Понятие бюджетного процесса и его принципы

Бюджетный процесс — это совокупность действий органов представительной и исполнительной власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной системы.Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройствами страны.К задачам, которые возникают перед бюджетным процессом, относятся:уточнение стратегических приоритетов, задач и функций государства;разработка основных направлений бюджетной политики государства на следующий год;обеспечение максимальной сбалансирование бюджетаобеспечение своевременного поступления в государственную казну финансовых ресурсовобеспечение экономного, эффективного, рационального и целевого использования бюджетных средств;осуществление контроля за соблюдением налогового и бюджетного законодательства.Бюджетному процессу присущи следующие принципы: 1) принцип распределения бюджетных полномочий между органами законодательной и исполнительной власти;2) принцип ежегодности бюджета, т.е. бюджет должен обязательно приниматься каждый год к началу планового года и дает возможность выявить тенденции развития страны, исследовать изменение темпа роста производства и т.п.3) принцип гласности - предусматривает широкое обсуждение проекта бюджета, доведение его до населения, публикацию утвержденного бюджета; 4) принцип наглядности - отображение показателей бюджетов во взаимосвязи с экономическими показателями развития Украины; 5) принцип достоверности - предусматривает использование во время формирования бюджета его реальных показателей и др.

Составление проекта бюджета Составление проекта бюджета является первой стадией бюджетного процесса.

Украина

Проект Государственного бюджета Украины включает следующие показатели:1. Общая сумма всех доходов, расходов и кредитование государственного бюджета.2. Предельный объем годового дефицита и профицита государственного бюджета, а также предельный объем государственного долга и предельный объем предоставления государственных гарантий.3. Доходы государственного бюжета по бюджетной классификации.4. Финансирование государственного бюджета по бюджетной классификации.5. Бюджетные назначения главным распорядителям средств государственного бюджета.6. Бюджетные назначения межбюджетных трансфертов.7. Установление размера минимальной заработной платы.8. Размер прожиточного минимума в расчете на месяц на одного человека.10. Перечень кредитов и займов, которые привлекаются государством от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций.РоссияСоставлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.Составлением бюджета занимаются исключительно Правительство РФ и высшие исполнительные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местных администраций муниципальных образований.

28. Рассмотрение проекта и принятие Закона о бюджете Рассмотрение проекта и принятие Закона о бюджете - это 2 стадия бюджетного процесса.УкраинаКабинет Министров Украины принимает постановление об одобрении проекта о Государственном бюджете Украины и подает его вместе с соответствующими материалами Верховной Раде Украины и Президенту Украины. Рассмотрение и принятие Закона о Государственном бюджете Украины предусматривает серию парламентских заседаний и рассмотрение Закона о Государственном бюджете Украины в трех чтениях и процедуры его принятия.Закон о Государственном бюджете Украины принимается Верховной Радой до 1 декабря года, который предшествует плановому. Закон о государственном бюджете Украины после его принятия Верховной Радой подписывает Председатель Верховной Рады и направляет его Президенту.Президент Украины подписывает закон и официально делает достоянием гласности или возвращает закон со своими замечаниями и сформулированными предложениями к Верховной Раде Украины.Закон Украины о государственном бюджете Украины и постановление Верховной Рады о порядке введения его в действие публикуется в печати. Опубликование закона происходит после подписания закона Президентом.РоссияПорядок и сроки составления проекта федерального бюджета определяются Правительством РФ.Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики на очередной финансовый год. Второй этап формирования федерального бюджета - распределение федеральными исполнительными органами предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и по получателям средств, а также подготовка перечня финансируемых федеральных целевых программ.

29. Исполнение УкраинаИсполнение Государственного бюджета Украины обеспечивает Кабинет Министров Украины. Общую организацию и управление выполнением государственного бюджета, координацию деятельности участников бюджетного процесса по вопросам выполнения бюджета осуществляет Министерство финансов Украины.Бюджетная роспись - это документ, в котором устанавливается распределение доходов и финансирование бюджета, бюджетных ассигнований главным распорядителям бюджетных средств по определенным периодам года соответственно бюджетной классификации.РоссияИсполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.Сводная бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется в соответствии с порядком, установленным главным распорядителем бюджетных средств.Бюджетная роспись – это порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств.Бюджетная смета составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение.Кассовый план - это прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.

