Статистика финансовых потоков
Создание валового внутреннего продукта (ВВП) определяется статистикой финансовых потоков с использованием системы национальных счетов (1993 г.). Суть системы национальных счетов сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или группа счетов. Таким образом, имеется возможность проследить движение стоимости произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до использования.
В системе национальной экономики различают два типа производст-
рыночное и нерыночное. Рыночное производство включает создание товаров и рыночных услуг. К отраслям, производящим товары, относятся- промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, прочие виды деятельности по производству товаров. В состав рыночных услуг включаются услуги, которые реализуются на рынке по экономически значимым ценам, такие, как услуги транспорта, торговли, платные услуги культуры, образования, здравоохранения, бытовые услуги, услуги финансового посредничества и др. В состав нерыночных услуг включаются услуги, предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, обществу в целом (например, управление, оборона и др). группам домашних хозяйств или отдельным домашним хозяйствам (бесплатное образование, здравоохранение и др.).
Нерыночные услуги в большинстве отраслей оцениваются в размере фактических текущих расходов на оказание этих услуг и потребления основного капитала. К текущим расходам относятся: оплата труда, стоимость товаров и услуг, потребленных в процессе производства, другие налоги на производство за вычетом других субсидий на производство. Нерыночные блага и услуги оцениваются с использованием рыночной цены подобных товаров и услуг, реализуемых на рынке, если ее возможно установить, или по затратам на производство, если рыночная цена отсутствует (в частности, так оцениваются услуги государственных учреждений и некоммерческих организаций), включая потребление основного капитала.
Расходы государственного управления на индивидуальные товары и услуги состоят из расходов сектора государственного управления на потребительские товары и услуги, предназначенные для индивидуального потребления. Такие расходы финансируются за счет Государственного бюджета и внебюджетных фондов из средств, полученных в результате сбора налогов и из других доходов государства. В эти расходы включаются расходы организаций, оказывающих бесплатные (для населения) услуги в области здравоохранения, образования, культуры.
Показатель «расходы государственного управления на коллективные услуги» отличается от предыдущего тем, что в нем учитываются услуги, оказываемые за счет Государственного бюджета бюджетными организациями, которые удовлетворяют потребности не отдельных домашних хозяйств, а общества в целом (расходы на оборону, общегосударственное управление, а также расходы на нерыночную науку, услуги организаций, обслуживающих сельское хозяйство). Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, — расходы общественных организаций, в отношении которых Условно считается, что они предоставляют только индивидуальные товары и услуги.
Вклад различных организаций в создание ВВП определяется по ин-
ИтУЦиональным секторам. Институциональный сектор — это сово-
упность институциональных единиц, однородных с точки зрения
Н^Н
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
1 Введение в общую теорию финансов
Конечное потребление |
ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РАСПОЛАГАЕМЫЙ ДОХОД |
ЧИСТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РАСПОЛАГАЕМЫЙ доход |
чистый НАЦИОНАЛЬНЫЙ доход |
ATT |
ЧИСТЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ |
взаимодействие 9f |
функций, выполняемых ими в экономическом процессе, а также источников финансирования.
Всего для целей статистического учета выделяется шесть институциональных секторов. Сектор нефинансовых корпорацийвключает институциональные единицы, основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство возмещаются из выручки от реализации. Сектор финансовых корпорацийвключает все корпорации, основной функцией которых является оказание услуг финансового посредничества или вспомогательная финансовая деятельность. Сектор государственного управленияобъединяет институциональные единицы, выполняющие функции органов государственного управления в качестве основного вида деятельности. Функции органов государственного управления состоят: а) в принятии ответственности за обеспечение общества товарами и услугами на нерыночной основе для их коллективного или индивидуального потребления; б) в перераспределении доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий. Органы государственного управления осуществляют свою деятельность за счет финансовых средств бюджета, внебюджетных фондов, а также за счет доходов от собственности, продажи рыночных услуг, заимствования. В сектор государственного управления входят бюджетные организации: министерства, службы, агентства, школы, больницы, организации культуры и т.п., а также государственные внебюджетные фонды. Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства,объединяет нерыночные некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые домашними хозяйствами. Сектор домашних хозяйствпредставляет собой совокупность домашних хозяйств, основными функциями которых являются потребление товаров и услуг, а также производство товаров и услуг для реализации и собственного использования. Производственную деятельность домашние хозяйства осуществляют на собственных предприятиях, не имеющих статуса юридического лица и находящихся в единоличной или совместной собственности домашних хозяйств. Институциональные единицы внешней экономики (нерезиденты) обобщенно определяются в качестве «остального мира».
