Механизмы финансирования социальных выплат и льгот, критерии их эффективности
Тема 5. Финансовое регулирование социальных процессов
Вопросы сохранения патерналистской роли государства в условиях процессов глобализации
Дискуссия о сохранении или отмене патерналистской роли государства в современном мире касается не только социально-экономических проблем, но и в целом морально-нравственных: например, должно ли государство ограничивать курение граждан или это личный выбор каждого, в какой мере государство может ограничивать личную инициативу и др. Спорность вопроса о необходимости государственного патернализма в разных сферах жизни, в том числе экономической, отражается даже в определении этого понятия в современных энциклопедиях и словарях.
Патернализм (paternalism) — благоприятное отношение к экономическим законам и мерам, призванным контролировать действия людей, отдающих предпочтение собственному благу. Патернализм несовместим с точкой зрения, принятой обычно в экономической теории благосостояния, что люди являются лучшими распорядителями собственных интересов, по крайней мере, в случае со здравомыслящими и трезвомыслящими зрелыми людьми. Их действия, таким образом, должны быть ограничены только тогда, когда это необходимо, чтобы не допустить нанесения ущерба другим людям или окружающей среде. Можно доказать, что существует определенная степень патернализма во многих сферах экономического регулирования, особенно относящихся к защите потребителей и занятости. Вероятно, можно сделать попытку оправдать патернализм тем аргументом, что государство способно дать экспертную оценку того, что в действительности лучше для каждого индивида. Многих не до конца убеждают такие доводы.
Рассматрим финансовое регулирование социальных процессов, поэтому в основном проблемы государственного патернализма будут характеризоваться с позиции участия государства в защите граждан от социальных рисков, обеспечении услуг в социальной сфере, их финансовых механизмов.
В конце 1990-х гг. основные аргументы противников сохранения высокого уровня государственных социальных гарантий в условиях глобального мира сводились к следующему: высокие социальные гарантии обеспечиваются главным образом системой социального страхования (бисмарковская модель), которая предусматривает высокий уровень начислений на оплату труда, таким образом, расходы на оплату труда растут и страна становится непривлекательной для инвесторов, предпринимателей по сравнению с другими странами, где труд дешевый.
Данные табл. 1 опровергают тезис о том, что бисмарковская модель однозначно дороже. Например, такая страна, как Швейцария, основные выплаты которой осуществляются в рамках системы социального страхования, по уровню социальных государственных и муниципальных расходов в процентах к ВВП находится практически на том же месте, что и Новая Зеландия, представляющая классическую бевериджскую модель. Великобритания, также представляющая бевериджскую модель, имеет уровень социальных расходов выше, чем в среднем по ОЭСР. Однозначный вывод, который можно сделать из табл. 1 — уровень государственных и муниципальных расходов на социальные цели значительно выше в большинстве стран ОЭСР, чем в странах БРИКС, в том числе средний
Таблица 1. Социальные государственные и муниципальные расходы в странах ОЭСР и БРИКС в 2007 г., % к ВВП
показатель по ОЭСР в 1,6 раза выше, чем в России. Наиболее сложный вопрос состоит в том, должны ли страны БРИКС поднимать уровень своих социальных расходов или же этот уровень должен снижаться в странах ОЭСР.
Показатели, приведенные в табл. 2, опровергают тезис о том, что высокий уровень социальных гарантий препятствуют иностранным инвестициям. Так, Австрия, страна с наиболее высоким уровнем социальных расходов в процентах к ВВП, по объему инвестиций и в абсолютном, и в относительном выражении в процентах к ВВП опережает многие страны, социальные государственные и муниципальные расходы которых ниже среднего показателя по ОЭСР. Индия при показателе социальных расходов в два раза ниже, чем в Южной Африке, по показателю объема прямых иностранных инвестиций в процентах к ВВП сравнивается с Южной Африкой.
Таблица.2. Социальные государственные и муниципальные расходы и прямые иностранные инвестиции в 2007 г. в странах ОЭСР и БРИКС
Даже не проводя специальный корреляционный анализ, можно сделать вывод о том, что линейной зависимости между уровнем социальных государственных и муниципальных расходов и уровнем прямых иностранных инвестиций нет. Очевидно, на решения инвесторов влияют другие факторы, определяющие инвестиционную привлекательность той или иной страны, и уровень государственных социальных гарантий — не самый главный.
Механизмы финансирования социальных выплат и льгот, критерии их эффективности
Социальные выплаты и льготы являются основными формами компенсации при защите от социальных рисков в рамках социального обеспечения отдельных категорий граждан.
Мировая практика демонстрирует большое разнообразие в сочетании отдельных элементов страхового и бюджетного механизмов таких выплат, разделения обязательств между государственными и негосударственными институтами по мобилизации средств, их инвестированию и осуществлению выплат. В зарубежной литературе социальные выплаты нередко называются социальными трансфертами.
Отсутствие четкого определения понятий "трансферты населению", "социальные трансферты", "социальные выплаты" в российском законодательстве на практике приводит к различному толкованию их состава и взаимосвязи этих терминов как в научной экономической литературе, так и в публикациях периодической печати.