Этапы консолидации финансовой отчетности

Об утверждении Правил составления консолидированной финансовой отчетности администраторами бюджетных программ и местными уполномоченными органами по исполнению бюджета

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 30 октября 2013 года № 500. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 ноября 2013 года № 8913

"Казахстанская правда" от 28.12.2013 г. № 346 (27620); "Казахстанская правда" от 01.03.2014 г. № 42 (27663); "Егемен Ќазаќстан" 28.12.2013 ж. № 284 (28223); "Егемен Ќазаќстан" 01.03.2014 ж. № 42 (28266);

В целях реализации статьи 118 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила составления консолидированной финансовой отчетности администраторами бюджетных программ и местными уполномоченными органами по исполнению бюджета.
2. Признать утратившими силу:
1) приказ Министра финансов Республики Казахстан от 25 июня 2010 года № 303 «Об утверждении Правил составления администраторами бюджетных программ консолидированной финансовой отчетности» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов 19 июля 2010 года за № 6339, опубликованный в газете «Казахстанская правда» от 4 сентября 2010 года № 233 (26294));
2) приказ Министра финансов Республики Казахстан от 12 сентября 2012 года № 417 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 25 июня 2010 года № 303 «Об утверждении Правил составления администраторами бюджетных программ консолидированной финансовой отчетности» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов 8 октября 2012 года № 7987, опубликованный в газете «Казахстанская правда» от 3 ноября 2012 года № 381-382 (27200-27201)).
3. Департаменту методологии бюджетных процедур Министерства финансов Республики Казахстан (Ерназарова З.А.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование в средствах массовой информации в установленном законодательством порядке.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования.

Министр Б. Жамишев

Утверждены
приказом Министра финансов
Республики Казахстан
от 30 октября 2013 года № 500

Правила составления консолидированной финансовой отчетности администраторами бюджетных программ и местными уполномоченными органами по исполнению бюджета

