Методика SWOT-анализа

SWOT-анализапредставляет собой оценку сильных и слабых сторон организации, ее внешних возможностей и угроз. Целью его проведения является исследование фактического положения и стратегических перспектив фирмы на основе изучения ее сильных и слабых сторон, рыночных возможностей и факторов риска.

Общий принцип SWOT-анализа - при разработке стратегии необходимо обеспечить соответствие внутреннего состояния фирмы (т.е. баланса ее сильных и слабых сторон) внешней ситуации (т.е. условиям отрасли и конкуренции).

При этом стратегия организации должна быть направлена на максимально эффективное применение имеющихся ресурсов, использование рыночных возможностей и избежание угроз.

Сильные стороны компании — это внут. преимущества, которые существуют в компании.

Слабые стороны компании — это внут. проблемы компании, которые могут негативно повлиять на ее будущее. Слабые стороны необязательно делают орг-цию конкурентно уязвимой: это зависит от их конкурентной значимости и способности компании компенсировать их за счет других ресурсов.

Внешние возможности компании — это благоприятные шансы, предоставляемые внешней средой, которые могут и должны быть использованы. В зависимости от условий отрасли возможности могут быть как очень привлекательными (абсолютно необходимо использовать), так и не представляющими интереса (в самом конце списка приоритетов).

Внешние угрозы компании — это возможные внешние события или перемены в будущем, которые могут негативно повлиять на деятельность организации.

Выявленные сильные и слабые стороны, внешние возможности и угрозы после занесения в матрицу SWOT-анализа тщательно изучаются и ранжируются.

После этого определяется:

· насколько реализуемая фирмой стратегия соответствует ее внутренним ресурсам, рыночным возможностям и угрозам;

· какие ресурсы понадобятся фирме в будущем для реагирования на изменения во внешней среде и обеспечения удовлетворительного уровня прибыли;

· сохранятся ли в будущем сегодняшние сильные стороны фирмы;

· есть ли в ресурсной базе фирмы пробелы, которые необходимо заполнить;

· надо ли фирме рассмотреть новые конкурентные возможности;

· какие виды сильных сторон и возможностей играют главную роль, а какие второстепенную.

При этом необходимо сопоставить сильные стороны с возможностями и угрозами (S — O, S — T), и слабые стороны с возможностями и угрозами (W — O, W — T). Необходимо выяснить, как именно может повлиять на компанию реализация угроз, и можно ли использовать благоприятные внешние возможности. После чего по каждому из данных сопоставлений надо сделать вывод о том, что нужно делать, чтобы улучшить конкурентную позицию организации и избежать внешних угроз.

Ранг важности Потенциальные сильные стороны компании Ранг важности Потенциальные слабые стороны компании
Известный лидер рынка в отрасли Отсутствие четкой стратегии
Высокая квалификация производственного и управленческого персонала Невысокая рентабельность производства
Получение экономии от больших объемов и масштабов производства Невысокий уровень маркетинга
Наличие краткосрочной стратегии развития предприятия Отсутствие достаточного финансирования
Большой опыт и хорошее знание местного рынка Отсутствие задела в разработке новых моделей товара
Ранг важности Потенциальные внешние возможности компании Ранг важности Потенциальные внешние угрозы компании
Наличие неудовлетворенного спроса в том или ином сегменте рынка Экономический и финансовый кризис в стране
Государственная поддержка отрасли (предприятия) Появление новых конкурентов
Наличие на рынке труда квалифицированного персонала Возрастание влияния поставщиков на цену и качество материалов и комплектующих изделий
Стремление поставщиков (дистрибьюторов) к интеграции Рост продаж товаров-заменителей
Рост доходов потребителей продукции (экономический рост) Сокращение потребностей и спроса населения на данную группу товаров

Потенциальные внутренние сильные стороны (S):

-Четко проявляемая компетентность

-Адекватные финансовые источники

-Высокое искусство конкурентной борьбы

-Хорошее понимание потребителей

-Признанный рыночный лидер

-Четко сформулированная стратегия

-Использование экономии на масштабах производства, ценовое преимущество

-Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности

-Проверенное надежное управление

-Надежная сеть распределения

-Высокое искусство НИОКР

-Наиболее эффективная в отрасли реклама.

Потенциальные внутренние слабости(W):

-Потеря некоторых аспектов компетентности

-Недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии

-Рыночное искусство ниже среднего

-Отсутствие анализа информации о потребителях

-Слабый участник рынка

-Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации

-Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами

- Устарелые технология и оборудование

-Потеря глубины и гибкости управления

-Слабая сеть распределения

-Слабые позиции в НИОКР

-Слабая политика продвижения.

Потенциальные внешние благоприятные возможности (О):

-Возможности обслуживания дополнительных групп потребителей, ввода новых рыночных сегментов

-Расширение диапазона возможных товаров

-Благодушие конкурентов

-Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки

-Благоприятный сдвиг в курсах валют

-Большая доступность ресурсов

-Ослабление ограничивающего законодательства

-Ослабление нестабильности бизнеса.

Потенциальные внешние угрозы (Т):

-Ослабление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения

-Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей

- Ожесточение конкуренции

-Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости

-Неблагоприятный сдвиг в курсах валют

-Усиление требований поставщиков

-Законодательное регулирование цены

-Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса.

Наши рекомендации