Принципы и методы управления государственным долгом

Предельный объем заимствований субъектов Российской Федерации, муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета.

Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Для субъекта Российской Федерации, у которого доля межбюджетных трансфертов в течение двух из трех последних финансовых лет превышала 60 %, предельный объем долга не должен превышать 50 % утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений или поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Для муниципального образования, у которого доля межбюджетных трансфертов в течение двух из трех последних финансовых лет превышала 70 %, предельный объем муниципального долга не должен превышать 50 % утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Управление государственным долгом — это совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

В основе управления государственным долгом лежат следующие принципы:

· безусловностиобеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

· единства учета— учета в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

· единства долговой политики— обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам РФ и муниципальным образованиям;

· согласованности— обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

· снижения рисков— выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить риски как кредитора, так и инвестора;

· оптимальности— создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

· гласности— предоставление достоверной и своевременной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Реструктуризация долга — это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смыслах.

Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:

· формирование политики в отношении государственного долга;

· определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности;

· определение основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

· определение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т. д.

Определение политики в отношении государственного долга и установление его верхнего предела осуществляются законодательными органами власти, а оперативное управление им — исполнительной властью.

Важное значение для управления государственным долгом имеет финансовая репутация страны-заемщика. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых соответствующим странам специальными агентами согласно международным правилам рейтингования. Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг.

Еще более узкая трактовка управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине.

Методы управлениягосударственным долгом:

· рефинансирования государственного долга, т. е. погашения основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов;

· новации — соглашения между заемщиком и кредиторами по замене обязательств по указанному кредиту другими обязательствами;

· унификации — решения государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов, при этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа;

· конверсии — односторонние изменения доходности займов, т. е. объявления государством о снижении для кредиторов доходности по займам, полученным государством;

· консолидации — изменения условий обращения займов в части срока их погашения, т. е. решения государства о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок;

· отсрочки погашения займов — консолидации при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам;

· аннулирования государственного долга — отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.

Таким образом, целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Формы госдолга:кредитные соглашения и договоры от имени государства с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, государственные ценные бумаги, переоформление обязательств третьих лиц в госдолг, договоры о предоставлении госгарантий, соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет

В зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг. В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий долг.

Долговые обязательства могут существовать в следующих формах:

· кредитных соглашений и договоров;

· государственных или муниципальных ценных бумаг ;

· договоров о предоставлении государственных или муниципальных гарантий;

· переоформлении долговых обязательств третьих лиц;

· соглашений о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств.

Долговые обязательства могут быть:

· краткосрочными (до одного года);

· среднесрочными (от одного года до пяти лет);

· долгосрочными (от пяти до тридцати лет).

Наши рекомендации