Глава 1. Общие положения

1. Настоящими Правилами устанавливаются объем, формы, периодичность, сроки и порядок составления и представления консолидированной финансовой отчетности администраторами бюджетных программ, содержащимися за счет республиканского и местных бюджетов, и местными уполномоченными органами по исполнению бюджета для целей их предоставления пользователям.
2. Администраторы бюджетных программ, содержащиеся за счет республиканского и местных бюджетов, и местные уполномоченные органы по исполнению бюджета составляют годовую, полугодовую отчетность в объеме и по формам, установленным настоящими Правилами.
3. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
консолидированная финансовая отчетность администратора бюджетных программ – это финансовая отчетность администратора бюджетных программ и подведомственных ему государственных учреждений, представленная как финансовая отчетность единой организации;
консолидированная финансовая отчетность местного уполномоченного органа по исполнению бюджета – это финансовая отчетность местного уполномоченного органа по исполнению бюджета, местных уполномоченных органов по исполнению нижестоящих бюджетов и администраторов местных бюджетных программ, представленная как финансовая отчетность единой организации;
инвестиции в субъекты квазигосударственного сектора – это вложения бюджетных средств в государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилиированными с ними в соответствии с законодательнымиактами Республики Казахстан;
элиминирование - исключение равных сумм по взаимным операциям между администратором бюджетных программ и его подведомственными государственными учреждениями или между государственными учреждениями подведомственными одному администратору бюджетных программ, между администраторами бюджетных программ, а также операций между уполномоченными органами по исполнению вышестоящего и нижестоящего бюджетов.
4. При составлении консолидированной финансовой отчетности соблюдаются следующие требования:
полнота и достоверность отражений за отчетный период всех операций;
правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;
тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число месяца, следующего за отчетным периодом;
аккуратность заполнения показателей и недопустимость подчисток и помарок. В случае исправления ошибок делаются соответствующие записи, заверенные лицами, подписавшими финансовую отчетность, с указанием даты исправления.
5. Формы консолидированной финансовой отчетности заполняются в точном соответствии с предусмотренными в них показателями. Изменение показателей и их кодов в утвержденных формах финансовой отчетности или внесение в них дополнительных показателей не допускается.
Изменения данных консолидированной финансовой отчетности, относящиеся как к текущему отчетному периоду, так и к предыдущему периоду (после их утверждения), производятся в консолидированной финансовой отчетности, составленной за период, в котором были обнаружены искажения данных.
6. Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета, направляет письменное уведомление администратору бюджетных программ, о внесенных изменениях или дополнениях, с указанием причин их внесения.
Администратор бюджетных программ в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета, вносит изменения в свою консолидированную финансовую отчетность в течение 10 рабочих дней с момента получения письменного уведомления. В случае если изменения касаются финансовой отчетности подведомственного государственного учреждения, администратор бюджетных программ письменно уведомляет соответствующее подведомственное государственное учреждение и перенаправляет предложения по изменениям и дополнениям для внесения их в течении 10 рабочих дней в его отдельную финансовую отчетность.
Изменения администратором бюджетных программ в консолидированную финансовую отчетность после ее сдачи в уполномоченный орган по исполнению бюджета вносятся только на основании письменного уведомления уполномоченного органа по исполнению бюджета по результатам рассмотрения им отчета, с обязательным соблюдением принципов и требований по внесению изменений настоящих Правил и Правил составления и представления финансовой отчетности, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 8 июля 2010 года № 325 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6352).
В случае внесения местным уполномоченным органом по исполнению бюджета изменений в консолидированную финансовую отчетность администратора местных бюджетных программ, последним исправления в финансовую отчетность следует вносить в аналогичном порядке.
Администраторам республиканских бюджетных программ, внесшим исправления в консолидированную финансовую отчетность, необходимо внести соответствующие изменения в экземпляр отчетности, ранее представленный им в Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета.
7. Адресная часть форм заполняется в следующем порядке:
реквизит «Местный уполномоченный орган по исполнению бюджета» – наименование уполномоченного органа области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) по исполнению бюджета;
реквизит «Администратор бюджетных программ» - наименование и код администратора бюджетных программ из Функциональной классификации расходов бюджета Единой бюджетной классификации Республики Казахстан;
реквизит «Периодичность» - указывается период финансовой отчетности;
реквизит «Единица измерения» – тысяч тенге (далее – тыс. тенге).
8. Годовая консолидированная финансовая отчетность составляется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. Полугодовая консолидированная финансовая отчетность составляется по состоянию на 1 июля текущего финансового года.
Годовая консолидированная финансовая отчетность составляется за календарный период с 1 января по 31 декабря.
9. Сроки представления консолидированной финансовой отчетности для администраторов республиканских бюджетных программ и для местных уполномоченных органов областей по исполнению бюджета устанавливаются центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета, для администраторов местных бюджетных программ – местными уполномоченными органами по исполнению бюджета.
Консолидированная финансовая отчетность администраторами республиканских бюджетных программ представляется в полном объеме форм в электронном виде посредством информационной системы уполномоченного органа по исполнению бюджета (далее - ИС). Датой представления отчета считается дата его передачи через ИС.
Консолидированная финансовая отчетность администраторами местных бюджетных программ представляется на бумажном носителе в сброшюрованном виде с пронумерованными страницами и оглавлением и в электронном виде в полном объеме форм.
Консолидированная финансовая отчетность местными уполномоченными органами по исполнению бюджета области с 1 января 2014 года представляется в полном объеме форм в электронном виде.
