Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 4 страница
Культура денежного обращения в стране характеризуется степенью физического износа денежных знаков. В связи с этим ЦБ контролирует состояние денежной наличности.
Не допускается присутствие повреждённых, ветхих денежных знаков, билетов и монеты, утративших полностью или частично признаки платёжности. Контролируется возможность появления фальшивых денежных знаков в обращении, принимаются меры к их своевременному изъятию. Отслеживается радиационный фон билетов и монеты.
Замена старых, повреждённых денежных знаков на новые происходит из средств резервного фонда.
В целях бесперебойного обслуживания товарного обращения ЦБ регулирует покупюрное строение массы денежных знаков. На необходимость данного вида контроля влияют следующие факторы: 1) изменение объёма розничного товарооборота; 2) ассортимент реализуемых товаров; 3) сезонная миграция населения; 4) увеличение денежной массы в стране.
Под купюрным строением массы денежных знаков понимается удельный вес каждого вида (по номинальной стоимости) денежного знака в их общем количестве и общей сумме.
Удовлетворение потребности в наличных деньгах хозяйствующих субъектов осуществляется непосредственно банками. Территориальные учреждения Банка России контролируют работу банков по организации денежного обращения.
В коммерческих банках для проведения операций с наличными денежными знаками имеется операционная касса, через которую осуществляется работа по приёму, пересчёту и выдаче наличных денег, поступающих от клиентов. Данные операции банков называются кассовыми операциями.
Кассовые операции считаются активом, не приносящим дохода, тем не менее банки осуществляют данный вид банковской операции по следующим причинам: 1) выполнение операции предписывается Законом РФ «О банках и банковской деятельности»; 2) для удобства клиентов; 3) кассовая наличность является высоколиквидным активом.
Цель организации кассовой работы в кредитном учреждении состоит в обеспечении сохранности денег и ценностей, предотвращении хищений и злоупотреблений и проведении всеобъемлющего контроля за совершением операций с деньгами и ценностями.
Задача кредитной организации состоит в правильном определении лимита и минимального остатка наличных денег в кассе с учётом того, что величина устанавливаемого лимита должна быть минимально необходимой для обеспечения нормальной работы банка с клиентами, и что остаток наличных денег в кассе является неработающим активом банка.
Лимит — это максимально допустимая сумма наличных денежных средств, находящаяся в операционной кассе банка на начало операционного дня. Исходными данными для определения лимита являются оборот денег через кассу, количество счетов клиентов, сумма остатков на этих счетах. Он утверждается вышестоящим кредитным учреждением и согласовывается с территориальным учреждением ЦБ РФ.
Для обеспечения своевременной выдачи наличных денег со счетов организаций и физических лиц кредитным организациям устанавливается сумма минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня. Фактический остаток денег в кассе не должен быть ниже установленного. Исходными данными являются объём оборота наличных денег, проходящих через кассу, график поступлений денежной наличности от клиентов, порядок её обработки и другие. Минимальный остаток определяется вышестоящим кредитным учреждением и учреждением ЦБ РФ.
Выдачи наличных денег предприятиям производятся, как правило, за счёт текущих поступлений денежной наличности в кассу банка.
Недостаток наличных денег для проведения операций с клиентами восполняется получением их в расчётно-кассовом центре по денежному чеку. Излишки денежной наличности (превышение фактического остатка на конец дня над минимально допустимым) сдаются в оборотную кассу РКЦ по объявлению на взнос наличными. Поступления и выдачи наличных денег из оборотной кассы отражаются по корреспондентскому счёту банка.
В целях равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения наличных денежных средств учреждения банков составляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии на основании сведений предприятий о размерах и сроках выплаты зарплаты. При согласовании конкретных сроков выдачи наличных денег на эти цели банк учитывает необходимость равномерного распределения их по дням месяца и беспрепятственного удовлетворения обоснованных требований предприятия в наличных деньгах.
