Методы управления государственным долгом.

Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:

· рефинансирование – погашение части государственного долга за счёт вновь привлечённых средств;

· конверсия – изменение доходности займа;

· консолидация – превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приёма связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

· новация – соглашение между государством-заёмщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;

· унификация – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

· отсрочка – консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;

· дефолт – отказ государства от уплаты государственного долга.

· Реструктуризация представляет собой пересмотр первоначального графика погашения и обслуживания государственного долга. При реструктуризации должнику предоставляется льготный период, в течение которого уплачиваются только проценты, и увеличивается срок погашения суммы основного долга.

· Аннулирование государственного долга представляет собой отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

22.Понятие бюджетного регулирования и содержание его методов.

Бюджетное регулирование - это процесс растре-
деления доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов. Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ могут передаваться безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней.
Бюджетное регулирование- одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его - поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества. Бюджетное регулирование достаточно развито в различных экономических системах. В условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в движение финансовых ресурсов регионов и предприятий гораздо меньше, чем в экономике нерыночного типа, и носит, как правило, косвенный характер.

В целях достижения сбалансированности бюджетов всех уровней используются различные методы бюджетного регулирования:

  1. закрепленные доходы - доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет (например, в бюджет субъектов РФ всегда перечисляется налог на имущество предприятий);
  2. регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год (например, налоговые доходы бюджетов субъектов РФ в настоящее время формируются в основном за счет регулирующих доходов из федерального бюджета);
  3. дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов (в отличие от регулирующих доходов дотации перечисляются в фиксированной форме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците);
  4. субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных, строго целевых расходов (могут быть текущими и инвестиционными, направленными на финансирование, связанное с расширением производства);
  5. субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;
  6. трансферт - перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня;
  7. секвестр - специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета;
  8. бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах;
  9. бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.


Наши рекомендации