Администраторы местных бюджетных программ представляют консолидированную финансовую отчетность соответствующему местному уполномоченному органу по исполнению бюджета.
Администраторы республиканских бюджетных программ и местные уполномоченные органы по исполнению бюджета области представляют консолидированную финансовую отчетность центральному уполномоченному органу по исполнению бюджета. Датой представления консолидированной финансовой отчетности считается дата его передачи через ИС.
В случае совпадения срока, установленного для представления отчетности с выходным (нерабочим) днем, консолидированная финансовая отчетность представляется на следующий за ним первый рабочий день.
При несоответствии представленной консолидированной финансовой отчетности установленным формам центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета возвращает без исполнения.
Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета на основании консолидированной финансовой отчетности администраторов республиканских бюджетных программ составляет консолидированную финансовую отчетность по республиканскому бюджету, а на основании консолидированной финансовой отчетности местных уполномоченных органов по исполнению бюджета области - консолидированную финансовую отчетность по местным бюджетам.
Первая консолидированная финансовая отчетность местного уполномоченного органа по исполнению бюджета области по состоянию на 1 января 2014 года представляется в срок, установленный центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.
Сноска. Пункт 9 с изменениями, внесенными приказом Заместителя Премьер-Министра РК - Министра финансов РК от 24.07.2014 № 315 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
9-1. Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета, по итогам первого полугодия отчетного года, не позднее 1 октября составляет консолидированную финансовую отчетность об исполнении республиканского и местных бюджетов по состоянию на 1 июля.
Годовая консолидированная финансовая отчетность об исполнении республиканского и местных бюджетов за отчетный финансовый год центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета составляется не позднее 25 апреля года, следующего за отчетным. При этом установленные сроки распространяются на годовые отчеты, сформированные по 2017 год включительно.
Целью составления консолидированной финансовой отчетности об исполнении республиканского и местных бюджетов является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах финансовой деятельности и изменениях финансового положения республиканского и местных бюджетов.
Сноска. Правила дополнены пунктом 9-1 в соответствии с приказом Заместителя Премьер-Министра РК - Министра финансов РК от 24.07.2014 № 315 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
10. Объем годовой, полугодовой консолидированной финансовой отчетности, включает:
1) консолидированный бухгалтерский баланс по форме согласно Приложению 1 к настоящим Правилам;
2) консолидированный отчет о результатах финансовой деятельности по форме согласно Приложению 2 к настоящим Правилам;
3) консолидированный отчет о движении денег (прямой метод) по форме согласно Приложению 3 к настоящим Правилам;
4) консолидированный отчет об изменениях чистых активов/капитала по форме согласно Приложению 4 к настоящим Правилам;
5) пояснительная записка к консолидированной финансовой отчетности по форме согласно Приложению 5 к настоящим Правилам.
11. Правом первой подписи на годовой и полугодовой консолидированной финансовой отчетности обладает руководитель данного органа или лицо, замещающее его, правом второй подписи – главный бухгалтер или лицо, возглавляющее подразделение, обеспечивающее консолидацию финансовой отчетности.
Во всех формах представляемой консолидированной финансовой отчетности рядом с подписью руководителя и главного бухгалтера обязательно расшифровываются подписи (фамилия и инициалы).
12. При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении) министерства и иного исполнительного органа, имущественные права и обязанности переходят к правопреемнику при слиянии и присоединении - в соответствии с передаточным актом, а при разделении и выделении - в соответствии с разделительным балансом. Разделительный баланс делается по одному экземпляру для каждого выделяющегося государственного учреждения. При ликвидации составляется ликвидационный баланс по форме «Консолидированный бухгалтерский баланс». Финансовая отчетность предоставляется до полного завершения процедур ликвидации.
При реорганизации (разделении, выделении, присоединении и слиянии) государственного учреждения администратор бюджетных программ прежней/новой подчиненности составляет консолидированную финансовую отчетность в полном объеме форм годовой отчетности за период с начала года до отчетной даты, следующей за датой реорганизации, с учетом пересчитанного сальдо на начало года.
Администратор бюджетных программ прежней/новой подчиненности представляет расшифровку по форме согласно приложению 6 к Правилам Консолидированный разделительный бухгалтерский баланс на начало года, который включает:
сальдо на начало года;
плюс/минус начальное сальдо (реорганизуемого госучреждения);
пересчитанное сальдо на начало года;
передано на дату реорганизации.
Пересчитанное сальдо на начало года в бухгалтерском балансе администратора бюджетных программ определяется с учетом сальдо на начало года бухгалтерского баланса реорганизуемого госучреждения.
При слиянии, присоединении государственных учреждений и наделении отдельными функциями и полномочиями на дату передачи администраторами бюджетных программ прежней и новой подчиненности составляется передаточный акт, включая расшифровки по активам, по дебиторской и кредиторской задолженности.
В объем форм отчетного периода включается разделительный или ликвидационный баланс на дату передачи и представляется в соответствующий уполномоченный орган по исполнению бюджета отдельными отчетами по каждому министерству или иному исполнительному органу.
Разделительный баланс подтверждается подписью руководителя и главного бухгалтера принимающей и передающей стороны с обязательной расшифровкой подписи (фамилия и инициалы).
13. Образцы специализированных форм к годовой и полугодовой консолидированной финансовой отчетности могут разрабатываться соответствующими администраторами бюджетных программ и местными уполномоченными органами по исполнению бюджета по согласованию с центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.
14. При составлении консолидированной финансовой отчетности необходимо руководствоваться Бюджетным Кодексом Республики Казахстан, нормативнымиправовыми актами по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности в государственных учреждениях и настоящими Правилами.

