Методы государственного регулирования. Причины вмешательства:
Причины вмешательства:
- положительные внешние эффекты: экономические (повышение производительности и обучаемости работников) + социальные (более высокий культурный и интеллектуальный уровень населения, активизация социальных коммуникаций, политическая активность, толерантность, снижение уровня преступности). Поэтому образование - блага с особой социальной значимостью
- локальный монополизм (см.вопрос 18)
- асимметрия информации (см.вопрос 18)
- без вмешательства государства невозможно решить проблему неравенства или справедливости в сфере образования – обеспечении доступа к образованию независимо от уровня дохода и индивидуальных характеристик людей. (см. вопрос 18)
Основные цели государственной политики в сфере образования – устранение провалов рынка (достижение экономической эффективности) и обеспечение равных возможностей в доступе к образованию (обеспечение принципа справедливости). Для достижения этих целей используют самые разнообразные методы:
Гос-во - поставщик:
- в большинстве стран государство берет на себя обязательства по обеспечению всем гражданам равного доступа и возможностей в отношении получения начального и среднего образования. Предоставление услуги на ступени высшего образования реализуется через систему государственных высших учебных заведений.
Гос-во – источник финансирования:
- в большинстве стран мира государство полностью финансирует школьное образование. Например, в среднем в странах ОЭСР около 90% начального и среднего образования оплачивается из государственных расходов (ОЕСD, 2011). Одновременно государство является и главным спонсором высшего образования, финансируя деятельность государственных вузов и оказывая финансовую поддержку частным университетам (например, в США и Великобритании). В целом, государственное финансирование делает потребление образовательных услуг более массовым, решая проблему недостаточного спроса.
- Помимо этого государство может направлять денежные средства и на повышение доступности образования на разных его ступенях для малообеспеченного населения. Финансовая помощь в этом случае может быть реализована при помощи специальных экономических механизмов (стипендий, субсидий, целевых грантов на обучение, льготного налогообложения, специальных образовательных кредитов и ваучеров и др.), позволяющих сократить индивидуальные расходы на образование. Подобные методы государственного вмешательства направлены, в первую очередь, на преодоление несовершенства рынка капитала и обеспечение принципа справедливости.
Стипендии. Государственные образовательные стипендии - безвозмездные регулярные денежные выплаты учащимся, получающим высшее образование.
Источник их финансирования: налоговые доходы государства.
Цель: сокращение прямых издержек обучения, обеспечение индивиду некоторого уровня дохода на период обучения в высшем учебном заведении.
Образовательные стипендии, снижающие издержки инвестиций в высшее образование, как правило, не зависят от среднедушевого дохода семьи студента, а также от привлечения учащимся дополнительных заемных средств для погашения расходов на образование. Наоборот, они могут зависеть от академических достижений студентов, например, от того, с какими оценками он окончил предыдущую ступень образования или предыдущий учебный год в университете. Стипендии, таким образом, поддерживают более способных и трудолюбивых, а не менее обеспеченных.
Образовательный кредит. Аналогично стипендиям предоставленные для финансирования расходов на высшее образование, займы способствуют росту текущей стоимости чистых выгод от обучения и тем самым повышают стимулы для инвестиций в образование. Однако в отличие от стипендии, в случае получения кредита студент после завершения обучения должен возместить государству стоимость оказанной ему финансовой поддержки.
Чтобы стимулировать использование такого финансового механизма в сфере образования, государство может как выступать в качестве гаранта по образовательным займам (например, брать на себя ответственность за погашение кредита в случае болезни учащегося или иных непредвиденных обстоятельств), так и субсидировать процентные ставки банков по отношению к рыночному уровню и финансировать разницу из бюджета (к примеру, в Японии студенты из малообеспеченных семей имеют право на получение беспроцентного образовательного кредита) .
Заметим, что к настоящему моменту в мировой практике сформировалось несколько успешно действующих моделей кредитования студентов . В России же система льготных образовательных кредитов еще только формируется.
Образовательный налог. При использовании такого подхода студент на период обучения получает некоторую финансовую поддержку в виде определенной денежной суммы – также своего рода кредит, но не от банка, а от государства. После завершения обучения и выхода на работу молодой человек обязуется возместить предоставленную ему ранее сумму путем выплаты специального образовательного налога на доходы лиц с высшим образованием (либо на протяжении всей трудовой карьеры, либо в течение определенного фиксированного периода). Ставка налога при этом может меняться в зависимости от стоимости программы обучения.