30. Свод, составление и предоставление отчетности об исполнении бюджета Сведение, составление и предоставление отчетности об исполнении Государственного бюджета Украины осуществляются Государственной казначейской службой Украины. Не позднее 31 декабря Государственная казначейская служба Украины закрывает все счета, открытые в текущем бюдетном периоде.РоссияОтчеты об исполнении федерального и консолидированного бюджетов за истекший год на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств составляет Минфин России и представляет их в Правительство РФ.

Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный год в форме федерального закона. Годовые отчеты об исполнении бюджетов всех уровней подлежат утверждению в соответствующих представительных органах.

31. Государственный кредит и его формы. Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.Государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от финансовых категорий, например, налогов..Классификация государственных ссуд 1) По правовому оформлению различают: - государственные ссуды, которые предоставляются на основе соглашений. - государственные ссуды, обеспеченные выпуском ценных бумаг. 2) Оформление государственных ссуд (форма эмиссии) может осуществляться двумя видами ценных бумаг - облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).3) В зависимости от места размещения займов их разделяют на внутренние и внешние.4) По срокам погашения займы могут быть краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-5) и долгосрочные (свыше пяти).5) По характеру выплаты дохода займы бывают процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном).

32. Государственный долг и расходы на его обслуживание. Государственный долг – это сумма задолженности государства (местных органов власти) своим кредиторам.Государственный долг классифицируется:- по типу кредитора – характеризует субъектов долгового процесса;- по долговому обязательству – характеризует объекты долговых отношений.Государственный долг бывает текущий и капитальный, внутренний и внешний.Текущий долг – это сумма задолженности, подлежащая погашению в текущем году вместе с процентами по ней по всем выпущенным на данный момент займам. Капитальный долг – это общая сумма задолженности и процентов, которая должна быть выплачена по ссудам.Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям, отдельным лицам.Внутренний долг - это долг государства своему населению. Распространенными методами регулирования государственного долга считаются:1) Конверсия - 2) Консолидация Унификация 4) Рефинансирование 5) Отсрочка погашения, 6) Аннулирование

33. Сущность и значение бюджетного контроля. Бюджетный Контроль занимает важное место в системе управления бюджетными ресурсами.Бюджетный контроль - совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности формирования и использования бюджетного фонда, предназначенного для реализации функций, возложенных на государство или территориальные органы властиЦелью бюджетного контроля является выявление отклонений в деятельности по формированию бюджетного фонда для своевременного принятия корректирующих мер, привлечения виновных к ответственности и получения компенсации за причиненный ущерб, а также для разработки и реализации мероприятий по предотвращению таких нарушенийв будущем.Система бюджетного контроля включает такие основные элементы:- объект контроля;- предмет контроля;- субъект контроля;- методы контроля.Объектом бюджетного контроля являются денежные отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации и перераспределения ВВП в территориальном и отраслевом разрезах с целью выполнения государством своих функций.Предметом бюджетного контроля выступают все стадии бюджетного процесса: поступление налоговых и других платежей в бюджет, декларации, расчеты по налогам, постановка бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, официальные трансферты, бюджетные кредиты, обмен и безвозмездная передача товарно-материальных ценностей и др.К методам бюджетного контроля относят документальную и камеральную проверки, ревизию, обследование и экономический анализ.

