Общественный контроль и социальное партнерство в сфере охраны труда
7.1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников
Технической инспекцией труда профсоюзов, а также уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда в 2014 году было проведено около
17 000 проверок предприятий различных отраслей промышленности по соблюдению требований трудового законодательства и правил по охране труда. В ходе проверок было выявлено более 78 000 нарушений и в адрес работодателей направлено около 11 000 представлений и предписаний.
Ряд нарушений был выявлен в рамках совместных проверок:
с органами федеральной службы по труду и занятости – более
13 000 нарушений;
с органами технологического надзора – около 2 000 нарушений;
с органами санитарно-эпидемиологического надзора – 1 500 нарушений;
с прокуратурой – 1600 нарушений;
с другими органами ведомственного контроля – 12 500 нарушений.
По сравнению с 2013 годом значительно возросло число совместных проверок с прокуратурой и органами санитарно-эпидемиологического надзора.
При участии технических инспекторов труда профсоюзов было расследовано более 3 700 несчастных случаев на производстве (в сравнении с 2013 годом эта цифра не изменилась).
В прошлом году было проведено около 16 000 тематических проверок, из них:
по вопросам регулирования труда женщин – 1 400;
по вопросам регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет – более 500;
по вопросам обеспечения работников средствами индивидуальной защиты – 3 200;
по вопросам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда – более 2 000;
по вопросам рабочего времени и времени отдыха – 1 300;
по соблюдению установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве – более 400;
по вопросам проведения специальной оценки условий труда – около 1 000;
по санитарно-бытовому обеспечению – более 1 000;
по проведению обязательных медицинских осмотров – более 600.
В ходе тематических проверок было выявлено свыше 21 000 нарушений, из них:
по вопросам регулирования труда женщин – 1 800;
по вопросам регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет – более 600;
по вопросам обеспечения работников средствами индивидуальной защиты – более 5 000;
по вопросам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда – 2 600;
по вопросам рабочего времени и времени отдыха – 1 600;
по соблюдению установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве – более 700;
по вопросам проведения специальной оценки условий труда - около 3 000;
по вопросам санитарно-бытового обеспечения – 3 500;
по проведению обязательных медицинских осмотров - более 800.
По выявленным нарушениям выдано 6 400 представлений и предписаний. Так, в ходе проверок соблюдения установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве выявлено более 700 нарушений и выдано около 300 представлений и предписаний, что в три раза больше количества выявленных нарушений и выданных предписаний в
2013 году; в результате проверок соблюдения установленного порядка проведения обучения и инструктажа по охране труда выявлено более 2 000 нарушений и выдано 600 представлений и предписаний (в два раза превышает данные показатели в 2013 году).
В ходе осуществления проверок проведения специальной оценки условий труда (около 1 000 проверок на предприятиях 46 субъектов Российской Федерации) было выявлено 2 800 нарушений (более чем в 7 раз превышает количество нарушений, выявленных в 2013 году по результатам проверок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда), а также выдано более 400 представлений и предписаний (что в 2,6 раза больше в сравнении с результатами проверок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2013 году).
При проведении проверок соблюдения должностными лицами законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, техническими инспекциями труда было направлено более 1600 требований и в результате привлечено к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности аналогичное число должностных лиц, что в полтора раза меньше, чем в 2013 году.
Техническими инспекторами труда были предъявлены к работодателям требования о приостановке работ и эксплуатации различных средств производства (всего – более 1 100), которые в дальнейшем были полностью выведены из эксплуатации.
В течение 2014 года техническими инспекторами труда было проведено более 400 независимых экспертиз условий труда и обеспечения безопасности работников, в ходе которых было выдано около 400 заключений, из них отрицательных - более 22%.
Было рассмотрено около 12 000 обращений членов профсоюза, связанных с нарушением их прав в области охраны труда. По итогам рассмотрения были приняты решения о восстановлении прав работников по 10 500 обращениям.
Технические инспекторы труда приняли участие в рассмотрении на судебных заседаниях около 80 исковых заявлений членов профсоюзов, по которым в 95% случаях приняты решения в пользу работников (что в полтора раза больше, чем в 2013 году).
7.2. Развитие социального партнерства
В 2014 вступило в действие «Генеральное соглашение между представителями общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 – 2016 годы» (далее – Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне в 2014-2016 годах и совместные действия подписавших его сторон по их реализации.
Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения создание условий, содействующих формированию структурно развитой, обеспечивающей нужды страны и населения, конкурентоспособной экономики на базе рабочих мест, позволяющих использовать материальные и человеческие ресурсы эффективно с точки зрения интересов всех субъектов экономики; обеспечение нового, более высокого уровня жизни граждан Российской Федерации, прежде всего за счет кардинального повышения эффективности государственного управления и социальной ответственности всех субъектов экономики, внедрения принципов достойного труда на основе подходов Международной организации труда.
Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне и региональных соглашений.
Соглашение предусматривает реализацию мер по повышению роли Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), в том числе:
а) создание при федеральных органах исполнительной власти постоянных и временных рабочих групп, комиссий, участие в них представителей сторон РТК, представляющих общероссийские объединения работодателей и общероссийские объединения профсоюзов;
б) участие представителей сторон РТК в общественных советах, созданных при федеральных органах исполнительной власти;
в) обеспечение направления проектов законодательных актов, нормативных правовых и иных актов федеральных органов исполнительной власти в сфере труда, а также документов и материалов, необходимых для их обсуждения, в РТК до их внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации или до принятия по ним решения Правительством Российской Федерации.
В целях повышения результативности коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений стороны Соглашения обязались осуществлять мониторинг и анализ опыта заключения соглашений на отраслевом (межотраслевом), региональном (межрегиональном) и территориальном уровнях, а также практики работы органов социального партнерства.
В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации действуют региональные трехсторонние соглашения по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между региональными объединениями профсоюзов, предпринимателей и региональными органами исполнительной власти по труду. Кроме того, только за 2014 год было подписано более 815 территориальных и 820 отраслевых трехсторонних соглашений, имеющих раздел по охране труда.