Для определения потребности в наличных деньгах банки составляют прогнозные расчёты ожидаемых поступлений в их кассы наличных денег и выдач наличных денег на основании динамических рядов «Отчёта о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций» или на основе получаемых кассовых заявок от обслуживаемых предприятий. Итоги по приходу и расходу сообщаются РКЦ, в котором открыт корреспондентский счёт банка. Представленные кредитными организациями прогнозные расчёты учитываются ЦБ РФ при разработке мер по организации наличноденежного оборота в регионе, при составлении планов завозов наличных денег в резервные фонды.
Денежное обращение и кассовые операции на предприятиях и организациях регламентируются инструкцией ЦБ РФ «О порядке ведения кассовых операций в РФ» и «Правилами организации наличного денежного обращения на территории РФ». В соответствии с этими документами предприятия обязаны сдавать в установленные сроки в учреждения банков все наличные денежные средства сверх установленного лимита.
Для приёма, выдачи и хранения наличных денег у них должны быть кассы, деньги в которые могут поступать от кредитных организаций как часть выручки предприятия, либо при осуществлении расчётов с населением за проданные товары и оказанные услуги и выдаваться для выплаты заработной платы, социальных пособий, стипендий, командировочных и т.п.
Денежная наличность может сдаваться предприятиями в кассы банков следующими способами: 1) самостоятельное внесение, напрямую; 2) почтовый перевод через предприятия Госкомсвязи РФ; 3) инкассация (через инкассаторскую службу банка или специализированную инкассаторскую службу).
Взаимоотношения между предприятиями и кредитными организациями строятся на договорной основе. В договорах оговариваются: 1) сроки приёма и выдачи денежных средств; 2) лимит хранения наличных денег в кассе предприятия; 3) возможность (разрешение) расходования поступившей в кассу денежной выручки; 4) доставка денежной наличности в банк.
В кассах предприятия наличные деньги могут храниться только в пределах лимитов, устанавливаемых банками каждому предприятию.
Лимит остатка кассы определяется исходя из объёмов денежного обращения предприятия с учётом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денег в банк, а также обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок.
Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Сверх установленных лимитов предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги только для выдачи зарплаты, выплат социального характера и стипендий не свыше 3 рабочих дней. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждениях банков.
По согласованию с учреждениями банков предприятия могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на собственные цели при отсутствии у них задолженности по уплате налогов в бюджет и внебюджетные фонды.
Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов до установленного срока их выплаты.
Предприятия могут получать наличные деньги в учреждениях банков на цели, установленные федеральными законами, правовыми и нормативными актами ЦБ РФ: на заработную плату, выплаты социального характера, стипендию, командировочные расходы, покупку горюче-смазочных материалов, на закупку сельхозпродукции, металлолома, оплату представительских расходов, покупку жилья у населения (для риэлторских контор), на покупку товаров по мелкому опту.
В настоящее время юридические лица вправе рассчитываться между собой наличными деньгами, если суммы по одному платежу не превышают 60 тыс. руб., платежи сверх указанной суммы должны осуществляться в безналичном порядке.
Основные объёмы использования наличных денег предприятиями приходятся на выплаты зарплаты и таким образом поступают населению. Население, в свою очередь, использует наличные деньги в расчётах с торговыми предприятиями. Выручка торговых предприятий подлежит сдаче в кассу кредитной организации. Сумма превышения лимита операционной кассы банка сдаётся в оборотную кассу центрального банка. Превышение лимита оборотной кассы подлежит передаче в резервный фонд билетов и монеты.
Краткое содержание
1. Денежный оборот подразделяется на безналичный оборот и наличноденежный оборот. Наличноденежный оборот или денежное обращение представляет собой процесс непрерывного движения наличных денежных знаков (банковские билеты, казначейские билеты, металлическая монета).
2. Функции управления, организации и контроля за денежным оборотом РФ выполняет Центральный банк РФ.
3. Сфера использования наличных денег связана с получением и реализацией доходов населения, незначительный удельный вес приходится на расчёты наличными деньгами между предприятиями.
4. Наличные деньги совершают движение по определённой схеме. Каждый этап движения регулируется посредством законов и банковских правил.
