Ошибки статистического наблюдения и обеспечение достоверности данных.
Как бы тщательно ни было подготовлено наблюдение, в процессе его проведения могут иметь место погрешности, ошибки. Они приводят к снижению точности наблюдения.
Точностью статистического наблюдения называют степень соответствия величины какого-либо показателя (значения какого-либо признака), найденной посредством статистического наблюдения, действительной его величине. Чем ближе значения показателей, полученных в результате статистического наблюдения, к фактическим их значениям, тем выше точность статистического наблюдения.
Расхождения между установленными статистическими наблюдениями и действительными значениями изучаемых величин называются ошибками наблюдения.
В зависимости от характера, степени влияния на конечные результаты наблюдения, источников и причин возникновения неточностей, допускаемых в процессе статистического наблюдения, различают несколько типов погрешностей, или ошибок. Так, обычно выделяют ошибки регистрации и ошибки репрезентативности (рис. 2.6).
Ошибки регистрации – это ошибки, образовавшиеся вследствие неправильного установления или неправильной, ошибочной регистрации сведений о единицах наблюдения (или того и другого вместе).
Случайными называют ошибки регистрации, которые возникают вследствие различных случайных причин. Так, например, опрашиваемый мог оговориться, регистратор мог ослышаться или случайно переставить местами цифры. Такого рода ошибки в процессе наблюдения возникают то в одну, то в другую сторону, одним словом, в противоположных направлениях. При достаточно большом объеме наблюдения (большом числе единиц наблюдения) эти ошибки, подчиняясь закону больших чисел, взаимно уравновешиваются и погашаются. И чем больше число наблюдения, тем полнее это взаимопогашение.
Систематическими ошибками регистрации называют погрешности, возникающие под действием определенных причин (часто являются следствием сознательного, преднамеренного искажения фактов). Известно, например, что люди предпочитают преуменьшать свои доходы, округлять возраст, показывать большую осведомленность в области культуры, науки или чем либо другом, чем есть на самом деле. В каждом отдельном случае, где такие ошибки имеют место, они идут в одном и том же направлении и приводят к серьезным искажениям общих результатов статистического наблюдения (в сторону преувеличения или преуменьшения значений изучаемых показателей).
Систематические ошибки бывают непреднамеренными и преднамеренными. Непреднамеренные ошибки возникают вследствие необоснованности программы наблюдения, некомпетентности регистраторов, необразованности респондентов. Так, из-за ошибки в составлении программы наблюдения влияния последствий аварии на ЧАЭС на состояние здоровья населения полученные результаты значительно завысили уровень заболеваемости, поскольку было исследовано только население, которое находилось в медицинских учреждениях. Классическим примером ошибки, которая возникает вследствие легкомыслия респондентов, является так называемое женское кокетство (уменьшение возраста), старческое кокетство (увеличение возраста) и округление возраста до чисел кратных 5 или 10, так называемая возрастная аккумуляция.
Преднамеренные ошибки возникают из-за умышленного искажения фактов с определенной целью (очернить или приукрасить действительность). Примерами таких ошибок являются массовые факты сокрытия доходов от налогообложения, приписки в отчетах, сокрытие выручки от реализации в коммерческой торговой сети, пунктах общественного питания.
Ошибки регистрации могут иметь место как при сплошном, так и при несплошном наблюдении.
Ошибки репрезентативности свойственны только несплошному наблюдению. Они возникают вследствие того, что отобранная и обследованная часть изучаемой совокупности недостаточно полно воспроизводит (репрезентирует) всю совокупность в целом. Отклонение значения показателя в отобранной и обследованной части совокупности от размеров его во всей совокупности в целом и называется ошибкой репрезентативности.
По окончании наблюдения материалы, собранные в процессе его проведения, должны быть тщательно проверены. Проверка осуществляется с точки зрения полноты охвата объекта наблюдением – контроль полноты и с точки зрения качества заполнения формуляров и других документов наблюдения и по существу материала – контроль качества. В последнем случае различают два вида контроля: контроль логический и контроль счетный, или арифметический.
Контроль логическийсостоит в сопоставлении между собой ответов на вопросы формуляра наблюдения и выяснения логической их совместимости. В случае обнаружения логически несовместимых ответов пытаются путем дальнейших сопоставлений с ответами на другие вопросы или каким-нибудь иным путем установить, который из ответов является неправильным. Например, если в переписном листе переписи населения записано, что опрашиваемому 5 лет и в то же время он состоит в браке, то эта логическая неувязка говорит о том, что какой-то из ответов неверен. Если далее записано, что он имеет высшее образование, работает инженером, то несомненно, что ошибка допущена в регистрации возраста.
