Российской Федерации в условиях углубления рыночных реформ
Переход к новым экономическим отношениям — рыночной экономике —длительный и болезненный процесс. Об этом свидетельствует мировой опыт.
Распад экономических связей со странами СЭВ, а затем и бывшими союзными республиками, переход на новые производственные отношения, структурная перестройка экономики привели к глубокому экономическому падению производства. Так, объем промышленного производства в 1995 г. составил лишь 50% от его уровня в 1990 г. 1995 г. был переломным годом. Со второго квартала 1995 г. стала наблюдаться стабилизация в сфере материального производства. Совокупный объем ВВП за этот год в сопоставимых ценах составил 97— 98% от уровня 1994 г. В ряде отраслей наблюдался прирост производства, прежде всего в химической и нефтехимической промышленности, цветной металлургии, промышленности строительных материалов. Существенно сократились темпы инфляции.
В 1997 г. Правительством РФ была выдвинута стратегическая цель — переход к политике обеспечения экономического роста.
В 1997 — 1998 гг. проводилась активная работа в области финансового законодательства. В 1998 г. Федеральным Собранием приняты первая часть Налогового кодекса, Бюджетный кодекс, в сентябре 1997 г. Закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» и др.
Однако финансовый кризис, разразившийся в октябре 1997 г. в странах Юго-Восточной Азии, затронувший все государства мира, в том числе и Россию, снижение цен на нефть на мировом финансовом рынке, изъятие иностранными инвесторами своих валютных средств из России, огромная внутренняя и внешняя задолженность, резкое снижение золотовалютных резервов России привели к резкому падению валютного курса рубля и вызвали новый всплеск инфляции. О состоянии финансов страны свидетельствуют данные сводного финансового баланса, составляемого Министерством экономики РФ. Приведем его схему.
Схема сводного финансового баланса РФ на 1999 г.
Прогноз), млрд. руб.
Доходы | Расходы | |
1. Прибыль 215 2. Амортизационные отчисления 405 3. Налоговые доходы 597,3 4. Неналоговые доходы 32,2 5. Отчисления во внебюджетные фонды 253,4 6. Средства бюджетных целевых фондов 95 | 1. Расходы предприятий, остающиеся в их распоряжении | 562,5 |
2. Затраты на инвестиции | 47,2 | |
3. Дотации, субсидии | 25,3 | |
4. Расходы на социально-культурные мероприятия из бюджета и внебюджетных фондов | 518,1 | |
5. Расходы на научно-исследовательские работы | 11,5 | |
Итого доходов 1597,9 | 6. Расходы за счет других целевых фондов | |
7. Расходы на оборону | 101,8 | |
8. Расходы на содержание правоохранительных органов | ||
9. Расходы на содержание органов власти и управления | ||
10. Расходы на внешнеэкономическую деятельность | 1,6 | |
11 .Обслуживание госдолга | 142,9 | |
12. Прочие расходы | 133,2 | |
Итого расходов | 1742,2 | |
Превышение расходов над доходами — 144,3 |
Финансовые ресурсы страны складываются из трех источников:
1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;
2) средства внебюджетных фондов, прежде всего внебюджетных социальных фондов;
3) ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль предприятий и амортизация).
Финансовые ресурсы используются для финансирования расходов, осуществляемых из бюджетной системы, внебюджетных фондов и собственных средств предприятий.
Начиная с 1990-х годов и по настоящее время общее сальдо финансового баланса является отрицательным. Это тревожный показатель, поскольку покрытие отрицательного сальдо до 1995 г. обеспечивалось в основном эмиссией денег Центробанком, а с 1995 г. — выпуском государственных ценных бумаг. Крупную часть аккумулируемых средств составляло трех- и шестимесячные государственные краткосрочные облигации (ГКО), которые как дамоклов меч висят над правительством.
За эти годы возросло значение прибыли и амортизации в источниках финансирования расширенного воспроизводства на предприятиях. Вследствие произведенных по состоянию на 1 января 1992 г., 1 января 1994 г., 1 января 1995 г., 1 января
1996 г. и 1 января 1997 г. переоценок основных фондов их стоимость резко возросла.