Общее взаимодействие названных институциональных секторов отражает рис. 1.2. Таким образом:
• валовой национальный доход (ВИД) включает в себя ВВП и сальдо первичных доходов (АПД) резидентов, полученных от нерезидентов, и первичных доходов, выплаченных нерезидентам (сальдо по оплате труда наемных работников, по налогам и субсидиям на производство, по доходам от собственности);
• чистый внутренний продукт (ЧВП) — часть ВВП, не включает в себя амортизацию, потребление основного капитала (А);
• чистый национальный доход (ЧНД) больше величины ЧВП на АПД, т.е. сальдо первичных доходов резидентов и нерезидентов;
ВАЛОВОЙ | р-.-А-.-г |
ВНУТРЕННИЙ | А1ДД :• |
ПРОДУКТ | .............. I |
" | |
ВАЛОВОЙ | |
НАЦИОНАЛЬНЫЙ | |
доход |
*•*:
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
1 Введение в общую теорию финансов
• чистый национальный располагаемый доход (ЧНРД) включает в себя чистый национальный доход и сальдо текущих трансфертов (ДТТ) резидентов и нерезидентов (сальдо от дарений, пожертвований, гуманитарной помощи);
• валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) включает в себя ЧНРД и объем потребления основного капитала, амортизации;
• ВНРД распадается на конечное потребление и валовое национальное сбережение; валовое национальное сбережение включает чистое национальное сбережение и потребление основного капитала.
Таким образом, современное представление о кругообороте национального богатства неотделимо от определения в нем роли и места всех форм некоммерческих организаций.
С точки зрения того, кто осуществляет конечное потребление, оно может быть определено как фактическое конечное потребление товаров и услуг. Для домашних хозяйств оно включает их расходы на покупку потребительских товаров и услуг, а также стоимость потребления товаров и услуг в натуральной форме — произведенных для себя, полученных в качестве оплаты труда и в виде социальных трансфертов в натуральной форме, т. е. бесплатных или льготных индивидуальных товаров и услуг, полученных от сектора государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Для государственного управления фактическое конечное потребление равно стоимости коллективных услуг, у некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, фактическое конечное потребление отсутствует. Общие объемы расходов на конечное потребление и фактическое конечное потребление для экономики в целом равны между собой. Оценку отраслевого распределения финансовых потоков в России в 2004 г. отражает табл. 1.2.
Таблица 1.2
Выпуск по видам экономической деятельности и секторам в 2004 г. (млн руб.)
Вид деятельности | Нефинансовые корпорации | Финансовые корпорации | Государственное управление | До- машние хозяйства | Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства | Итого по секторам |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 847 726 | — | 29486 | 700 246 | — | 1 577459 |
Рыболовство, рыбоводство | 107 679 | - | - | 118 424 |
Продолжение табл. 1.2
Вид деятельности | Нефинансовые корпорации | Финансовые корпорации | Государственное управление | До- машние хозяйства | Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства | Итого по секторам |
Добыча полезных ископаемых | 2350 920 | - | - | - | 2 353 313 | |
Обрабатывающие производства | 6 116451 | — | - | 154 141 | - | 8 270 591 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 1 419545 | " | — | 1419 545 | ||
Строительство | 1650174 | — | 131376 | — | 1 786 856 | |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 3838 749 | 903 734 | 4 742 483 | |||
Гостиницы и рестораны | 183 941 | - | - | 39 634 | 230 980 | |
Транспорт и связь | 2715 563 | — | _ | 100 137 | — | 2 815 700 |
Финансовая деятельность | - | 694 233 | - | - | - | 694 233 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 1817745 | 113 906 | 201628 | 2 136 491 | ||
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социаль-1!21обеслечение | 1557 393 | 1557 393 | ||||
^б^азадание^ | 99^31 | — | 437 457 | 14801 | 12 966 | 565 154 |
Здравоохранение предоставление ^Рииадашыхуслуг | 144 325 | 579 469 | 28 077 | 37 218 | 789 090 |
IUU.I1I................ I............ II...
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
1. Введение в общую теорию финансов
Окончание табл. 1.2
Вид деятельности | Нефинансовые корпорации | Финансовые корпорации | Государственное управление | До- машние хозяйства | Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства | Итого по секторам |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 316584 | 15 739 | 125 965 | 540 245 | ||
Выпуск в основных ценах | 23609 333 | 694 233 | 2 806 077 | 2290 550 | 186 765 | 29 597957 |
Источник: Российский статистический ежегодник. 2006. С. 311.
Исходя из данных табл. 1.2 можно оценить объемы финансовых потоков в различных секторах национальной экономики в 2004 г. Доля нефинансовых корпораций составляла 79,78%, финансовых корпораций — 2,35%, государственного управления — 9,48%, домашних хозяйств — 7,75%, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, — 0,64%.