5. Роль Центрального банка РФ в организации денежного обращения состоит в следующем: 1) разработка правил, единых требований для всех участников денежного обращения; 2) определение потребности территории в наличных деньгах; 3) своевременное удовлетворение данной потребности; 4) контроль за физическим состоянием массы денежных знаков; 5) контроль за купюрным составом массы билетов и монеты; 6) контроль банков по организации денежного обращения.
6. Удовлетворение потребности в наличных деньгах хозяйствующих субъектов осуществляется коммерческими банками. Деятельность банков по приёму, пересчёту и выдаче наличных денег относится к кассовым операциям.
7. Хозяйствующие субъекты используют наличные деньги для выплат заработной платы, пособий, стипендий и т.д. Для приёма, хранения и выдачи наличных денег у них должны быть кассы. Деньги в кассу могут поступать либо как часть выручки предприятия от кредитной организации, либо при осуществлении расчётов с населением за проданные товары. В кассе наличные деньги могут храниться в пределах лимитов, установленных банками. Предприятия могут использовать наличные деньги на цели, установленные правовыми актами.
8. Из касс предприятия деньги поступают прежде всего населению. Далее, в виде торговой выручки деньги возвращаются в кассы кредитной организации. Превышение лимита операционной кассы банка подлежит сдаче в оборотную кассу центрального банка. Превышение лимита оборотной кассы передаётся в резервный фонд билетов и монеты.
9. Наличные деньги начинают и заканчивают своё движение в центральном банке, тем самым реализуется монопольное право банка по контролю и регулированию денежного обращения в стране.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы сферы денежного оборота?
2. Что понимается под денежным обращением?
3. Определите сферы использования наличных денег?
4. Каковы стадии движения наличных денег?
5. Какова роль Банка России в организации денежного обращения?
6. Что понимается под прогнозированием денежного обращения? Каков его механизм?
7. В чём состоит содержание кассовых операций кредитных организаций?
8. Каковы основные правила соблюдения кассовой дисциплины предприятиями?
Глава 6. Основы организации безналичного денежного оборота
6.1. Система безналичного оборота, основные элементы
Основой взаимоотношений хозяйствующих субъектов между собой выступают расчёты и платежи, в процессе которых удовлетворяются взаимные требования и обязательства. Преобладающей формой погашения долговых обязательств является безналичная. Безналичный денежный оборот осуществляется посредством записей по счетам плательщиков и получателей средств в банках либо путём зачёта взаимных требований.
Безналичный денежный оборот играет важную роль в экономике, которая проявляется в следующем:
- способствует более рациональной организации денежного оборота, что позволяет сконцентрировать в банках все временно свободные денежные средства и сформировать кредитные ресурсы;
- сокращает расходы, связанные с издержками обращения, за счёт сокращения потребности в наличных деньгах, их печатанием, перевозкой, пересчётом, хранением;
- разграничение наличноденежного и безналичного оборотов позволяет обеспечить чёткую организацию эмиссионно-кассовой работы банков;
- создаёт возможность осуществления банковского контроля за обоснованностью платежей и налогового контроля за полнотой учёта выручки от реализации, правильным определением налогооблагаемой базы и своевременным осуществлением платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, обеспечивает взаимный контроль контрагентов за выполнение своих договорных обязательств;
- способствует ускорению платежей при правильной их организации за счёт использования телеграфных переводов и электронных форм расчётов;
- создаёт возможность организации международных валютно-расчётных отношений, осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте, за полнотой поступления валютной выручки экспортёров, правильным проведением конверсионных операций, обязательной продажей части валютной экспортной выручки на внутреннем валютном рынке РФ;
- обеспечивает лучшую сохранность денежных средств юридических и физических лиц на счетах в банках.
Безналичный оборот организован по определённой системе, под которой понимается совокупность принципов их организации, форм и способов расчётов и связанного с ними документооборота. Таким образом, к элементам системы безналичного оборота можно отнести следующие: 1) принципы организации; 2) источники платежа; 3) способ платежа; 4) очередность платежа; 5) виды счетов; 6) формы расчётов.
