стоимость инвестированного капитала, тем больше легальные доходы и, следовательно, выше цены. Это может стимулировать излишние инвестиции (эффект Аверч-Джонса) или просто вести к преувеличению стоимости инвестированного капитала, когда его реальная точная оценка затруднена. Концессионер не имеет достаточно стимулов к сокращению издержек, потому что чем больше затраты, тем выше прибыль, по сути, санкционированная государством.

Несмотря на преимущества (главным образом простоту), регулирование нормы доходности имеет и ряд недостатков.

Во-первых, оно не дает значительного стимула для повышения эффективности, потому что частные компании-операторы могут перекладывать бремя роста издержек производства на конечных пользователей путем установления более высоких цен.

Во-вторых, регулирование нормы доходности побуждает частные компании завышать расходы по проекту, поскольку им в любом случае гарантируется возврат инвестиций.

В 1970-е гг. в Великобритании был разработан альтернативный метод регулирования цен, который постепенно получил распространение в других странах мира. Он существенно уменьшает стимулы частной компании к избыточным инвестициям и создает условия для получения дополнительной прибыли за счет сокращения издержек.

Согласно этому методу компания в проекте ГЧП обосновывает верхний предел цены на производимую им продукцию или услугу («price cap») и представляет на утверждение соответствующего государственного органа этот показатель, который будет действовать в течение определенного периода времени (как правило, несколько лет). При этом учитываются: инфляция, показатели эффективности деятельности компании, другие индикаторы. После утверждения государством верхнего предела цены частная компания – партнер государства не имеет права его превышать при продаже продукции или поставке услуг. Но она вправе снижать и реструктурировать издержки, повышать доходность, а государство соответственно не имеет права изымать полученную сверхприбыль.

Наиболее комплексный, с учетом множества факторов, подход к регулированию верхнего предела цены проезда по платным автомагистралям используется в автодорожных концессиях в Италии. В 1992 г. правительство этой страны утвердило методику установления «price cap» в целях более тесной увязки платы за пользование автострадами с изменением уровня цен, интенсивности движения, индикаторов производительности, а также качества обслуживания населения концессионером.

В настоящее время метод верхнего предела цены широко используется в практике ГЧП в отраслях производственной инфраструктуры и естественных монополий не только в развитых, но и во многих развивающихся странах мира (Аргентина, Мексика, Перу, Малайзия и т.д.). Он применяется также в других сферах: жилищно-коммунальном обслуживании, электроэнергетике (Великобритания), телекоммуникациях (Новая Зеландия).

В ряде стран метод верхнего предела цены позволяет государству предоставлять льготы по оплате коммунальных услуг за потребление газа и электричества некоторым категориям экономических агентов: пенсионерам и низкооплачиваемым группам населения (Бельгия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Франция), компаниям-должникам с поэтапной реструктуризацией задолженности (Бельгия, Великобритания, Франция).

Однако наряду с отмеченными положительными особенностями указанный метод имеет и недостатки. Главная проблема состоит в том, что он потенциально может снижать стимулы к увеличению продаж и создавать для концессионеров возможности манипулировать с ценами и качеством.

Другой недостаток метода связан с асимметричностью и неоднозначностью информации у государства и частного оператора, которая лежит в основе получения конкретного значения верхнего предела цены. Ценовое регулирование по данному методу основано, как уже отмечалось выше, на оценке внутренней эффективности компании. А эти данные чаще всего составляют коммерческую тайну и не раскрываются.

Наконец, любое снижение качества продукции или обслуживания может вести к сокращению издержек и тем самым обеспечивать частной компании более высокую прибыль при неизменном значении верхнего предела цены. В транспортной инфраструктуре ухудшение качества может отражаться на безопасности движения и состоянии окружающей среды, если государство своевременно и четко не формулирует требования к стандартам качества, предъявляемые оператору, и не осуществляет должного контроля.

Поскольку мировое сообщество не отдает явное предпочтение какому-либо из методов регулирования цен на услуги частных операторов, каждая страна применяет тот из них, который исторически сложился.

