Основные направления развития и углубления экономических реформ в регионе

3. Точки и полюса роста в регионе

Цели региональной экономической политики, как и любые цели, носят долговременный характер и связаны со стратегическими направлениями социально-экономического развития. Главными целями в данном случае являются:

− укрепление экономического единства страны;

− повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение равноправных условий социального развития во всех регионах социально ориентированной экономики.

− всемерное использование региональных факторов и благоприятных предпосылок для формирования в регионах социально ориентированной экономики.

Для достижения этих целей требуется решение ряда задач:
− обеспечение работоспособности основных систем жизнеобеспечения производственного потенциала, инфраструктурных систем, преодоление спада производства, повышение конкурентоспособности предприятий;
− содействие созданию в каждом регионе финансового потенциала, достаточного для решения основных задач социально-экономического развития;
− содействие установлению межрегиональных экономических связей и развитию общегосударственного рынка как интегрированной системы региональных рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
− сокращение разрыва в уровнях социально и экономического развития регионов как путем активной поддержки отсталых и депрессивных территорий, так и путем выработки экономического механизма заинтересованности в развитии;

− регулирование безработицы, принятие мер по урегулированию миграции населения.
Экономико-региональное регулирование должно строиться на четком механизме взаимоотношений между различными уровнями власти. В частности, следует подготовить нормативно-правовые документы о разграничении и делегировании полномочий между республиканскими органами власти и органами власти регионов, а также об общих принципах организации управления регионами. Законодательно и нормативно должна быть закреплена процедура оказания мер государственной поддержки регионам. Шире необходимо использовать возможности новых организационных форм экономического сотрудничества (регионально и межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, территориальные финансово- промышленные группы и т.д.).
Экономический механизм региональных отношений в первую очередь, конечно, будет развиваться в направлении совершенствования бюджетно-налоговой системы, разделения государственной собственности и доходов от собственности между общегосударственным и региональным уровнями, уточнения разграничения предметов ведения и экономической ответственности между республиканскими уровнями.
Главной задачей государства является не прямое управление этим развитием, а создание условий, при которых регионы были бы заинтересованы в достижении лучших экономических результатов и в масштабах страны, в расширении финансовой базы как регионов, так и страны в целом.

Таким образом развитие региона представляет собой сложный комплекс вопросов, связанных с глубинной перестройкой всех социально-экономических, финансовых отношений как внутри региона, так и между регионами.
Основной задачей государственного регулирования регионального развития является выравнивание уровней социального и экономического развития регионов.

Государственное регулирование должно:

- учитывать особенности территориального развития региона, т.е. те факторы производства, которые позволяют формировать свою, присущую только ему региональную специализацию экономики;

- тесно увязываться с планированием и прогнозированием территориального развития.

Основным средством реализации государственного регулирования регионального развития является региональная политика, в рамках которой государство обязано:

1) установить степень децентрализации территории;

2) вводить механизмы, которые обеспечивают поддержание целостности государства и самостоятельности регионов.

В этих условиях государство призвано не управлять жестко регионами, а осуществлять регулирующее воздействие, которое заключается в следующем:

· определение общих условий самостоятельности региона;

· установление согласованных пропорций регионального и федерального развития;

· формирование общенациональных приоритетов развития.

Основное содержание регулирования регионального развития:

1. Урегулирование отношений собственности.

2. Упорядочение отношений по поводу природных ресурсов.

3. Разделение финансовых потоков.

Государственное регулирование регионального развития осуществляется в различных контекстах.

1. Общеполитическое государственное регулирование.

· Разделение сфер самостоятельности и совместных действий.

· Установление ответственности и полномочий каждого уровня.

2. Общеэкономической правовое регулирование.

Процедуры и правила обуславливаются вопросами разделения прав собственности, способов формирования бюджета и т.д.

3.Селективная поддержка регионов.

Содержание:

· распределение соответствующих статей бюджета между регионами, которые нуждаются в финансовой поддержке;

· помощь через специальные программы.

4. Косвенная поддержка регионов, издание указов, постановлений.

Рычаги регулирования регионального развития:

- бюджетное и внебюджетное финансирование (инвестиции, система региональных льгот и дотаций);

- строгий контроль за расходом средств, поступления из федерального бюджета;

- для развитых регионов - создание системы стимулов для их укрепления;

- для слабых - создание рабочих мест, финансовая помощь.

Административно-правовое регулирование должно быть направлено на решение проблем стабилизации экономики, преодоление спада производства, финансового оздоровления экономики, создание структурных программ на 5-10 лет.

Важной задачей является создание специального органа, который ведал бы вопросами регионального развития в системе федеральной исполнительной власти. Его функции - решение задач межотраслевого и межрегионального характера, координация деятельности министерств и ведомств.

Наши рекомендации