Организация безналичного оборота базируется на следующих принципах:
- осуществление расчётов и платежей регулируется посредством законов и банковских правил.
К главным законодательным источникам относят: Гражданский кодекс РФ, часть вторая, глава 45 «Банковский счёт», глава 46 «Расчёты»; Закон РФ «О Центральном банке (Банке России)» от 27.06.02г., глава 12 «Организация безналичных расчётов»; Положение ЦБ РФ от 03.10.2002г. №2-П «О безналичных расчётах в Российской Федерации»; Положение ЦБ РФ от 01.04.2003г. № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчётов физическими лицами в Российской Федерации».
- осуществление безналичных расчётов производится по счетам, открываемым банками клиентам для хранения и перевода средств.
Для расчётного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счёта. Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчётных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия. Кредитные организации для проведения расчётов между собой открывают корреспондентские счета друг у друга (договор корреспондентского счета) и в обязательном порядке — в учреждениях Банка России (договор на расчётное обслуживание банка);
- бесперебойное осуществление платежей.
Проведение расчётов должно предполагать наличие экономической самостоятельности клиентов и их материальной ответственности за свои действия. Все плательщики должны планировать поступления, списания средств со счетов, изыскивать недостающие ресурсы с целью своевременного выполнения долговых обязательств;
- перечисление средств по счетам предприятий производится по поручению плательщика или с его согласия (акцепта).
Это даёт возможность предприятию-покупателю контролировать выполнение поставщиком основных условий договора, нарушение которых может вызвать полный или частичный отказ от оплаты (акцепта).
Данный принцип реализуется путём применения: либо соответствующего документа владельца счёта на списание средств (платёжное поручение, чек), либо специального акцепта документов, выписанных получателем средств (платёжные требования).
Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств — на основании исполнительных листов, выданных судами по взысканию недоимок по налогам, некоторых штрафов по распоряжению взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги;
- срочность платежа, т.е. осуществление расчётов строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах.
Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счёте к платёжному кризису.
Принцип срочности относится не только ко времени оплаты счетов за товары и услуги, но и ко времени выполнения банками услуг по проведению расчётных операций;
- наличие права свободного выбора предприятиями форм расчётов и закрепления их в хозяйственных договорах. Ограничение свободы выбора со стороны банка не допускается;
- установление очерёдности списания со счёта клиента денежных средств в случае их недостатка для осуществления всех платежей.
Все принципы безналичного оборота взаимосвязаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчётной и платёжной систем предъявляемым требованиям: своевременности, надёжности, эффективности.
Источниками совершения платежа могут выступать собственные средства предприятий, физических лиц, бюджетные ассигнования, кредиты других предприятий и кредиты коммерческого банка.
Способ платежа — порядок его осуществления, определяющий последовательность и характер перечисления средств с одного счёта на другой в процессе расчётов. Он включает время совершения платежа, степень его гарантированности, источник и полноту платежа, последовательность движения средств по счетам.
Существуют следующие основные способы платежа:
- путём списания средств со счёта плательщика с последующим их зачислением на счёт получателя (поставщика);
- платежи с предварительным депонированием средств (в банке поставщика);
- платежи за счёт средств банка с последующим возмещением плательщиком;
- путём зачёта взаимных требований предприятий и перечисления сальдо незачтённой суммы.
Источниками платежа являются собственные и заёмные средства.
Степень полноты платежа предусматривает платёж в полной сумме (глобальный платёж), платёж путём перечисления части суммы (частичный платёж), оплату каждой конкретной услуги и поставки товара, укрупнённый периодический платёж за поставляемые товары и услуги.
Время платежа предполагает следующие варианты его совершения: до отгрузки товара и оказания услуг (предоплата, авансирование); оплату после отгрузки продукции или одновременно с ней; оплату после получения и приёмки товара покупателем; оплату товаров и услуг через определённый период времени, оговорённый в расчётном документе. Разновидностью последней является консигнация, т. е. совершение платежа после реализации покупателем полученного от поставщика товара.
