СЕМИНАР №4 СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ РАБОТЫ

Цель: Сформировать у студентов понятие об особенностях деятельности социального педагога и социального работника, их функция в современном обществе; о критериях эффективности работы социальных педагогов.

ПЛАН

1. Принципы построения непрерывной системы профессионального образования социального педагога.

2. Особенности деятельности социального педагога и социального работника, их функции.

3. Педагогическая рефлексия и совершенствование профессиональной деятельности социального педагога.

4. Критерии эффективности деятельности социального педагога.

5. Социально-педагогическая деятельность в пословицах и поговорках.

Основные понятия:

Профессиональная компетентность социального педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Государственный образовательный стандарт – документ, в котором определены требования к обязательному минимуму содержания, уровню подготовки выпускников и максимальному объему учебной нагрузки обучающихся.

Эффективности социальной работы определяется как максимально возможное удовлетворение потребностей людей при минимальных затратах.

Педагогическая рефлексия – это самоанализ профессиональной социально-педагогической деятельности на основе объективных критериев. Деятельность социального педагога ориентирована на работу со всеми категориями населения, с семьями (независимо от наличия у них проблем) с приоритетом превентивно-профилактических задач. Социальный педагог в этически допустимой форме сам выходит на контакт с семьей, личностью. Он как бы ставит социальный диагноз, изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, моральный микроклимат, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы психологические, медицинские, правовые, экологические, решение которых затем осуществляется совместно с социальными работниками, специализирующимися по определенным профилям.

Общие (базовые) характеристики социальных педагогов и работников (независимо от специализации): – способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами с другой; – выполнять своеобразную роль «третьего человека», связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом; – умение работать в условиях неформального общения, оставаясь в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной

Аспекты профессиональной деятельности социального педагога.

Социальная работа является одним из самых одухотворенных видов профессиональной деятельности. Становление социальной работы как профессии, назначении которой – оказание компетентной помощи населению, гуманизация социокультурной среды обитания, содействие социальному формированию личности.

Должностные обязанности социального педагога.

1. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной заботы. Помощи и поддержки.

2. Социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различным категориям детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам.

3. Социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья.

4. Социально-экономическая помощь, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов.

5. Медико-социальная помощь – уход и профилактика здоровья. Формирование необходимых для этого знаний, умений и навыков.

6.Социально-психологическая помощь,направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома и в школьном коллективе, зат­руднении во взаимоотношениях с окружающими, в про­фессиональном и личном самоопределении.

7. Социально-педагогическая помощь направленная на создание необходимых условий для, реализации права ро­дителей на воспитание детей, преодоление педагогичес­ких ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность, на обеспечение развития и воспитание детей в семьях группы риска

Профессиональные знания социального педагога:

Нормативно-правовая база, теория и история социальной педагогики, социология, психология, педагогика, физиология.

Профессиональные умения социального педагога: аналитические, прогностические, проектировочные, рефлексивные (самоанализ), коммуникативные.

Права:

    1. Представлять и защищать клиента;
    2. Собирать информацию;
    3. Делать запросы;
    4. Информировать государственные органы;
    5. Пропагандировать опыт семейного воспитания;
    6. Способствовать правовому регулированию взаимоотношений.

Облик социального педагога:

Высокие нравственные стандарты, компетентность, исследовательский опыт должны сочетаться с личностными качествами педагога такими как: эмпатия, доброжелательность, деликатность, коммуникабельность, аустеничность (способность быть естественным в отношениях с людьми, быть самим собой в контактах), открытость, конкретность. Непосредственность (умение говорить и действовать в обстановке «здесь и теперь», иметь четкое представление о человеке и его ситуации и демонстрировать его.

Литература

1. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой – М.: «ВЛАДОС», 2000 – 416с.

2. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога: уч. Пособие для студентов пед. училищ. – М.: ВЛАДС, 2005 – 399с.

3. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ СФЕРА, 2005 – 480с.

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений – 3-е изд. М.: «Центр «Академия»», 2003 – 440с.

Наши рекомендации