Вопрос 2 Экономические факторы и этапы развития логистики
Логистическая система предприятия
Виды логистики:
1) Закупочная (снабженческая) логистика: поставщики – склад сырья
Задачи: обеспечить необходимое количество товара в определенном месте (склад) в определенное время с минимальными издержками, задачи:
- определить оптимальное количество запасов по каждой позиции
- определить график поставок
- определить размер заказа
- заключение договоров с поставщиками
- осуществление заказа поставщика
- организация доставки
- организация хранения
- размещение складов
2) Производственная логистика - склад - предприятие-склад готовой продукции
(операционный, производственный менеджмент)- управление материальными потоками внутри предприятия. Задачи:
- составление производственного графика
- определение количества сырья, материалов, комплектующих на каждой стадии
- расчет необходимых мощностей для производства
3) Сбытовая логистика (физическое распределение – доставка товара клиентам)
Цель: обеспечение определенного количества товара в определенном месте и в определенное время с минимальными издержками. Задачи:
- прием заказов от клиентов
- обработка заказов
- заказ производству
- управление запасами готовой продукции
- организация хранения
- организация доставки
4) Обратная логистика – мат потоки от клиента (брак). Задачи:
- прием некачественного товара (через сервисные центры)
- прием использованного товара (маркетинговая цель – обмен товара на новый, экологическая – прием товара для дальнейшей утилизации)
- прием тары (для дальнейшего использования (многоразовая), для переработки – одноразовая)
- прием непроданных товаров (с истекшим сроком годности, в связи с сезонностью)
Цели логистики:
-управленческая технология
- некая система управления бизнеса в целом
- процессный подход к управлению предприятием
Функции логистики:
Традиционный подход (функциональный) – управление по функциям ( управление персоналом, финансами, производством)
Процессный подход– управление процессом движения материальных потоков, происходит координация хоз. операций на всем пути движения материального потока, следовательно необходимость координации работы различных подразделений
Основные логистические операции:
- прием заказов от потребителей
- прогнозирование спроса
- организация документооборота, связанного с движением груза
- управление заказами
- обработка заказов
- подготовка товаров к транспортировке
- составление графиков производства
- организация поставок
- прием товаров и тары
- управление транспортом
- размещение складов
- управление складом
Все логистические операции можно разделить на:
- материальные(связанные с движением и хранением груза): складирование, погрузка/разгрузка, транспортировка
- организационные: организация движения и хранения груза, аккумуляция различной информации из различных подразделений по уровню запасов, графику поставок, прогнозирование спроса, выстраивание процесса материальных потоков). Логистика возникает тогда, когда существуют организационные операции.
Цепочка поставок - все организации или подразделения, через которые проходит материальный поток (основная категория логистики).
Критерий управления цепочкой поставок – это совокупные издержки процесса движения мат потока:
- транспортировка
- стоимость погрузки/разгрузки
- стоимость хранения
- страхование груза
- таможенная обработка
- экспедирование груза
- возможные потери от неоптимального варианта движения груза (вопрос 3 во 2 варианте: что-то касающееся издержек при осуществлении материальных потоков.)
Отдельные логистические операции рассматривались изолировано (хранение – склад, транспортировка – транспорт, закупки – отдел закупок).
Вопрос 2 Экономические факторы и этапы развития логистики
Технология (концепция) управления появляется и развивается, когда выполняется 2 обстоятельства:
1. Она должна повышать конкурентоспособность компании (давать конкурентные преимущества).
2. Должны существовать необходимые инструменты для реализации этой концепции.
2 момента:
1. Периодизация условий, важна последовательность (нельзя перескочить через этап).
2. Концепции существуют одновременно на предприятии, просто какая-то из них доминирует.
Этапы развития логистики
0. Начальный (дологистический) – 40-50-е гг.:
· отсутствие системы управления материальными потоками, управление фрагментарно (при крупных сделках что-то пытались планировать и увязывать между собой);
· отдельные логистические операции рассматривались изолировано (хранение – склад, транспортировка – транспорт, закупки – отдел закупок).
