Структура SWOT – анализа
Положительные факторы Отрицательные факторы
в настоящем
Рисунок 8. Структура SWOT – анализа
Сила – контролируются предпринимателем, поскольку они происходят в настоящее время! Необходимо усиливать и использовать сильную сторону, чтобы устранить слабые моменты (табл. 11).
Таблица 11
Сильные стороны
дешевое сырье | относительно низкая цена |
технологическая экспертиза | усовершенствование продукта |
хорошая сеть потребителей | хорошая упаковка |
управленческий опыт | более совершенная технология |
система сбыта | характеристики/свойства продукта |
прочее |
Слабые стороны контролируются предпринимателем; они происходят в настоящем, и представляют «отсутствие», «недостаток» чего-либо или слабые моменты (табл. 12). Необходимо как можно больше устранять слабые стороны.
Таблица 12
Слабые стороны
нет контроля над поступлениями сырья | отсутствие рекламной стратегии |
технологическая отсталость | ограниченный срок службы товара |
неопытность управляющих, владельцев | плохой дизайн товара |
нехватка рабочего капитала | слабая работа по реализации |
низкий уровень запасов в момент пика продаж | высокая цена продукта |
отсутствие технической экспертизы | |
высокие цены на сырье | |
прочее |
Возможности представляют собой положительные или благоприятные факторы действительности, которые должен использовать предприниматель или которые дают возможность осуществить проектную идею (табл. 13). В основном они лежат за пределами контроля предпринимателя. Возможности отличаются от сильных сторон тем, что сильные стороны являются положительными внутренними факторами бизнеса.
Таблица 13
Возможности
немногочисленность и слабость конкурентов | отсутствие данных продуктов на рынке |
рост доходов целевого рынка | продукт редко встречается в данной местности |
растущий спрос | благоприятная политика правительства |
подобные продукты приносят прибыль | благоприятные программы и сотрудничество с правительством |
имеются связи | прочее |
низкие процентные ставки кредитования |
Опасности представляют собой отрицательные и неблагоприятные внешние факторы действительности, которые обычно не контролируются предпринимателем (табл. 14). Если они не устранены, это неблагоприятно сказываются на бизнесе. Опасности не контролируются предпринимателем.
Таблица 14
Опасности
растут затраты на сырье | слишком высокий уровень конкуренции |
государственная бюрократия | нехватка сырья |
неподвижность рабочей силы | стихийные бедствия |
переманивание квалифицированной рабочей силы | взяточничество и коррупция |
изменения государственных положений | недостаточность власти |
слаборазвитая инфраструктура | контрабанда |
прочее |
Цели составления бизнес-плана. Внутренние. Внешние
Бизнес-план является кратким отчетом о результатах деятельности компании в прошлом и настоящем, а также ее перспективах. Тщательное планирование обеспечит уверенность в финансовой и производственной целесообразности предприятия. Бизнес-план – документ, где в письменной форме излагаются цели, задачи и основные направления развития компании.
Использование плана внутри компании.
1. Самоутверждение. Умение убедить в идее самих себя. Если удастся продать идею себе, тогда ее можно будет продать своим коллегам, инвесторам и финансистам.
2. Инструмент управления. Бизнес-план - важный инструмент мотивации и ориентации руководства компании, а также средство информирования о направлении движения компании, и ее целях. Составление бизнес-плана указывает на ресурсы, которые необходимы компании для выполнения своих планов. Например, дополнительный управленческий аппарат, рабочую силу определенной квалификации, производственные мощности, проведение маркетинговых исследований, потребности в разработке продукта.
Бизнес-план является «шаблоном», по которому реальные показатели сверяются с плановыми. Он указывает на существующие проблемы и помогает разрешать их до того, как они отрицательно повлияют на бизнес.
Использование плана вне компании
1. Получение банковского кредита. Всесторонний бизнес-план дает преимущество при подаче заявки на получение кредита.
2. Получение инвестиций. Бизнес-план является необходимым документом для инвестора, чтобы тот смог оценить инвестиции в проект.
3. Создание стратегических союзов. Маленькие и большие компании все чаще занимаются совместными исследованиями, маркетингом, предпринимают иные совместные усилия. Эти совместные усилия, получившие название стратегических союзов, являются свидетельсвом того, что малые и большие компании нуждаются друг в друге.
4. Получение большого контракта. Бизнес-план - это «карта с маршрутом движения», которая служит доказательством жизнеспособности и готовности реализовывать большие контракты.
4. КОМПОНЕНТЫ БИЗНЕС-ПЛАНА
4.1. Титульный лист (пример 6) поможет придать бизнес-плану профессиональный вид. Первое впечатление имеет очень большое значение, особенно для тех, через чьи руки проходит много бизнес-планов, например, для банкиров, в том числе:
· название компании,
· период времени, который охватывает бизнес-план,
· ответственные лица,
· его/ее должность,
· почтовый адрес,
· полный номер телефона и факс,
· дата составления.
4.2. Резюме (пример 7). «Почему» и «сколько». Цель этого раздела:
· создать интерес читателя,
· указать цель и задачи плана,
· изложить основные положения плана, в особенности:
Ø условия оплаты кредита,
Ø информацию о прибыли по вложенным средствам.
Пример 6.
КОМПЛЕКСНОЕ ОФИСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
БИЗНЕС-ПЛАН
2011 - 2013
ВАСИЛИЙ ПЕТРОВ
ДИРЕКТОР
РОССИЯ,
ТОМСК,
634028, Учебная, 37
(382 - 2) 557 - 388
10 марта 2011 года
Пример 7.
Компании «Комплексное офисное оборудование (КОО)» два года, она специализируется на поставках оборудования для автоматизации офисов. Хотя нашими продуктами являются компьютеры, копировальные аппараты, факсы и другое офисное оборудование, мы специализируемся на интеграции всех этих отдельных единиц оборудования в полностью автоматизированный офис.
Бывает, что компания автоматизирует свой офис постепенно, не сразу устанавливая все оборудование. Это ведет к тому, что у нее появляются несовместимые друг с другом компьютеры. На данный момент у КОО есть два стабильно работающих офиса и сейчас мы входим на новый региональный рынок, открывающий перед нами большие перспективы. Этот новый целевой рынок представлен большим числом компаний - потенциальных клиентов с товарооборотом на сумму более $10 млн. Это идеальный рынок для реализации наших комплексных систем.
Данный бизнес – план обосновывает намерение нашей компании открыть офис в новом регионе, где расположены основные клиенты. Он также имеет своей целью получение кредита на покупку нового оборудования. Ежедневная работа компании будет финансироваться за счет денежной наличности компании.