Контроль счетный, или арифметический, состоит в проверке различных арифметических расчетов, результаты которых приведены в формуляре наблюдения, в частности, итогов, вычисления процентов, расчетов средних величин и т.п.
Указанные приемы проверки статистических данных путем арифметического и логического контроля могут быть использованы при проверке как материалов специальных исследований, так и отчетности.
Контрольные вопросы к семинару
1. Назовите этапы статистического исследования. На каком этапе осуществляется статистическое наблюдение?
2. Что Вы понимаете под статистическим наблюдением?
3. Что такое информация и информационное обеспечение?
4. В чем заключается различие между первичным и вторичным наблюдением?
5. В чем состоит основная задача статистического наблюдения, и какие требования к нему предъявляются?
6. Укажите этапы статистического наблюдения.
7. Какие формы статистического наблюдения Вы знаете?
8. Что такое отчетность? Дайте характеристику основных видов статистической отчетности.
9. Дайте определение специально организованному статистическому наблюдению. Укажите его основные виды.
10. Что такое реестр?
11. Какие признаки служат основанием для классификации статистических наблюдений по видам?
12. Что относится к сплошному и несплошному статистическому наблюдению?
13. Какие разновидности несплошного наблюдения Вы знаете? Объясните их сущность.
14. Дайте определение текущему, периодическому и одноразовому наблюдению. Объясните их сущность.
15. Какие Вы знаете способы получения статистического материала, подлежащего регистрации в процессе наблюдения?
16. Назовите основные программно-методологические задачи статистического наблюдения.
17. Что такое программа статистического наблюдения, и каковы принципы и правила ее составления?
18. Для чего разрабатывается инструкция к программе статистического наблюдения и как она может быть составлена?
19. Что Вы понимаете под статистическим инструментарием?
20. Что такое формуляр статистического наблюдения?
21. В чем заключаются основные организационные вопросы статистического наблюдения?
22. Дайте определение понятий критический момент, время и срок наблюдения. Объясните их различия на примере.
23. Какие ошибки статистического наблюдения Вы знаете?
24. Какие существуют способы контроля достоверности статистических материалов?
Список рекомендуемой литературы:
Основная литература:
1. Захожай В.Б., Федорченко В.С. Правова статистика: Навч.посібник. – К.: МАУП, 2003. – 368 с.
2. Камлик М.І. Правова статистика. Навчальний посібник. – К.: Атака, 2004. – 240 с.
3. Кальман А.Г., Христич И.А. Правовая статистика: Учебное пособие. – Харьков: НИИИПП АпрН Украины, 1998. – 184 с.
4. Кулинич О.І., Р.О. Кулинич. Правова статистика. – Хмельницький: Поділля, 2002. – 240 с.
5. Мармоза А.Т. Правова статистика: Навчальний посібник. – К.: КОНДОР, 2006. – 536 с.
6. Трофімова Г.Г. Правова статистика: Навч-методичний посібник для самостійного вивчення дисципліни. – К.: КНЕУ, 2001. – 75 с.
7. Чернадчук В.Д. Правовая статистика: Конспект лекций. – К.: МАУП, 1999. – 72 с.: ил.
Дополнительная литература:
- Бек В.Л. Теорія статистики: Курс лекцій: Навч. посібник. – К.: ЦУЛ, 2003. – 286 с.
- Ковтун Н.В., Столяров Г.С. Загальна теорія статистики: Курс лекцій. – К.: Четверта хвиля, 1996. – 144 с.
- Лугінін О.Є. Статистика. Підручник. 2-ге вид, перероб. та допов. – К.: Центр учбової літератури, 2007. – 608 с.
- Неганова Л.М. Статистика: ответы на экзаменационные вопросы. – М.: Экзамен, 2005. – 224 с.
- Статистика: Підручник / За наук. ред.д-ра екон.наук С.С. Герасименка. – 2-ге вид., перероб. і доп.. – К.: КНЕУ, 2000. – 467 с.
- Тарасенко І.О. Статистика: Навчальний посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2006. – 344 с.
- Теория статистики: Учебник / Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. – 3-е изд.перераб. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 560 с.
- Штангрет А.М., Копилюк О.І. Статистика: Навчальний посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2005. – 232 с
ПРАВОВАЯ СТАТИСТИКА
ТЕМА 2.
«СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Задача 2.1. ………………………………………………………………………... | 1 |
Задача 2.2. ………………………………………………………………………... | 1 |
Задача 2.3. ………………………………………………………………………... | 1 |
Задача 2.4. ………………………………………………………………………... | 1 |
Задача 2.5 (самостоятельно)…………………………………………………. | 2 |
Задача 2.6. ………………………………………………………………………... | 2 |