Тема 3: Межбанковские корреспондентские отношения
Тема 2: межбанковские платежные риски
1. предельные риски - это риск того, что один из участников ПС не сможет полностью выполнить свои обязательства на данный момент или на любой другой момент в будущем
2. риск ликвидности – это риск того, что один из участников ПС будет иметь недостаточно средств для выполнения своих обязательств в определенный срок (возможно он сможет выполнить свои обязательства в будущем)
3. кредитный риск означает вероятность потери основной суммы и возможность сопутствующего риска ликвидности, а риск ликвидности означает временную нехватку денег.
4. Юридический риск – это риск недостаточно проработанная юридическая база ПС
5. Операционный риск – риск того, что операционные факторы такие, как технические неполадки, человеческий фактор может вызвать риск ликвидности или кредитный риск
6. Системный риск- - риск того, что неспособность одного из участников системы выполнить свои обязательства приведет к тому, что и остальные участники не смогут выполнить свои обязательства в определенный срок.
Управление рисками в ПС
Существует 2 способа управления рисками:
ü Качественная оценка риска ( в этом случае определяются факторы риска, этапы, на котором могут возникнуть риски)
ü Количественная оценка риска – это численное определение размеров отдельных рисков и риска портфеля в целом
Тема 3: Межбанковские корреспондентские отношения
Корреспондентские отношения – договорные отношения между банками, которые включают в себя всевозможные формы сотрудничества с целью взаимного выполнения операций, а банки, которые устанавливают такие отношения, называются банками корреспондентами.
Предметом таких отношений являются 2 вида операций:
1. Операции по обслуживанию клиентов
2. Собственные межбанковские операции
Корреспондентские отношения между ЦБ и банками носит обязательный характер.
При установлении корреспондентских отношений на первоначальном этапе банки предоставляют друг другу документы для изучения надежности и состоятельности партнеров:
ü Уставы, лицензии банка
ü Отчеты о деятельности и балансы
ü Справки о соблюдении нормативов
После этого между банками заключается корреспондентский договор. В нем предусматривается:
ü Валюты расчетов
ü Счета для проведения платежей
ü Правило перевода остатка средств
ü Порядок пополнения счета
ü Размер комиссионных вознаграждений
ü Возможность предоставления овердрафта
ü Возможность расторжения договора в одностороннем порядке
ü Условия признания подлинности документов и электронной подписи
Существует 2 вида корреспондентских договоров:
1. С открытием корр. Счета ( корр. Счета открываются на взаимной основе или в одностороннем порядке)
2. Без открытия счета (когда взаимные расчеты осуществляются по счетам в банке, где открыты счета)
Корреспондентский счет – это счет, на котором отражаются расчеты, произведенные одним банком за счет и по поручению другого банка.
Корреспондентские счета бывают 2 видов:
1. Счет лоро (это счета открытые в банке корреспонденте на имя банка респондента) – пассивный
2. Счет ностро ( открывается банком респондентом в банке корр, является активным)
Счет лоро в одном банке является счетом ностро в другом
Круг операций по корр счету:
1. Операции по расчетному, кассовому обслуживанию клиента самого банка
2. Операции по межбанковским операциям ( займам, депозитам, покупке, продаже)
3. Собственные хозяйственные операции банка (управленческие расходы, платежи в бюджет)
Порядок осуществления расчетов по корр счету:
1. Операции по списанию средств с корр счета осуществляются при условии достаточности денежных средств на его счете
2. Платежное поручение, которое не может быть исполнено из-за недостаточности денежных средств, возвращается банку корр в день получения
3. Расчетные документы по бесспорному списанию денежных средств при отсутствии денежных средств помещается в картотеку
Закрытие корреспондентского счета производится при расторжении договора. За расчетно-кассовое обслуживание корреспондентского счета центральный банк взимает определенную плату. Процент на остатки средств на корреспондентском счете не начисляются.
Принципы организации платежных расчетов.
1) Списание ДС со счета клиента производится банками только на основании распоряжения клиента. Данное распоряжение может быть получено путем
· Выписки платежного док-та, содержащего ПРИКАЗ «о списании ДС со счета» (например, это может быть платежное поручение, расчетный чек, заявление на открытие аккредитива);
· Заявление в форме согласия оплатить или аккредитовать расчетный документ, предъявленный кредитору (платежное требование);
· Закрепления в договоре согласия на без акцептное списание средств со счета по требованию кредитора.
Ст. 855 ГК РФ: Очередность списания ДС со счета при недостаточности средств на нем для удовлетворения всех предъявленных к нему требований:
А) Списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу ДС со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причинённого жизни и здоровью, а так же требований о взыскании алиментов;
В) Списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу ДС со счета по выплате выходных пособий и оплате L лицами, работающие по L договору, в т.ч. по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому праву;
С) Списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и в гос фонды, так же перечисление и выдачу ДС для расчетов по оплате L с лицами, работающими по L договору (контракту);
D) Списание по платежным документам, предусматривающим платежи во вне государственные внебюджетные фонды;
E) Списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других платежных требований;
F) Списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности поступления документов или наступления срока платежа.
