Становление и развитие бюджетного федерализма в России
Федерализм – способ управления, при котором органично сочетаются интересы всего государства с интересами отдельных его частей, обеспечивается единство и целостность страны при соблюдении самостоятельности территорий в решении вопросов, включаемых в их компетенцию.
Бюджетный федерализм выражает эти же отношения на той же основе в части разграничения бюджетных прав и полномочий, налогов и расходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а также внутри последних между региональным (республиканским, краевым, областным, окружным) и местными бюджетами.
Принципы бюджетного федерализма:
1. Равноправие субъектов федерации в их налогово-бюджетных взаимоотношениях с федеральным центром;
2. Самостоятельность бюджетов разных уровней;
3. Законодательное разграничение бюджетной ответственности между федеральными и региональными органами власти и управления;
4. Соответствие фин. ресурсов органов власти и управления различных уровней их полномочиям и выполняемым функциям;
5. Применение единых формализованных методов распределения централизованной фин. помощи нижестоящим бюджетам.
Предоставление средств из фонда осуществляется нуждающимся и особо нуждающимся в поддержке субъектам РФ.
Особо нуждающиеся – субъект, у которого среднедушевой доход по бюджету за предыдущий период ниже среднедушевого дохода по РФ.
Нуждающиеся – существует недостаток собственных доходов и дополнительных средств, полученных из федерального бюджета для финансирования текущих расходов.
Межбюджетные отношения - отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Межбюджетные отношения основываются на принципах:
-распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
-разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
-равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
-выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
-равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.
Оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации может быть осуществлено в следующих формах:
-предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
-предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов:
-предоставление бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации.
Финансовая помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется при условии подписания соглашения об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации через Федеральное казначейство Российской Федерации.
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, а именно:
-расходов по федеральным целевым программам;
-капитальных расходов;
-расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
-иных целевых расходов.