Управление затратами и анализ исполнения смет (бюджетов)
Содержание и задачи анализа финансовых результатов
Финансовый результат в общем виде представляет собой конечный результат финансово-хозяйственной деятельности организации, исчисляемый как разность между доходами и расходами. Он может быть положительным в виде полученной прибыли, а может быть отрицательным в виде убытка. С экономической точки зрения прибыль представляет собой увеличение собственного капитала организации.
Прибыль является показателем успешной работы организации, и ее рост создает финансовую базу для экономического развития организации.
Поэтому анализ финансовых результатов включает исследование следующих показателей прибыли: валовой, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли организации.
Информация, содержащаяся в отчете о прибылях и убытках (форма № 2), позволяет оценить финансовые результаты, полученные от всех видов деятельности организации, установить структуру и динамику прибыли, выявить возможные резервы ее увеличения.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности организации являются:
- оценка динамики и структуры показателей прибыли за анализируемый период;
- анализ показателей прибыли по факторам;
- анализ влияния прочих доходов и расходов на прибыль;
- оценка динамики показателей рентабельности и анализ факторов, влияющих на уровень использования хозяйственных средств;
- анализ полученных доходов и произведенных расходов организацией;
- выявление резервов увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности активов организации.
Результаты анализа прибыли используются для принятия важных управленческих решений, направленных на эффективное использование ресурсов, выбор наилучшего варианта инвестиционной деятельности, составление бизнес-плана и перспективных направлений развития организации в условиях постоянного изменения конъюнктуры рынка.
Проведение факторного анализа прибыли от продажи позволяет оценить резервы повышения эффективности производства и сформулировать управленческие решения по оптимизации использования производственных ресурсов.
Рассмотрим на конкретном примере факторный анализ прибыли от продаж (см. аналитическую таблицу 3.1).
Таблица 3.1 – Показатели факторного анализа прибыли от продажи
Показатели | Прошлый год, т.р. | Отчетный год, т.р. | Изменение | |
Т.р. | % | |||
1. Выручка от продаж (нетто), Вi | + 8030 | 121,2 | ||
2. Себестоимость проданных товаров (работ, услуг), Сi | + 4635 | 119,0 | ||
3. Управленческие расходы, Уi | + 3130 | 132,0 | ||
4. Коммерческие расходы, Кi | + 390 | 126,5 | ||
5. Прибыль от продажи, Пi | - 125 | 94,4 | ||
6. Коэффициент инфляции отчетного года | 1,09 или 109,0% |
Как видно из таблицы 3.1, в отчетном году по сравнению с предыдущим годом темп роста выручки от продаж составил 121,2% при общем уровне инфляции 109,0%. Фактический прирост объема выручки составил 12,2 процентных пункта (121,2 – 109,0 = 12,2). Это благоприятный результат для организации, тем более, что темп роста себестоимости проданных товаров ниже темпа роста выручки на 2,2 процентных пункта (121,2 – 119,0=2,2). Однако настораживает тот факт, что темпы роста управленческих и коммерческих расходов превысили темпы роста выручки от продаж, и прибыль от продаж в отчетном году снизилась на 125 тыс. руб. по сравнению с прошлым годом. Для определения влияния всех этих факторов на изменение прибыли осуществим расчеты в
. ,6 т.р.следующей последовательности:
1. Влияние изменения выручки от продаж на прибыль
∆ П1 = П0 (Iв – 1) = 2215 (1,2118 – 1) = 469 т.р.
Где, П1 – изменение прибыли за счет изменения выручки от продаж;
П0 - прибыль от продаж прошлого года;
Iв - индекс роста объема продаж, он равен 1,2118 (45930:37900=1,2118)
2. Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль
∆ П2 = С0 Iв - С1 = 24435 * 1,2118 – 29070 = 540 т.р.
Где, С0 и С1 - себестоимость продукции прошлого и отчетного года соответственно
3. Влияние изменения уровня управленческих расходов на прибыль
∆ П3 = У0 Iв - У1 = 9780 * 1,2118 – 12910 = - 1058
Где, У0 и У1 – управленческие расходы прошлого и отчетного года
4. Влияние изменения уровня коммерческих расходов на прибыль
∆ П4 = К0 Iв - К1 = 1470 * 1,2118 – 1860 = - 76 т.р.
Где, К0 и К1 - коммерческие расходы прошлого и отчетного года
5. Сумма отклонений по исследуемым факторам дает общее изменение прибыли от продажи
∆ П = ∆ П1 + ∆ П2 + ∆ П3 + ∆ П4 = 469 + 540 – 1058 – 76 = - 125 т.р.
Таким образом, анализ по факторам показал, что прибыль от продаж увеличилась по абсолютной величине на 1009 т.р. за счет роста объема продаж и снижения себестоимости (469+540=1009). Однако за счет высоких темпов роста управленческих и коммерческих расходов прибыль от продаж снизилась на 1134 т.р. (1058+76=1134). Это привело в отчетном году к снижению прибыли от продаж на 125 т.р. по сравнению с прошлым годом.
