Становление и развитие бюджетного федерализма в России

Федерализм – способ управления, при котором органично сочетаются интересы всего государства с интересами отдельных его частей, обеспечивается единство и целостность страны при соблюдении самостоятельности территорий в решении вопросов, включаемых в их компетенцию.

Бюджетный федерализм выражает эти же отношения на той же основе в части разграничения бюджетных прав и полномочий, налогов и расходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а также внутри последних между региональным (республиканским, краевым, областным, окружным) и местными бюджетами.

Принципы бюджетного федерализма:

1. Равноправие субъектов федерации в их налогово-бюджетных взаимоотношениях с федеральным центром;

2. Самостоятельность бюджетов разных уровней;

3. Законодательное разграничение бюджетной ответственности между федеральными и региональными органами власти и управления;

4. Соответствие фин. ресурсов органов власти и управления различных уровней их полномочиям и выполняемым функциям;

5. Применение единых формализованных методов распределения централизованной фин. помощи нижестоящим бюджетам.

Предоставление средств из фонда осуществляется нуждающимся и особо нуждающимся в поддержке субъектам РФ.

Особо нуждающиеся – субъект, у которого среднедушевой доход по бюджету за предыдущий период ниже среднедушевого дохода по РФ.

Нуждающиеся – существует недостаток собственных доходов и дополнительных средств, полученных из федерального бюджета для финансирования текущих расходов.

Межбюджетные отношения - отношения между органа­ми государственной власти Российской Федерации, органа­ми государственной власти субъектов Российской Федера­ции и органами местного самоуправления.

Межбюджетные отношения основываются на принци­пах:

-распределения и закрепления расходов бюджетов по оп­ределенным уровням бюджетной системы Российской Феде­рации;

-разграничения (закрепления) на постоянной основе и рас­пределения по временным нормативам регулирующих дохо­дов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

-равенства бюджетных прав субъектов Российской Феде­рации, равенства бюджетных прав муниципальных образова­ний;

-выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспе­ченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

-равенства всех бюджетов Российской Федерации во вза­имоотношениях с федеральным бюджетом, равенства мест­ных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

Оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации может быть осу­ществлено в следующих формах:

-предоставление дотаций на выравнивание уровня мини­мальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

-предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов:

-предоставление бюджетной ссуды на покрытие времен­ных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюд­жета субъекта Российской Федерации.

Финансовая помощь из федерального бюджета на вы­равнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется при условии подписания соглашения об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации через Федеральное казна­чейство Российской Федерации.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федера­ции предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, а именно:

-расходов по федеральным целевым программам;

-капитальных расходов;

-расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-иных целевых расходов.

Наши рекомендации