Степень гарантированности платежа предполагает следующие формы гарантий: депонирование средств в банке поставщика, предоплата или авансирование поставщика, гарантия банка, банковский кредит, гарантия и поручительства третьих лиц.
В процессе осуществления расчётных операций часто возникает ситуация, когда остатка денежных средств на расчётном счёте предприятия недостаточно для удовлетворения имеющихся претензий со стороны поставщиков, бюджета. Возникает проблема, какие платежи производить в первую, вторую и т. д. очередь. Для обеспечения единого подхода, избежания дискриминации тех или иных предприятий и организаций устанавливается очерёдность платежей. Существуют целевая, календарная, календарно-целевая и преференциальная (по усмотрению плательщика) очерёдности. Первая предусматривает выбор и регламентацию последовательности совершения платежей в зависимости от их экономического содержания и назначения: выплата заработной платы, платежи в бюджет, за товарно-материальные ценности, по ссудам, штрафы и т.п. Вторая предполагает регламентацию последовательности совершения платежей в зависимости от срока возникновения претензий к расчётному счёту: претензии более ранних сроков должны быть оплачены в первую очередь и т.д. Третья предусматривает оплату одних платежей в целевой зависимости, других — в зависимости от срока возникновения претензий. При преференциальной очерёдности клиент самостоятельно определяет требования, по которым платежи производятся в первую очередь и т. д.
Вопрос об очерёдности платежей с расчётных и текущих счетов предприятий и организаций достаточно длительное время является дискуссионным, поскольку в данной проблеме переплетаются интересы различных хозяйствующих субъектов, затрагивающие не только социальные, но и политические аспекты. К ним относятся интересы государства по полному и своевременному формированию доходов федерального бюджета, внебюджетных фондов; доходов местных бюджетов; предприятий-плательщиков и их коллективов по своевременной и полной выплате заработной платы; предприятий-поставщиков по своевременному и полному получению денежной выручки от реализации продукции; коммерческих банков по полному возврату кредита и уплате процентов за пользование им и др. Поэтому в зависимости от той или иной экономической или внутриполитической ситуации в стране в целом, в отдельных сферах экономики вопросы очерёдности платежей решались по-разному, причём вносимые в очерёдность изменения не всегда приводили к ожидаемому положительному результату.
До 1988 г. в СССР действовала целевая очерёдность платежей. Предусматривалась внеочередная выдача средств предприятиям на неотложные нужды. Удовлетворение претензий внутри каждой группы производилось в порядке календарной очерёдности либо в порядке наступления срока платежа. После отмены целевой очерёдности с 1988 по июль 1992 г. в стране действовала календарная очерёдность платежей, с июля 1992 г. по октябрь 1993 г. — преференциальная, с 1993 по 1996 г. — календарно-целевая (в первую очередь — платежи в бюджет и внебюджетные фонды, остальные — в порядке календарной очередности).
В связи с введением в действие с 1 марта 1996 г. второй части ГК РФ и определением в нём целевой очерёдности списания средств с банковских счетов (ст.855) Центральный банк РФ установил порядок проведения операций по банковским счетам:
1. Об изменении порядка очередности платежей с расчётных, текущих, бюджетных счетов юридических лиц. Письмо ЦБ РФ от 01.03.96г. №245.
2. О внесении изменений и дополнений в письмо ЦБ РФ от 01.03.96г. №245. Письмо ЦБ РФ от 03.09.96г. №322.
3. О внесении изменений в нормативные акты ЦБ РФ. Указания ЦБ РФ от 26.12.97г. №105-у.
4. О порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций. Положение ЦБ РФ от 01.03.96г. №244.
Списание денежных средств со счёта осуществляется кредитной организацией на основании распоряжения клиента. Без него проведение этого процесса допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом.
При наличии на расчётных, текущих, бюджетных счетах клиентов денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счёту, списание этих средств со счёта производится в календарной очерёдности по срокам платежа, указанным в расчётных документах, если иное не предусмотрено законом.
