Статистический и сценарный анализ. моделирование условий, расчет и интерпретация результатов статистического и сценарного анализа в системе project expert
Для разработки бизнес‑планов можно использовать статистический и сценарный анализы.
Сценарный анализпозволяет смоделировать несколько сценариев развития проекта (компании). В бизнес‑план обычно включают три сценария: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный. Хотя может быть разработано несколько десятков сценариев – их количество и качество зависит от потребности смоделировать развитие событий и финансовых показателей при изменении различных ключевых параметров.
Программа Project Expertпозволяет с учетом рисков создавать несколько вариантов развития событий. За консервативный сценарий принимается вариант без учета факторов риска, за пессимистический берется вариант с учетом влияния рисков, за оптимистичный – обратная функция риска с поправкой на стратегический маркетинговый план.
Для расчета сценариев осуществляется подбор различных значений ключевых показателей. После создания композиции с новым набором значений просматриваются и анализируются результаты– итоговые, значащие для проекта показатели, насколько они изменились по сравнению с базовым сценарием и за счет чего.
Сценарный анализ связан с анализом безубыточности и анализом чувствительности. Степень устойчивостипроекта по отношению к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями границ безубыточности (предельных уровней) объемов производства, цен производимой продукции и иных параметров. Эти и им подобные показатели по существу, отвечают сценариям, предусматривающим соответствующее снижение объемов реализации, цен реализуемой продукции и т. д., но они не являются показателями эффективности самого проекта.
Граница безубыточности (предельный уровень) параметра проектадля некоторого шага расчетного периода определяется как такой коэффициент к значению параметра, при применении которого чистая прибыль участника на данном шаге становится нулевой.
Статистический анализоснован на сборе и обработке больших массивов данных как о проекте (компании), так и о внешней среде с использованием статистических методов и моделей.
52. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ О НЕОБХОДИМОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ (БИЗНЕС‑ПЛАНОВ) ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ЗАТРАТ
Принятие решения об инвестировании проекта является серьезным, обдуманным шагом. Необходимо учесть все риски проекта, чтобы вернуть вложенные инвестиции в наиболее короткие сроки. Для этого следует провести инвестиционный анализ и проанализировать основные показатели: rdo, npv, iRr, pb, dpb, biи т. д. Также в случае инвестирования ресурсов в новое предприятие необходимо иметь четко взвешенный стратегический маркетинговый план и представление о главных акционерах. Для оценки перспективности развития проекта нужно оценить его стоимость. Только этот показатель способен наиболее полно отразить перспективы бизнеса. Определив стоимость бизнеса через пять лет и более, вы можете сравнить вложения с другими более доходными финансовыми инструментами и проектами и принять для себя решение.
Оптимизация доходов и затратявляется первостепенной задачей и основной функцией при анализе, а затем при реализации инвестиционных проектов. Только лишь при рациональном использовании денежных средств возможно добиться конкурентного преимущества и занять лидирующее положение на рынке. При принятии решений необходимо ориентироваться не только на показатели финансовых и инвестиционных коэффициентов, но и на четкую стратегию по оптимизации затрат предприятия и построения входящих потоков.
Рассматривая различные проекты, сложно определить наиболее доходный, тщательно не проанализировав денежные потоки проекта. Выбирая наиболее оптимальную бизнес‑модель, необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Необходимо выбирать тот проект, в котором экономическая прибыль больше.
Экономическая прибыль = Инвестированный капитал × (ROIC – WACC),
где ROIC– рентабельность инвестированного капитала; WACC– средневзвешенные затраты на капитал.
Рентабельность инвестированного капитала должна быть больше затрат на капитал, в обратном случае стоимость компании (бизнес‑проекта) в прогнозном периоде уменьшается в соответствии с темпами развития (роста) компании, что приведет к потере ликвидности компании на рынке.
2. Сравнивая NPVпроекта, необходимо учитывать прочие показатели, такие, как срок окупаемости проекта и срок возврата инвестиций.