Расчет и оценка рентабельности объема продаж
Таблица 13
Основные показатели деятельности предприятия, млн.руб.
Показатели | Пред год | Отч год | Отклонения |
Общая величина имущества (средняя величина) Капитал и резервы (III раздел баланса) (средняя величина) Долгосрочные обязательства (средняя величина) Средняя величина текущих активов Выручка от реализации товаров, работ, услуг Прибыль отчетного периода Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия Рентабельность текущих активов (стр. 7 : стр.4) х 100 Рентабельность инвестиций [ стр.6 : (стр.2 + стр.3)] х 100 Рентабельность собственного капитала (стр.7 : стр.2) х100 Рентабельность продукции (стр.7 : стр.5) х 100 | 0,41 0,159 0,104 4,23 | 652196,5 0,57 0,250 0,163 3,92 | +227696 +139678,5 -211 +54701 +14542 +815 +530 - 0,16 +0,091 +0,059 -0,310 |
Показатели рентабельности можно объединить в четыре группы:
- показатели, рассчитанные на основе прибыли;
- показатели, рассчитанные на основе производственных активов;
- показатели, рассчитанные на основе потоков денежной наличности;
- показатели, рассчитанные на основе рентабельности отдельных видов продукции.
Далее рассмотрим методику анализа этих групп показателей.
4.2.Факторный анализ показателей рентабельности
Первым этапом анализа является оценка рентабельности объема продаж и расчетов факторов, влияющих на ее состояние (изменение цены продукции и ее себестоимости). С этой целью модифицируем формулу
где S – себестоимость реализации, включая коммерческие и управленческие расходы и составим аналитическую таблицу.
Как видно из таблицы 14 рентабельность объема продаж за анализируемый период сократилась на 0,950 пунктов.
Рассчитаем влияние изменения цены и себестоимости реализованной продукции методом цепных подстановок.
1. Изменение рентабельности объема продаж за счет изменения цены реализации
= 0,5651 – 0,06304 = +0,50206 или 50,21 %
1. Изменение рентабельности объема продаж за счет увеличения себестоимости реализации
2. Проверим соответствие общего применения рентабельности продаж и совокупность влияния факторов
ΔРпрод= ΔРпрод (ΔРцены)+ ΔРпрод (ΔS):
-0,95=50,21-51,16
-0,95=-0,95
Следующий этап анализа – исследование взаимосвязи между показателями рентабельности активов, оборачиваемости активов и рентабельности реализованной продукции:
так и уровнем затрат на производство реализованной продукции (уровень реализации). Кроме того, через рентабельность активов можно оценить деловую активность предприятия через оборачиваемость активов. Формула указывает на пути повышения рентабельности средств:
- при низкой прибыльности продукции необходимо
Таблица 14
Расчет и оценка рентабельности объема продаж
млн. руб.
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год | Отклонения |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (Vр) Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг ( S ) Прибыль от реализации ( Пр ) (стр.1 – стр.2 ) Рентабельность объема продаж (Рпрод) (стр.3 : стр 1) х 100 | 6,304 | 5,354 | +14542 +13883 +659 -0,950 |
Таблица 15