При недостаточности денежных средств на счёте для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очерёдности:
- в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счёта для удовлетворения требований о возмещении вреда, причинённого жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов (группа1);
- во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчётов по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору (группа 2);
- в третью очередь по платёжным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ и Государственный фонд занятости населения РФ (группа 3);
- в четвёртую очередь по платёжным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди (группа 4);
- в пятую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований (группа5);
- в шестую очередь по другим платёжным документам в порядке календарной очерёдности (группа 6).
Списание средств со счёта по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очерёдности поступления документов или наступления сроков платежа. Выдача денежных средств на неотложные нужды не производится.
При предоставлении в кредитную организацию платёжных документов по перечислению средств (получению платежа) в специальных графах клиенты проставляют очерёдность платежей в соответствии с установленной очерёдностью.
Для проведения расчётов и учёта собственных и заёмных средств хозяйствующим субъектам и населению открываются в банках различные счета:
- расчётный счет — открывается хозяйствующим субъектам, обладающим правами юридического лица и действующим на принципах коммерческого расчёта;
- текущий счёт — открывается предприятиям и организациям, строящим свою деятельность не на принципах коммерческого расчёта (благотворительные, религиозные, общественные организации), и филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям предприятий и организаций, а также физическим лицам. Текущий счёт позволяет производить лишь ограниченные операции, главным образом связанные с оплатой труда, административными расходами и совершением расчётов физического лица;
- бюджетный счёт – открывается предприятиям и организациям, состоящим на бюджете, для целевого использования бюджетных средств;
- депозитный счёт – открывается предприятиям, организациям и населению для хранения их временно свободных средств в течение определённого времени;
- валютный счёт – открывается субъектам хозяйствования для хранения валютных средств и проведения расчётов в иностранной валюте;
- ссудный счёт — это счёт, на котором банки учитывают предоставление и возврат кредитов.
Безналичные расчёты за товары и услуги, а также расчёты по финансовым обязательствам осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчётных документов.
Формы расчётов — это урегулированные законодательством способы исполнения через банк денежных обязательств предприятий и организаций.
В соответствии с действующим российским законодательством применяются следующие формы безналичных расчётов: расчёты платёжными поручениями; расчёты по аккредитиву; расчёты чеками; расчёты по инкассо.
6.2. Формы безналичных расчётов
Применение той или иной формы безналичных расчётов, принцип её выбора при заключении договоров и сделок зависят от конкретной экономической ситуации в стране и претерпевают изменения при проведении реформ в хозяйственной сфере.
Выбор формы расчётов определяется: 1) характером хозяйственных связей между контрагентами; 2) особенностью поставляемой продукции и условиями её приёмки; 3) местонахождением сторон сделки; 4) способом транспортировки грузов; 5) финансовым положением юридических лиц; 6) степенью доверия партнёров.
Правильный выбор формы расчётов поставщиком обеспечивает ускорение и гарантию получения денежной выручки. Для плательщика это означает ускорение и гарантию получения товара.
В современных условиях формы расчётов определяются контрагентами самостоятельно и фиксируются в хозяйственных договорах.
Расчёты платёжными поручениями — это форма расчётов, при которой плательщик представляет в обслуживающий его банк расчётный документ, содержащий поручение о перечислении определённой денежной суммы со своего счёта на счёт получателя средств в срок, предусмотренный в законодательстве, или в более короткий срок, установленный по договору с банком.
Платёжные поручения могут использоваться при расчётах по товарным и нетоварным операциям.
В расчётах за товары и услуги платёжные поручения используются в следующих случаях: за полученные товары и оказанные услуги; в порядке предварительной оплаты товаров и услуг; для осуществления плановых платежей, используемых при постоянных связях покупателей с продавцами; для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям.
Все нетоварные операции совершаются платёжными поручениями. Платёжные поручения применяются при платежах в бюджет и внебюджетные фонды, погашении банковских ссуд и процентов по ссудам, уплате пени, штрафов, размещения депозитов.