На практике такой вид налогообложения используется в Австралии и Новой Зеландии. Ставка налога при этом составляет от 2 до 4% от величины доходов лиц с высшим образованием, а выплаты налога осуществляются до момента погашения полной суммы долга.
Кроме того, государство осуществляет непосредственное законодательное регулирование сферы образования. Качество образовательных услуг регулируется путем введения специальных технических требований, а также в форме стандартов содержания образования и выдачи лицензий на образовательную деятельность тем учреждениям, которые обеспечивают заданные стандарты. Организуются также регулярные проверки и мониторинги деятельности учреждений системы образования. Названные меры позволяют снизить уровень информационной асимметрии.
Пример возможных мероприятий государственной политики, направленных на обеспечение равенства возможностей в доступе к образованию на разных его ступенях, различные схемы школьных образовательных ваучеров и ряд программ финансовой поддержки учащихся применительно к системе высшего образования.
Одним из механизмов государственной политики, позволяющих расширить возможность доступа к качественному образованию для лиц с разным уровнем дохода, являются ваучеры, которые представляют собой некий контракт с государством, гарантирующим своему гражданину право покупки курса обучения без непосредственного перечисления индивиду денежных средств. Правительство при этом берет на себя обязательство частично или полностью оплатить обучение путем перечисления денежных средств учебному заведению.
Опыт внедрения образовательных ваучеров имеется уже в целом ряде стран, как правило, при финансировании начального и среднего образования. Стоимость ваучера при этом определяется средней ценой обучения.
Схемы школьных образовательных ваучеров:
Фиксированный ваучер. Согласно данной схеме все домохозяйства, независимо от уровня их дохода, получают фиксированный ваучер в заданном размере, который они могут использовать только для финансирования расходов на образование своего ребенка. При этом они вправе тратить на эти цели и дополнительные собственные средства.
Ваучер - это минимальные расходы домохозяйства на образование. Если размер ваучера превышает сумму, которую семьи с низким доходом хотели бы потратить на обучение ребенка, то домохозяйство может принять решение не выделять собственные средства на оплату обучения. Таким образом, часть малообеспеченных семей, которые в отсутствие программы не имели возможность оплатить обучение ребенка, в новых условиях смогут полностью погасить расходы на образование, используя для этих целей только выделенный ваучер, или дополнительно привлекая собственные денежные средства. Как показывают эмпирические исследования, основной эффект данной ваучерной программы состоит в росте расходов на образование наименее обеспеченных индивидов, что в итоге делает образование более доступным для данной категории домохозяйств и способствует сглаживанию неравенства финансовых возможностей населения.
Ваучер с определением потребности. Ваучер заданного размера получают не все семьи, а только те домохозяйства, чьи доходы не превышают некоторый заданный пороговый уровень. Размер ваучера не зависит от уровня дохода семей. Очевидно, что выплата ваучера в том же размере, что и в предыдущем случае, потребует меньших финансовых ресурсов со стороны государства.
Результаты эмпирических исследований: увеличение расходов на образование у домохозяйств с доходом ниже порогового значения (получающих ваучер). Такая программа в большей мере способствует расширению доступа к образованию для наименее обеспеченных слоев населения.
Выравнивающий ваучер с определением потребности. Возможность получения ваучера определяется не только уровнем дохода домохозяйства, но также и долей дохода, направляемой индивидом на финансирование образовательных расходов. Таким образом, в отличие от первых двух ваучерных программ, размер ваучера в данной схеме зависит и от действий самого домохозяйства. В частности, семьи, не выделяющие никаких средств на оплату образования, лишены права получать ваучер независимо от уровня их дохода.
Построенная таким образом ваучерная схема позволяет обеспечить равенство совокупных расходов на образование семей с различным уровнем дохода, подпадающих под действие программы и направляющих одинаковую долю своего дохода на погашение образовательных расходов. Данные исследований показывают, что в условиях действия этой ваучерной программы, как и в предыдущих случаях, наблюдается рост расходов на образование низкодоходных групп населения.