В условиях развития рыночных отношений происходит децентрализация финансовых ресурсов. Крупные средства в настоящее время перераспределяются через автономные социальные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования) и другие внебюджетные фонды.
Одновременно сократились централизованные доходы, аккумулируемые в государственной бюджетной системе. В условиях административно-командной системы более 70% финансовых ресурсов концентрировалось в государственном бюджете, в 1999 г. эта доля снизилась до 20%. Резко сократились централизованные средства на капитальные вложения. Возросли дотации на продукцию угольной промышленности и ряда других отраслей. Недостаточные средства направляются на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджетной системы и внебюджетных социальных фондов. Сейчас более половины всех социальных расходов покрывается из внебюджетных фондов.
Следует иметь в виду, что развитие внебюджетных фондов ведет к распылению средств, не дает возможности маневренного их использования, концентрации на приоритетных направлениях развития экономики, при внебюджетных фондах ослабляется контроль за расходованием государственных средств. В соответствии с Указом Президента России от 22 декабря 1993 г. большинство государственных внебюджетных фондов должны включаться в состав республиканского бюджета Российской Федерации с сокращением целевого характера использования средств этих фондов.
Финансы Российской Федерации находятся в состоянии глубокого кризиса, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, инфляции, неплатежах предприятий, падении валютного курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам, большой внутренней и внешней задолженности страны.
Задача состоит в том, чтобы остановить спад производства, инфляционный процесс, активизировать инвестиционную деятельность для обеспечения структурной перестройки народного хозяйства, преодолеть бюджетный дефицит, совершенствовать систему налогообложения и все финансовые отношения в целях достижения финансовой стабилизации.
Вопросы для повторения
1. Дайте характеристику финансам как исторической категории.
2. Как вы понимаете термин «финансы»?
3. Что представляет собой сфера финансовых отношений?
4. Сравните два термина: «деньги» и «финансы». В чем их отличия?
5 Расскажите о функциях финансов. Как они реализуются?
6.Охарактеризуйте состояние финансов РФ на современном этапе.
7. Как воздействует государство на воспроизводственный процесс?
ГЛАВА
Финансовая политика
Содержание и принципы финансовой политики
Финансовая политика — основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как специфических стоимостных отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию валового общественного продукта государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.
Во все времена главная цель финансовых отношений, определяющих их необходимость среди других общественных отношений, — обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса и прежде всего воспроизводства производительных сил, как необходимого условия жизнедеятельности, существования и развития как отдельного человека, так и общества в целом.
Воспроизводственный процесс представляет собой совокупность различных общественных потребностей, степень удовлетворения которых зависит прежде всего от финансовых возможностей, то есть от имеющихся финансовых ресурсов и от финансового потенциала государства. Поэтому второй главной и непреходящей целью финансовых отношений является такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода-основного источника роста благосостояния общества.
Финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Эта деятельность направлена на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.
Под социальным развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества. Поэтому не следует привязывать финансовую политику исключительно к экономической политике.
Политика охватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят об экономической или социальной, культурной или технической, бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике.
Финансовая политика имеет самодавлеющее самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.
Политика, политическое воздействие, политическое руководство сводятся к трем основным элементам:
1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;
2) разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;
3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение.
Следовательно, финансовая политика — это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределении общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства.
Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ — долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных. Важнейшее место среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений.
Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.
Для оценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку.
Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.
Не в меньшей мере успех политики зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей, т. е. механизма сознательного использования всесторонних, порой даже и противостоящих друг другу факторов воздействия на ход реализации финансовой политики, с учетом изменений в социальной структуре общества, в состоянии общественного сознания и психологии.
Финансовая политика должна .быть направлена прежде всего на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они — материальная база любых преобразований. Следовательно, для определения и формирования финансовой политики нужна достоверная информация о финансовом положении государства. В правовом демократическом государстве показатели финансовой статистики должны быть достоянием широкой общественности; финансовая отчетность также должна быть регулярной, своевременной и доступной, а главное — достоверной.