Этапы консолидации финансовой отчетности

15. Финансовая отчетность местных уполномоченных органов по исполнению бюджета, администраторов бюджетных программ и их подведомственных государственных учреждений, которая используется при подготовке консолидированной финансовой отчетности, готовится по состоянию на одну и ту же отчетную дату.
16. Консолидированная финансовая отчетность для аналогичных сделок и других событий составляется на основе единой учетной политики. Соответственно, местные уполномоченные органы по исполнению бюджета, администраторы бюджетных программ и государственные учреждения используют единые принципы учета.
17. С целью соблюдения принципа сопоставимости финансовой отчетности, консолидированная финансовая отчетность текущего периода представляется в сравнении с данными аналогичного прошлого отчетного периода.
18. Составление консолидированной финансовой отчетности администратора бюджетных программ как единой экономической организации осуществляется в следующем порядке:
1) Построчное суммирование аналогичных статей финансовой отчетности администратора бюджетных программ и подведомственных ему государственных учреждений. Аналогичные статьи активов, обязательств, чистых активов/капитала, доходов и расходов, поступлений и выбытия денег, изменений в чистых активах/капитала, поступлений (увеличений) и выбытий (погашений) активов и обязательств;
2) Элиминирование взаимных операций между администратором бюджетных программ и его подведомственными государственными учреждениями, а также между государственными учреждениями внутри одной системы.
Сальдо по взаимным расчетам и операциям между государственными учреждениями одной системы при консолидации финансовой отчетности администратором бюджетных программ полностью исключаются;
3) Перенос консолидированных данных предыдущего отчетного периода.
19. Составление консолидированной финансовой отчетности местных уполномоченных органов по исполнению бюджета как единой экономической организации осуществляется в следующем порядке:
1) Построчное суммирование аналогичных статей финансовой отчетности администраторов местных бюджетных программ и местных уполномоченных органов по исполнению бюджета. Аналогичные статьи активов, обязательств, чистых активов/капитала, доходов и расходов, поступлений и выбытия денег, изменений в чистых активах/капитале, поступлений (увеличений) и выбытий (погашений) активов и обязательств;
2) Элиминирование взаимных операций между местными уполномоченными органами по исполнению вышестоящего и нижестоящего бюджетов, между администраторами бюджетных программ.
Сальдо по взаимным расчетам и операциям между администраторами бюджетных программ, а также между уполномоченными органами по исполнению вышестоящего и нижестоящего бюджетов при консолидации финансовой отчетности местным уполномоченным органом по исполнению бюджета полностью исключаются.
В целях исключения двойного учета доходов и расходов в консолидированной финансовой отчетности, исключаются суммы доходов и расходов, в том числе по трансфертам и субсидиям, операциям по внутреннему кредитованию между уполномоченными органами по исполнению вышестоящего и нижестоящего бюджетов.
20. Инвестиции в субъекты квазигосударственного сектора представляются в консолидированной финансовой отчетности по стоимости, представленной в отдельной финансовой отчетности администратора бюджетной программы.

Наши рекомендации