Следовательно, резервом роста прибыли является оптимизация управленческих и коммерческих расходов.
Управление затратами и анализ исполнения смет (бюджетов)
Анализ и контроль затрат способствуют повышению эффективности хозяйствования во всех звеньях системы управления предприятием. Анализ исполнения сметы затрат заключается не только в исследовании общей величины, динамики и структуры расходов, показателей эффективности и затрат на один рубль продукции, но и в организации факторного анализа по элементам и статьям затрат, оценке резервов экономии и разработке мероприятий по их реализации. Данный анализ производится как в целом по предприятию, так и в разрезе центров финансовой ответственности. Схема мониторинга бюджета по функциональным подразделениям и центрам финансовой ответственности приведена на рис. 3.1
Рис. 3.1 - Схема мониторинга бюджета
Главная цель анализа и мониторинга бюджета – это оценка достигнутых результатов с позиции соответствия фактической величины и уровня расходов прошлого периода к планируемым показателям в бюджете.
Для анализа общей величины динамики и структуры затрат можно использовать таблицы 3.2 и 3.3
Таблица 3.2 - Анализ состава затрат за 2 квартал текущего года в тысячах рублей
Статьи затрат | Факт 1 квартала | План 2 квартала | Факт 2 квартала | Отклоне- ние гр4-гр3 | Темп изм.,% гр4: гр3 | Темп изм.,% гр4: гр2 |
Материальные затраты | +391 | 106,2 | 116,8 | |||
Затраты на оплату труда | +32 | 102,5 | 112,8 | |||
Отчисления на социальное страхование | +10 | 102,2 | 113,2 | |||
Амортизация | -2 | 99,8 | 110,5 | |||
Прочие расходы | +34 | 102,5 | 112,7 | |||
Всего по смете | +465 | 104,4 | 114,9 | |||
Объем выпуска продукции | +1052 | 108,9 | 119,9 | |||
Затраты на 1 рубль продукции | 89,29 | 89,29 | 85,61 | -3,68 | 95,9 | 95,9 |
Объем продаж | +1908 | 113,4 | 124,9 |
Таблица 3.3 - Анализ структуры затрат 2 квартала текущего года
В процентах
Статьи затрат | Факт 1 квартала | План 2 квартала | Факт 2 квартала | Отклонение гр4-гр3 |
Материальные затраты | 60,1 | 60,0 | 61.0 | +1.0 |
Затраты на оплату труда | 12,0 | 12,0 | 11,8 | -0,2 |
Отчисления на социальное страхование | 4,3 | 4,3 | 4,2 | -0,1 |
Амортизация | 10,9 | 11,0 | 10,5 | -0,5 |
Прочие расходы | 12,7 | 12,7 | 12,5 | -0,2 |
Всего по смете | - |
Оценка динамики затрат по общей величине и экономическим элементам отражена в графах 6 и 7 таблицы 3.2. Темп изменения объема продаж во втором квартале (113,4 %) по сравнению с планом выше, чем темп изменения общей суммы затрат (104,4 %). Во втором квартале темп роста продаж по сравнению с первым кварталом составил 124,9%, а по сравнению с планом 113,4%. Темп роста общей суммы затрат во 2 квартале составил по сравнению с первым кварталом 114,9%, что ниже роста объема продаж на 10 процентных пункта. Объем затрат растет медленнее, чем объем продаж, это положительно сказывается на экономике предприятия. Анализируя графы с четвертой по седьмую, можно оценить напряженность сметы затрат и её исполнения. Оценку вклада каждого элемента затрат можно сделать по данным граф 2,4,6.
Данные в графах 2,3,4, 5 таблицы 3.3 характеризуют изменения структурных сдвигов в составе затрат.
Для оценки эффективности расходов организации необходимо исчислить в динамике следующие показатели, отраженные в таблице 3.4
Таблица 3.4 – Показатели оценки эффективности расходов организации
Наименование показателей | Формула расчета | Условные обозначения |
Коэффициент производительности затрат | Кпз = Впр / Сполн | Впр – выручка от продаж, т.р. Сполн – полная себестоимость, т.р. Iрq – индекс продаж Izq – индекс себестоимости |
Индекс рентабельности продаж | Ire = Iрq / Izq | |
Показатель затрат на один рубль продукции, коп | З1рп = Сполн / Впр |
Коэффициенты производительности затрат характеризуют роль отдельных видов затрат в формировании выручки, т.е. отдачу затрат
Проведение расчетов указанных показателей в динамике, а также факторный анализ позволят выявить имеющиеся на предприятии резервы. Систематизация выявленных резервов может быть положена в основу оценки эффективности системы управления затратами в исследуемой организации.