Методы управления государственным долгом.

Функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга. В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь государственный долг Республики Беларусь – подлежащая возврату и невозвращенная сумма внутренних государственных займов и внешних государственных займов, фактически полученных Республикой Беларусь от резидентов и нерезидентов Республики Беларусь.

Различают капитальный и текущий государственный долг. Капитальный государственный долг представляет со­бой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обяза­тельств государства на определенную дату, включая начислен­ные проценты. Текущий государственный долг – это сумма задолженности, которую необходимо погасить в текущем периоде.

В странах, валюта которых не является свободно конвертируемой, государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Бюджетный кодекс Республики Беларусь определяет внутренний госу­дарственный долг как общую сумму основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени; а внешний – какобщую сумму основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до одного года) и долгосрочными (свыше одного года).

Управление государственным долгом – деятельность государства по оптимизации его структуры и стоимости обслуживания. В нашей стране управление государственным дол­гом осуществляется Правительством Республики Беларусь (кроме управления долгом органов местного управления и самоуправления, которое осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами).

Следует различать два понятия: погашение государственного долга и обслуживание государственного долга. Под обслуживанием государственного долга Республики Беларусь понимается уплата процентов или иного вознаграждения заимодавцу (кредитору), штрафов и прочих платежей по государственным займам, за исключением погашения государственного долга Республики Беларусь. Погашение государственного долга Республики Беларусь – это уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств Республики Беларусь в части основного долга.

Платежи по обслуживанию и погашению внешнего государственного долга и внутреннего государственного долга производятся из республиканского бюджета. Они являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении бюджета.

Обслуживание и погашение внешних государственных займов, предоставленных резидентам Республики Беларусь под государственные гарантии, осуществляются резидентами Республики Беларусь за счет собственных средств.

Одна из главных задач государства в управлении долгом – ог­раничение его величины, т. к. после достижения определенного соотношения пла­тежей по обслуживанию государственного долга и ВВП затормаживается экономический рост. С целью недопущения неконтролируемого роста государственного долга ежегодно Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год утверждаются следующие показатели:

· лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь;

· лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь;

· лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь;

· лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь.

В международной практике применяются следующие методы управления государственным долгом:

· рефинансирование;

· реструктуризация;

· конверсия;

· консолидация;

· отсрочка погашения;

· аннулирование (дефолт).

Определим эти понятия.

Рефинансирование – погашение старой задолженности путем принятия новых обязательств. Применяют три основных способа рефинансирования государственного долга: замена обязательств с истекшими сроками погашения на новые, эквивалентные им по сумме; замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения; размещение новых облигаций с целью использования вырученных средств для расчетов по облигациям с истекающими сроками погашения.

Реструктуризация представляет собой пересмотр графика погашения и обслуживания государственного долга.

Конверсия – изменение условий займа в интересах должника, связанное со снижением доходности займа, новом способе погашения долга, изменении валюты займа. Наиболее распространенным видом конверсии внешнего государственного долга является погашение долга товарными поставками.

Консолидация – изменение сроков погашения займов путем перевода краткосрочных обязательств в долгосрочные. Консолидация может совме­щаться с конверсией.

Аннулирование государственного долга (дефолт) представляет собой отказ государ­ства от обязательств по выпущенным займам.

При управлении внутренним государственным долгом применение данных методов возможно в одностороннем принудительном порядке. Однако регулирование с их помощью объема внешней задолженности – как правило, всегда результат переговорного процесса.

Наши рекомендации