Факторы, повлёкшие всё это: резкий рост транспортных издержек (резкий рост цен на энергоносители, рост дальности и объёмов перевозок), необходимость планирования перевозки (вид транспорта, компания-перевозчик, маршрут перевозки; поэтому появились 1) специалисты по тарифам; 2) специалисты по маршрутам; 3) экспедиторы, которые следили за правильностью оформления документов на перевозку, сопровождали груз). Постепенно зачатки логистики появляются на некоторых «продвинутых» предприятиях.
1. Классическая логистика (60-70-ее гг.) – 1) концепция распространяется на большинстве предприятий; 2) она начинает получать отражение в научных кругах. Здесь логистика делиться на 2 направления:
· теоретическая (появление дисциплин в университетах, появление учебников, логистических моделей);
· бизнес-логистика (появление понятия «цепочка поставок», движение товара рассматривается не изолировано по отделам, а на протяжении цепочки поставок; происходит управление материальными потоками с целью снижения совокупных издержек движения товара; появление службы логистики: аккумуляция информации о разных стадиях движения товара, на основании этой информации разрабатываются оптимальные пути движения товара).
2.(современная логистика)– 80-е гг. – по настоящее время:
· логистика принимает массовый международный характер (стандартизация транспортных средств, документов для перевозки, правил и т.д.);
· проникновение информационных технологий в логистику (как инструмент управления этими материальными потоками);
· появление специализированных компаний, оказывающих услуги в области логистики (повышение эффективности управления материальными потоками);
· логистика из одной из вспомогательной функциональной области предприятия (основные области: коммерческая, финансовая, производственная) становиться основной, при принятии важных стратегических решений голос логистики имеет не меньшее значение, чем голос одной из основных областей.
(точно не помню, но, кажется, это тоже было в каком-то вопросе.)
Вопрос 3. Факторы развития логистики на современном этапе:
1. Эффективность производства во многом достигла своего пика. Снижение издержек влечет за собой снижение качества, следовательно, необходимы новые резервы снижения в производстве–, следовательно, надо искать не в производстве (в РФ этого нет – мы можем снижать издержки в производстве + есть нерыночные методы).
2. Очень резкое увеличение ассортимента товаров: усложнился процесс хранения товаров по двум моментам (1.организация склада – создание разл.усл-й для разл. товаров 2.увеличение количества единиц хранения (единица хранения (SKU – stock keeping unit) – упаковка определённого размера и определённой формы), сложность учёта).
3. Изменение соотношения между оптовыми и розничными складами в 70 е 50/50 сейчас оптовые 90% - происходит концентрация огромного количества товаров на оптовом складе (около 30-40 тысяч позиций) – усложнение организации хранения (условия хранения) + Усложняется учет запасов – новые методы прогнозирования, управления запасами и др.
4. Внедрение информац. технологий в логистику (ускорение документооборота, снижения ошибок при заполнении бланков; новые возможности сбора, обработки и представления данных; передача данных, возможность отслеживать перемещение груза).
5. Экологическое движение (требования к производителям, касающиеся выпускаемых продуктов): это повлияло на упаковку, на развитие обратной логистики.
6. «Принцип домино» - сильнейшие компании, которые находятся в конце цепочки (работают на потребителя) налаживают систему сбыта, а затем налаживают систему снабжения и отказываются от ненадежных поставщиков (эффект распределяется по цепочке назад) (сильнейший фактор, который может оказать влияние в России, особенно если есть западные партнеры)
7. Эффект крупных торговых сетей (сначала товар, потом платёж => в кредит) – предприятие стремится получить часть сверхбыстрой прибыли за счёт увеличения оборота, (оно не может отследить финансовые потоки (в финансовых документах), но может отследить материальные потоки (сколько отгружаем) – развитие логистики.
Логистика в России:
1. Неоднородное развитие логистики. Предприятие можно разделить на 2 группы: 1) те, в которых присутствуют современные методы логистики (крупные оптовые фирмы, предприятия высоких технологий, предприятия, связанные с зарубежными партнёрами); 2) логистика сводится к транспортировки («старые» предприятия).
2.Слабость теоретических наработок (учебники и пр.).
(вопрос 1 1 вариант)