Оба проанализированных метода регулирования цен не только отражаются на доходах частных компаний, но и регламентируют разделение рисков между ними и государством. В частности, использование метода верхнего предела цены ведет к тому, что частный оператор вынужден нести повышенные риски. Если, например, у него наблюдается превышение сметной стоимости строительства автомобильной дороги по причине неэффективности использования факторов производства, то он не может компенсировать рост издержек установлением цены проезда выше верхнего передела. В случае регулирования нормы дохода государством концессионер имеет право переносить на цены повышение производительных и непроизводительных затрат, как правило, в достаточно широких пределах.

Эксперт компании Egis International Жан Пьер Маэ в своей презентации на тему «Тарифообразование для государственно частного партнерства» (международный опыт) выделяет основные 2 формы тарифообразования:

1. По критерию рентабельности:

v Тариф включает обоснованные компоненты затрат + маржу

v Регулирующий орган принимает решение по следующим аспектам:

§ Норма прибыли: норма доходности исторической стоимости капитала, регулируемой базы капитала (RAB) или регулируемой стоимости капитала (RCV);

§ Используемые и использованные активы;

§ Допустимые уровни расходов и убытков;

§ Методология и периодичность проверки тарифов

v Этот метод отражает фактические затраты, но не стимулирует их снижение

2. По критерию максимальных цен:

v Регулирующий орган устанавливает верхние пределы (лимиты) тарифов на основе опыта и моделирования;

v Лимиты корректируются по корректируются по формуле “RPI-X”:

§ RPI: индекс розничных цен;

§ X – корректирующий фактор, рассчитывается с учетом вероятных изменений продуктивности

v Этот метод стимулирует сокращение затрат, но регулирующий орган должен проверять, не проводится ли оно в ущерб качеству услуг или состоянию инфраструктуры.

Формирование тарифов с использованием методики RAB (regulatory asset base – регуляторная база активов), основывается на опыте ряда стран, в том числе Великобритании, Австралии, Канады и США, России и используется практически для всех регулируемых отраслей, в которых работают частные компании – в аэропортах, телекоммуникациях, электрических сетях, транспортировке газа, на железных дорогах и водопроводных компаниях. В основе методики RAB лежит формирование тарифа компаний таким образом,

чтобы СЕМ имели возможность постепенно возвращать инвестированные средства и проценты на привлеченный капитал. Это так называемый метод, «затраты плюс», но предусматривающий возврат вложенного инвестиционного капитала. При этом заемные средства возмещаются не за один год, а в течение 20 и более лет. Тарифы устанавливаются на период от трех до пяти лет, что обеспечивает стабильность и прогнозируемость ситуации для инвесторов, снижает их риски.

Система RAB-регулирования была создана и впервые внедрена в Великобритании в конце 80-х гг. прошлого века.

Первыми перешли на новую модель тарифообразования компании связи и водоснабжения. Чуть позже эксперимент был распространен на электрические и газовые сети, порты, аэропорты и иные сферы бизнеса с ограниченной конкуренцией. С середины 90-х гг. английский опыт переняли другие европейские страны, а также Австралия, Канада и США. Сегодня методика RAB-регулирования применяется во многих государствах Западной и Восточной Европы: в Великобритании, Чехии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Украине, Германии, Швеции, Норвегии.

Модель RAB состоит из двух частей: первоначального RAB и нового RAB.

Значение первоначального RAB рассчитывается исходя из чистой стоимости основных средств и задействованного капитала, а также данных баланса компании на момент введения системы.

Новый RAB - это объем капитальных вложений, запланированный компанией на период регулирования.

В Российском методе использования RAB необходимая валовая выручка (НВВ) в целях установления тарифа рассчитывается как сумма производственных расходов компании, дохода на инвестированный капитал и возврата инвестированного капитала. Корректировка НВВ на фактические показатели и корректировка в целях сглаживания тарифа для понимания базового принципа формирования НВВ не являются значимыми, тем более что при прогнозировании изменения НВВ прогнозные и "фактические" показатели, очевидно, идентичны.

Формирование необходимой валовой выручки (НВВ) по Методу RAB основано на хорошо известном и экономически обоснованном принципе, согласно которому инвестор имеет право получить на инвестированный капитал доход, соответствующий норме доходности, признаваемой участниками рынка в качестве обоснованной, и возвратить весь инвестированный капитал к концу инвестиционного периода .

Наши рекомендации