2) Свободный выбор предприятием форм расчетов, закрепления из в хоз договорах и невмешательство КБ в договорные отношения своих клиентов. Банки могут оказывать только консультационные услуги по выбору форм расчетов.
3) Срочность платежей – любой платеж должен иметь определенный срок совершения (прописан в договоре).
По товарным операциям срок платежей устанавливается:
· До поставки товара или оказания услуг (авансы или предоплата)
· Немедленно после завершения торговой операции, т.е. вслед за поставкой
· Через определенный срок после завершения торговой операции (отсрочка платежа)
Различают:
- Досрочный платеж
- Отсроченный (по взаимному согласию)
- Просроченный
Для реализации принципа срочности платежа используется ДПП – дата перечисления платежа (дата перечисления с одновременным проведением бух проводок по корреспондентским счетам или по счетам межфилиальных расчётов).
ДПП устанавливается КБ- отправителем платежа с учетом срока прохождения документа до КБ-исполнителя платежа. ДПП указывается на каждом док-те КБ-отправителя, за который выдана выписка. Но при перечислении платежа через ПС ЦБ ДПП не указывается.
4) Обеспеченность платежа
Различают:
- Оперативную обеспеченность платежа –
ü постоянные не снижающиеся остатки на счете
ü предварительно депонирование средств
- Перспективная обеспеченность – оценка кредитоспособности плательщика и возможных будущих источников осуществления платежа
5) Осуществление безналичных расчетов состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств.
Договор банковского счета и виды банковских счетов.
Правила при заключении и исполнении договора банковского счета:
1) Банк обязан заключить договор банковского счета, обратившегося с предложением данного вида _______ на объявленных банком условиях.
2) Банк не вправе контролировать и определять направление и использование ДС клиента и устанавливать другие ограничения его права распоряжаться своими средствами. Ограничение прав допускается лишь в случае наложения ареста на ДС и при приостановлении операций в предусмотренном законом случае.
3) Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, банковскими правилами и обычаями делового оборота, если договором не предусмотрено обратное
4) Банк обязан зачислять поступившие на счет клиента и перечислять по его распоряжению денежные средства не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа.
5) Для зачисления средств в договоре может быть предусмотрен более короткий/длинный срок. Например, при получении покрытия по кассовым операциям.
6) В договоре банковского счета может быть предусмотрена возможность его кредитования – т.е. осуществление банком платежей со счета, несмотря на отсутствие на нем денежных средств ( в некоторых странах запрещено).
7) Списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.
Все условия пользования счетами фиксируются в договоре банковского счета.
Договор может быть расторгнут :
- По заявлению клиента – в любое время
- По требованию банка – только по решению суда в следующих случаях:
- Сумма средств на счете меньше минимального размера, предусмотренного банковскими правилами и договорами, если она не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения клиента.
- При отсутствии операций по счету в течение 1 года (если предусмотрено договором).
Остаток средств при закрытии счета перечисляется банком в течение 7 дней, согласно заявлению клиента (куда перечислить).
Виды банковских счетов
№ 28 – Инструкция ЦБ
- Расчетные счета – для совершения расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.
Открываются:
ü Юр.лицам, не являющимся кредитными организациями
ü ИП (занимаются частной практикой)
ü Физ.лицам (занимаются частной практикой)
Открываются представительствам кредитных организаций, а также НКО (?) для совершения расчетов, связанных с достижением целей для которых НКО созданы.
Документы:
- Свидетельство о гос регистрации юр лица
- Заявление на открытие счета
- Учредительные документы (заверенные копии)
- Лицензии, выданные юр лицу на право осуществления деятельности
- Карточка с образцами подписей и оттиском печати
- Документы, подтверждающие полномочия лиц, указанные в карточке
- Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе
Документы (юр лицо-филиал):
- Как и для расчетного счета
- Положение о данном филиале
- Документы, подтверждающие полномочия руководителей этого филиала
- Свидетельство о постановке на Т учет данного филиала по месту его нахождения
Документы (ИП):
- Заявление на открытие счета
- Документы, удостоверяющие личность
- Карточка с образцами подписей и оттиском печати
- Документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение счетом
- Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе
- Свидетельство о гос регистрации
- Последние лицензии, если деятельность подлежит лицензированию
Для открытия бюджетного счета необходимо разрешение.
- Текущие счета
Открываются: физ лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью/ частной практикой
Документы:
- Паспорт
- Карточка с образцами подписей (если еще кто-то распоряжается счетом)
- Документы, удостоверяющие полномочия лиц, указанных в карточке, распоряжения ДС на счете
- Свидетельство о постановке на учет в Т органе (при наличии) не обязательно
- Бюджетные счета
Открываются: лицам, осуществляющим операции со средствами бюджетов всех уровней бюджетной системы и гос.внебюджетными фондами. Для тех, кто финансируется из бюджета.
