Контроль как функция управления
Тема 1. Аудит в системе финансового контроля
Контроль как функция управления
Управление представляет собой процесс принятия решений. Этот процесс осуществляется посредством двух составляющих: информационной базы и человеческого ресурса. Иными словами, в этом процессе взаимодействуют информационный и субъективный фактор.
В финансово-хозяйственной деятельности отдельного предприятия выделяют две группы пользователей информации, на основе которой они принимают решения: внутренние и внешние (Таблица 1).
К внутренним пользователям относятся распорядительный орган (собрание акционеров, участников), исполнительный орган (единоличный или коллегиальный), менеджеры различного уровня управления, работники предприятия.
Внешние пользователи информации в свою очередь распределяются на две группы: заинтересованные и незаинтересованные.
К заинтересованным пользователям относятся лица, которые имеют финансовые и коммерческие интересы при получении информации, и к ним относятся: инвесторы, кредитные учреждения, прочие кредиторы (поставщики и подрядчики и иные лица).
К незаинтересованным пользователям относятся органы статистики, фондовые биржи, общественные организации, различные консалтинговые организации, аудиторские организации, налоговые органы.
Таблица - Классификация пользователей информации
Внутренние пользователи | Внешние пользователи | |
Заинтересованные | Незаинтересованные | |
Собрание акционеров, участников | Инвесторы | Органы статистики |
Совет директоров, генеральный директор | Кредитные учреждения | Фондовые биржи |
Менеджеры | Поставщики, подрядчики | Общественные организации |
Сотрудники организации | Консалтинговые организации | |
Аудиторские организации | ||
Налоговые органы |
Управление будет эффективным в случае, если:
информация, на основе которой принимаются решения, будет носить достоверный и своевременный характер;
принимаемые решения будут выполнены, реализованы;
на основе фактических данных будет проводиться анализ эффективности принимаемых решений.
В связи с этим в целях выбора оптимальных управленческих решений необходимо, во-первых, осуществить контроль достоверности предоставляемой информации и, во-вторых, провести мероприятия по контролю за исполнением принятых решений.
Основным содержанием контроля как функции управления являются:
· обоснование на стадии разработки управленческих решений, их законности и эффективности;
· выявление нарушений нормального хода финансово-хозяйственной деятельности предприятия и причин их породивших;
· выявление передового опыта хозяйственной деятельности и путей достижения лучших результатов в работе.
Хозяйственный контроль представляет собой систему проверок производственно-хозяйственной деятельности предприятий с целью объективной оценки экономической эффективности его деятельности, установления законности, достоверности и целесообразности хозяйственных операций, соблюдения финансовой дисциплины и выявления внутренних резервов.
Основными направлениями системы хозяйственного контроля в Российской федерации являются: внешний государственный контроль, направленный на реализацию общегосударственных интересов, внутренний контроль, для защиты интересов участников процессов внутри отдельного предприятия и внешний аудиторский контроль, реализующий защиту интересов внешних по отношению к хозяйствующему субъекту лиц, как юридических, так и физических.
Таблица - Система хозяйственного контроля в России
Направление контроля | Органы контроля |
Государственный контроль или финансовый Правовое направление Внутрихозяйственный контроль Независимый внешний контроль | Счетная палата, ревизионные службы Минфина РФ, налоговые органы, фонды страхования; правоохранительные органы; внутренний аудит; аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы |
Функции финансового контроля и государственного контроля - обеспечение интересов государства и общества путем проверки выполнения обязательств юридических и физических лиц перед государством. Задачи: полный учет плательщиков налогов и обязательных платежей в бюджет, контроль за своевременным предоставлением отчетов и балансов, справок, расчетов.
Счетная палата и ревизионная службы Минфина следят за расходной частью бюджета, а налоговые органы за формированием доходной части.
Функцияправового контроля заключаются взащите интересов государства путем поддержания законности и правопорядка. Его задачи: выявление, пресечение и предупреждение экономических преступлений и правонарушений.
Функции внутрихозяйственного контроля: защита интересов предприятия и его коллектива от злоупотребления, хищения и бесхозяйственности, повышение эффективности его хозяйственной деятельности. Основные задачи, которые решаются посредством внурихозяйственного контроля:
1) отражение в бухгалтерском учете действительно происходивших операций,
2) контроль за порядком санкционирования всех совершаемых хозяйственных операций,
3) контроль за полнотой отражения операции в бухгалтерском учете,
4) контроль за адекватностью оценки имущества и обязательств,
5) контроль за своевременностью отражения в учете и контроле всех операций.
Функция аудиторского контролязаключается в защите интересов участников хозяйственных процессов посредством проверки финансовой устойчивости, платежеспособности предприятий, достоверности показателей бухгалтерской отчетности.
Аудит согласно Закону «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» не подменяет государственного контроля достоверности бухгалтерской отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.
Таблица - Отличия аудита от ревизии
Критерии | Аудит | Ревизия |
Цели | Констатация ошибок, злоупотреблений, страхование от них | Искоренение злоупотреблений |
Гносеология | Установление истинности, проверка соответствия отчетности действительности | Установление законности |
Суть процедуры | Стохастичность | Детерминированность |
Степень точность | Приблизительность | Максимальная точность |
Связи между субъектами | Равноправные горизонтальные связи, могут разорвать договор | Вертикальные |
Область права | Гражданское | Административное |
Оплата | Клиентом, заказчиком | Руководством |
Результаты | Выражение мнения, выдача рекомендаций | Наложение взыскания: штраф |
Объект | Все, что подрывает финансовую устойчивость предприятия, платежеспособность, кредитоспособность | Все, что нарушает закон |
2. Аудит как форма финансового контроля
На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами: Обстоятельства отнесения аудита к элементам рыночной экономики
· Бухгалтерская отчетность используется для принятия решений за интересованными в ней пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом.
· Бухгалтерская отчетность может подвержена искажениям в силу ряда факторов в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни: помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;
· Степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.
Существует множество определений аудита, сформулированных как в официальных международных и национальных нормативных документах, так и данное специалистами в области аудита. Дефлиз Ф.Л., Дженник Г.Р., Рейлли М.О., Хирш М.Б. считают, что наиболее удачно определение аудита было сформулировано Комитетом по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров (ААА) в Положении об основных концепциях аудита»:
«Аудитом называется систематический процесс объективного сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения степени соответствия этих утверждений установленным критериям и представление результатов проверки заинтересованным пользователям» (Дефлиз Ф.Л., Дженник Г.Р., Рейлли М.О., Хирш М.Б. «Аудит Монтгомери»)
Данное определение содержит пять основных моментов, которые должны быть раскрыты для лучшего понимания категории «аудит». Пять основных моментов определения аудита Комитетом по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров (ААА)