34. Классификация бюджетного контроля. Виды бюджетного контроля различаются в зависимости от субъектов контроля и по времени проведения. В зависимости от субъектов контроля различают:1) Государственный бюджетный контроль 2) Ведомственный контроль – 3) Общественный контроль –4) Независимый контроль –5) Внутренний контроль 6) Правовой контроль 7) Физические лица также осуществляют бюджетный контроль, именуемый гражданским контролем. По времени проведения различают предварительный, текущий и последующий контроль.1) Предварительный контроль – 2) В процессе исполнения бюджета проводится текущий контроль. 3) Последующий контроль проводится по окончании отчетного периода

35. Методы проведения бюджетного контроля. Можно выделить следующие методы бюджетного контроля:1) Документальная проверка – осуществляется на предприятии в присутствии должностных лиц. 2) Камеральная проверка проводится по месту нахождения контролирующего органа на основе документов о финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования. 3) Ревизия - наиболее распространенный метод бюджетного контроля, система контрольных действий, направленных на всестороннюю проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета.Существуют различные виды ревизии. Ревизии можно классифицировать по различным признакам:1) По ведомственной принадлежности ревизуемых органов ревизии могут быть:2) По полноте охвата деятельности ревизуемого объекта различают:3) По глубине проведения:4) По степени охвата данных:5) По отношению к плану:6) По очередности исследования одних и тех же документов:7) По характеру проверяемого материала:4) Обследование- ознакомление контролирующего лица с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности. 5) Экономический анализ исполнения бюджета.

36. Экономический анализ бюджета. Анализ является важнейшим элементом бюджетного процесса, так как проводится на всех его этапах. Его осуществляют финансовые и налоговые органы, ведомства, органы казначейства, контролирующие органы, финансовые службы хозяйствующих структур.Принципы анализа бюджета базируются на общих принципах экономического анализа. К ним относятся:- конкретность –- системность –- оперативность - объективность – Главной целью анализа бюджета является повышение эффективности управления финансовыми ресурсами государства или территории.Направления анализа бюджета:1. Визуальный обзор - изучение состава, основных статей, наличие профицита или дефицита и др.2. Вертикальный анализ, в процессе которого осуществляется анализ структуры бюджета, соотношение статей.3. Горизонтальный анализ позволяет оценить динамику статей бюджета во времени, а также соотношение плана и факта.4. Трендовый анализ основан на выявлении тенденций на основе вертикального и горизонтального анализа прогнозирования.5. Анализ индикаторов состояния бюджета – это сравнение различных бюджетов между собой, а также с желаемым состоянием – т.е. ориентир на цель.6. Оценка потенциала доходов с учетом прогноза налоговых поступлений, возврата долгов, инвестиционного потенциала и доходов бюджета от использования собственности.7. Анализ расходов бюджета с учетом определения их приоритетности, исходя из потребности населения.

1. Сущность и назначение бюджета

2. Субъекты и объекты экономических отношений

3. Функции бюджета

4. Типы финансовых моделей

5. Классификация бюджетов

6. Бюджетный механизм

7. Сущность и особенности бюджетной системы.

8. Сущность и особенности бюджетного устройства.

9. Основные принципы бюджетной системы

10. Сущность и назначение бюджетной классификации.

11. Классификация доходов бюджета

12. Классификация расходов бюджета.

13. Характеристика и особенности бюджетной политики государства.

14. Бюджетное планирование: особенности и задачи.

15. Бюджетное планирование: принципы, виды и методы.

16. Бюджетное прогнозирование и бюджетное регулирование.

17. Сущность и функции управления бюджетной системы.

18. Сущность и особенности межбюджетных отношений

19. Особенности регулирования межбюджетных отношений

20. Механизм регулирования межбюджетных отношений

21. Общая характеристика доходов и их классификация

22. Способы пополнения доходной части бюджета.

23. Социально-экономическое содержание и классификация расходов бюджета.

24. Сущность и принципы бюджетного финансирования.

25. Участники бюджетного процесса и их полномочия.

26. Понятие бюджетного процесса и его принципы

27. Составление проекта бюджета

28. Рассмотрение проекта и принятие Закона о бюджете

29. Исполнение бюджета

30. Свод, составление и предоставление отчетности об исполнении бюджета

31. Государственный кредит и его формы.

32. Государственный долг и расходы на его обслуживание.

33. Сущность и значение бюджетного контроля.

34. Классификация бюджетного контроля.

35. Методы проведения бюджетного контроля.

36. Экономический анализ бюджета.

Наши рекомендации