Документы:
- Все стандартные документы
- Разрешение на открытие бюджетным счетом
- Корреспондентские счета
Открываются: кредитным организациям
- Корреспондентские субсчета
Открываются: филиалам кредитных организаций
- Счета по вкладам (депозитам)
Открываются: физ/юр лицам для учета ДС, размещаемых в банках с целью получения дохода в виде %.
- Специальные банковские счета
Открываются: платежным агентам
- Депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов – для зачисления ДС, которые поступают во временное распоряжение.
Формы безналичных расчетов:
Расчет платежными поручениями.
1
9 2
7 4
Кредитовое авизо
1.поставщик осуществляет отгрузку продукции или оказывает услугу и передает необходимые счета-фактуры.
2. плательщик предоставляет в банк платежное поручение на перечисление средств поставщику
3.списание суммы платежа со счета плательщика и передача документов в отдел для отражения операции по счетам
4.оформление документов и передача их в РКЦ ЦБ
5. списание средств с корреспондентского счета банка- плательщика и передача информации в РКЦ ЦБ филиала Б.
6.зачисление денежных средств на корреспондентский счет банк- поставщика
7. передача выписки с корреспондентского счета банка-поставщика
8. зачисление денежных средств на расчетный счет поставщика
9. передача выписки с расчетного счета поставщика о зачислении средств по платежному поручению
Платежным поручением могут производится расчеты по следующим операциям:
· За поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги
· Платежи в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды
· В целях возврата или размещения кредита, депозита и уплата % по ним
· По распоряжению физических лиц
Платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или осуществления периодических платежей. Платежное поручение может составляться и исполняться как в бумажном виде, так и на электронном носителе. Платежное поручение действительно для предоставления в банк в течение 10 календарных дней со дня его составления. Банк обязан информировать плательщика о том, как исполняются его платежные поручения.
Достоинства данной формы расчета:
· Относительно простой документооборот
· Возможность использовать при нетоварных операциях ( платежи в бюджет, внебюджетные фонды)
Недостаток - у поставщика нет гарантии получения платежа
При отсутствии или недостатке денежных средств на счете плательщика платежные поручения помещаются в картотеку по небалансовому счету 90902 «расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплачиваются по мере поступления денежных средств в соответствии с очередностью, которое устанавливает законодательство.
Процедуры приема к исполнению и распоряжению клиента:
· Удостоверение права распоряжения денежными средствами на счете
· Происходит контроль целостности распоряжения – это проверка реквизитов распоряжения, наличия исправлений на распоряжении
· Структурный контроль распоряжения- банк проверяет максимальное количество символов распоряжения
· Контроль достаточности денежных средств.
При недостаточности денежных средств на счете распоряжение не принимается банком к исполнению за исключением следующих случаев:
ü Если это распоряжение о переводе денежных средств в бюджеты и бюджетные системы России (налоговые платежи)
ü Если это распоряжение взыскателей средств
ü Распоряжения, которые принимаются банком в соответствии с договором.
Расчеты аккредитивами
9
10 8 14 1
12
6 3
Кредитовое авизо
1. Оформление заявления на открытие аккредитива
2. Учет открываемого аккредитива в банке-эмитенте, передача документов для перевода денег в исполняющий банк
3. Передача документов в РКЦ филиала А
4. Оформление кредитового авизо и пересылка его в РКЦ филиала Б вместе с документами
5. Зачисление средств на корреспондентский счет исполняющего банка
6. 6передача документов в исполняющий банк
7. Бронирование средств на отдельном счете для расчета с поставщиком
8. Уведомление поставщика об открытии в его адрес аккредитива и передача ему бланка аккредитива
9. Отгрузка товаров покупателю
10. Передача реестра счетов транспортных и отгрузочных документов для получения платежа
11. Зачисление средств на счет поставщика
12. Пересылка реестра с приложением счетов- фактур и отгрузочных документов в банк-эмитент
13. Расход по внебалансовому счету 90902
14. Передача реестра, счетов- фактур и транспортных документов покупателям
Расчеты по аккредитиву соединяют в себе 2 момента совершения сделки:
ü Предоплата (денежные средства перечисляются плательщикам на аккредитивный счет поставщика и находится там до момента выполнения всех условий аккредитива
Факт отгрузки товара, то есть оплата с аккредитивного счета производится только после предоставления в банк всех документов, соответствующих условиям аккредитива.
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика произвести платежи в пользу получателя средств при предъявлении им соответствующих документов (эти документы указаны в условиях аккредитива). Получение денежных средств при открытии аккредитива обусловлено для их получателя необходимостью соблюдения условий аккредитива, эти условия определяются договором и дублируются в заявление на аккредитив.
В аккредитиве должна быть указана следующая информация:
1. Номер и дата аккредитива
2. Сумма аккредитива
3. Реквизиты плательщика
4. Реквизиты банка-эмитента
5. Реквизиты получателя средств
6. Реквизиты исполняющего банка
7. Вид аккредитива
8. Срок действия аккредитива