ТЕМА №5 - ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
Цели финансового менеджера:
· максимизация прибыли;
· платежеспособность;
· рост стоимости собственного капитала.
Функции финансового менеджера:
· традиционные;
· нетрадиционные;
· специальные.
Традиционные
1. 1. Финансовое планирование
1. 1. 1. Бюджетирование
1. 1. 1. 1. Частные бюджеты
1. 1. 1. 2. Мастер-бюджеты
1. 1. 2. Составление инвестиционных проектов
1. 1. 3. Бизнес-планирование
1. 2. Учет и контроль
1. 2. 1. Составление финансовой отчетности
1. 2. 2. Учет движения денежных средств
1. 2. 3. Организация контроля за использованием финансовых ресурсов
1. 3. Ценообразование
1. 3. 1. Цена товара
1. 3. 2. Цена затрат
1. 3. 3. Цена капитала
Нетрадиционные
2. 1. Управление ликвидностью
2. 1. 1. Управление оборотными активами
2. 2. Управление финансовой устойчивостью
2. 3. Инвестиционная деятельность
2. 3. 1. Формирование оптимальной финансовой структуры капитала
Специальные
3. 1. Управление акционерным капиталом
3. 2. Управление корпоративными ценными бумагами
3. 3. Дивидендная политика
Модели финансового менеджмента:
· дескриптивные;
· предикативные;
· нормативные.
Дескриптивные модели – модели описательного характера. Они являются основными для оценки финансового состояния предприятия:
· построение системы отчетных балансов;
· представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах;
· вертикальный и горизонтальный анализ отчетности;
· системы аналитических коэффициентов;
· аналитические записки к отчетности.
Предикативные модели – модели предсказательного (прогностического) характера. Они используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния, расчета точки критического объема продаж, построения прогностических финансовых отчетов. Это модели динамического и ситуационного анализа.
Нормативные модели позволяют сравнивать фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми расчетными по бюджету.
ТЕМА №6 - ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Планирование – это выбор тактических и стратегических целей и путей их достижения в условиях ограниченности ресурсов; разработка соответствующих приоритетов развития, путей наиболее эффективного использования капитала и всех видов ресурсов на основе комплексного подхода; выбор направлений инновационно-инвестиционной деятельности и путей привлечения дополнительных финансовых средств.
Рыночная концепция финансового планирования: здесь все финансовые показатели связываются с конъюнктурой рынка и объемом продаж, а не с производством продукции.
Вопросы, решаемые в процессе планирования:
1. где предприятие хочет продавать продукцию;
2. когда предприятие хочет продавать продукцию;
3. для кого предприятие хочет продавать продукцию;
4. каков платежеспособный спрос на продукцию предприятия.
Рыночный подход к планированию финансовых результатов отражает общее выражение:
Прибыль = Цена – Себестоимость
Планирование цены, как основного рыночного параметра, должно опираться на анализ рыночной конъюнктуры и на обоснованную ценовую стратегию предприятия. Прибыль выступает здесь как совокупность взаимодействия внутренних и внешних факторов предприятия.
Основой для финансового планирования и бюджетирования является финансовое прогнозирование.
Отправная точка в финансовом прогнозировании – это прогноз объема продаж и соответствующих им расходов. Конечной точкой прогнозирования является расчет потребности во внешнем финансировании.
Этапы прогнозирования потребности в дополнительном финансировании:
1. составление прогнозов продаж статистическими или другими методами;
2. составление прогноза переменных затрат;
3. составление прогноза инвестиций в основные и оборотные активы, необходимые для достижения установленного объема продаж;
4. расчет потребности во внешнем финансировании и изыскание источников с учетом принципа формирования рациональной структуры источников средств.
2 метода финансового планирования:
1. Бюджетный метод – основан на концепции денежных потоков, сводится к расчету финансовой части бизнес-плана.
2. Метод процента от продаж или метод формулы. Исходит из следующих предположений:
· Переменные затраты, текущие активы и текущие пассивы при увеличении объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов. Текущие активы и текущие пассивы будут иметь прежний процент от выручки.
· Процент увеличения стоимости основных средств рассчитывается под заданный процент наращивания оборота в соответствии с технологическими условиями бизнеса и с учетом наличия недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования.
· Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз не изменяющимися, нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реальной продукции.
Нераспределенная прибыль планового периода = Нераспределенная прибыль базисного периода + Чистая прибыль
Прогнозируемая чистая прибыль = Прогнозируемая выручка * Чистая рентабельность реализованной продукции
Чистая рентабельность = Чистая прибыль / ВРП
Нераспределенная прибыль = ВРП * Чистая рентабельность – Дивиденды
Дивиденды = Прогнозируемая чистая прибыль * Норма распределения чистой прибыли на дивиденды
В результате этих расчетов определяют, сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые активы пассивами – это и есть необходимая сумма дополнительного внешнего финансирования.
1. Пример финансового планирования по методу процента от продаж
R продаж = 5%
Норма распределения ЧП на дивиденды = 40%
Фактическая выручка = 20 млн. руб.
Темп прироста выручки = 20%
Основные активы для обеспечения возросшего объема продаж должны увеличиться на 20%.
Какова потребность в дополнительном финансировании?
Прогностический баланс, млн. руб.
Статьи | Отчетный год | Прогнозный год |
Активы: -текущие активы -основные активы Баланс | 2 * 1,2 = 2,4 4 * 1,2 = 4,8 6 * 1,2 = 7,2 | |
Пассив: -текущие обязательства -долгосрочные обязательства -уставный капитал -нераспределенная прибыль Баланс | 2,5 0,3 1,2 | 2 * 1,2 = 2,4 2,5 0,3 1,2+(20*1,2*0,05)-(20*1,2*0,05*0,4)=1,92 7,12 |
Потребность в дополнительном внешнем финансировании = 7,2 – 7,12 = 0,08 млн. руб.
2. Метод формулы
Потребность в дополнительном внешнем финансировании ПДВФ = Активы фактические * Темп прироста выручки – Текущие обязательства фактические * Темп прироста выручки – Нераспределенная прибыль (НП)
НП = ЧП факт. / ВРП факт. * ВРП прогноз. * (1 – Дивиденды факт. / ЧП факт.)
чистая R норма ЧП на дивиденды
ЧП прогноз.
ПДВФ = 6*0,2-2*0,2-0,05*24*(1-0,4) = 0,08 млн. руб.
Ограничения этих методов:
1. Предполагается, что связи между продажами и статьями расходов, активами и обязательствами должны быть очень тесными и свободными от каких-либо посторонних вмешательств.
2. Метод не обеспечивает точного прогноза, когда предприятие имеет дополнительную способность для поглощения всего или части объема планируемых продаж и соответствующих вложений в активы.