Сущность и принципы государственной инновационной политики

ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт Экономики, управления и права

Кафедра Управления промышленными предприятиями

Допускаю к защите

Руководитель___________________

Н.В.Котельников

Принципы формирования государственной инновационной политики

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовому проекту по дисциплине

Технологии нововведений

1.017.00.00 - ПЗ

Выполнил студент группы ИНб-14-1 ________ Н.А. Седунов

Нормоконтроль ________ Е.А. Холева

Курсовой проект защищен с оценкой __________________________________

Иркутск 2016

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Зав. Кафедрой

__________________________________

«___»_________20__г.

ЗАДАНИЕ

НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

По курсу Технологии нововведений

Студенту Седунову Н.А.

Тема проекта: Принципы формирования государственной инновационной политики

Исходные данные: Механизмы, инструменты государственной инновационной политики. Сущность и принципы государственной инновационной политики

Главные таблицы: перечислить

Рекомендуемая литература: Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности; Уразова Н. Г. Государственное регулирование инновационной деятельности

Графическая часть на 4 листах.

Дата выдачи задания «__» ___________ 2016 г.

Дата представления работы руководителю «__» __________2016 г.

Руководитель курсовой работы_____________________ Н.В. Котельников

Оглавление

Введение. 4

1 Теоретические аспекты государственной инновационной политики. 5

1.1 Сущность и принципы государственной инновационной политики. 5

1.2 Государственная поддержка инновационной деятельности. 7

1.4 Государственные органы управления инновационной политикой. 20

2 Государственная инновационная политика и перспективы ее дальнейшего развития 24

2.1 Государственная поддержка инновационной деятельности в России. 24

2.2 Проблемы и перспективы развития инновационной политики в Российской Федерации 30

Заключение. 34

Список используемых источников. 35

Введение

Современный этап мирового развития связан с процессами глобализации в самом широком смысле, поскольку характеризуется резким усилением и усложнением взаимосвязей и взаимозависимостей в основных областях экономической, политической и общественной жизни. Это выражается в формирование мировых рынков капиталов, финансов, производства, торговли, рабочей силы. Однако наибольшее воздействие оказывает построение глобальных информационных сетей, позволяющих интенсифицировать информационный обмен и сотрудничество в научно-технической сфере, культуре, бизнесе. Иными словами, происходит создание глобального информационного поля, генерирующего знания и оказывающего существенное влияние на появление экономики нового типа – инновационной, где сектор знания играет решающую роль, а производство знаний представляет источник экономического роста.

Теоретические аспекты государственной инновационной политики

Сущность и принципы государственной инновационной политики

Под государственной инновационной политикой понимается составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и их реализации, также данное понятие можно истолковать как совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Представляется в разрабатываемых правительством концепциях социально-экономического развития государства на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу [1].

Государственная политика в области инновационной деятельности как элемент системы государственного регулирования имеет строго обозначенные цели и ведущие направления инновационной деятельности, определенную систему органов управления, реализующую функции, в свою очередь, обеспечивающие достижение ранее намеченных целей, систему информирования, создающую информационный образ объекта регулирования, необходимую для реализации функций управления, систему регуляции и поддержки, с помощью которых государственные органы управления влияют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций. Формируется и реализуется она исходя из приоритетности инновационной деятельности в целях развития производства, обеспечения экономического развития страны, повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения обороны, технологической, экономической и экологической безопасности государства [1].

Рассмотрев задачи и структурные элементы государственной инновационной политики, стоит обратиться к ее составляющим этапам.

Управление инновационным процессом включает три стадии:

1) разработка научных концепций развития инновационной деятельности;

2) определение основных направлений государственной поддержки инноваций;

3) практические действия, направленные на достижение поставленных целей и активизации инновационного процесса.

С целью повышения уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности продукции и качества жизни населения используется принцип признания приоритетного значения инновационной деятельности.

Второй принцип формирования и регулирования государственной инновационной политики - это сочетаемость государственного регулирования инновационной деятельности с функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере.

Не менее важным является принцип концентрации государственных ресурсов на создание и распространение базисных инноваций, которые создают условия для совершенствования структуры экономики.

Следующий принцип включает организацию условий для модернизации рыночных отношений в инновационной среде и прекращение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности.
Крайний принцип формирования и регулирования государственной инновационной политики, это активизация международного сотрудничества в инновационной сфере.

В инновационной политике, проводимой государством, необходимо выделить две составляющие: стратегическую и тактическую.
Стратегия инновационной политики государства основывается на долгосрочных концепциях социального, экономического и общественно-политического развития страны. В свою очередь выбор стратегии инновационной политики подразумевает определение ведущих направлений государственного регулирования инновационной деятельности и выбор методов развития и использования научного потенциала, определение ведущих целей инновационного развития в соответствии с социально-экономическими целями государства.

Тактика подразумевает выявление текущих целей и конкретных задач, которые создадут условия для достижения этих целей с наибольшей эффективностью. К тактическим средствам относят субсидирование исследований и разработок, подбор кадров, создание правового и информационного поля, а также материально-технических условий для осуществления мероприятий инновационного характера.

Среди наиболее актуальных и значимых сторон инновационной политики государства, в настоящее время представляются следующие:

- работа по формированию, овладению и продвижению технологий, которые приведут к глубоким трансформациям в технологическом базисе страны.

- работы по масштабным общеотраслевым научно-техническим проектам, требующие всеобщего сосредоточения ресурсов, которые не под силу отдельно взятым предприятиям;

- научно-техническое снабжение мероприятий, направленных на реализацию социальных целей общества (развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды, инфраструктуры);

- направления научно-технического прогресса, связанные с международным разделением труда и внешнеэкономической деятельностью государства.

Кроме того, при формировании и реализации государственной политики в сфере инноваций происходит планирование ожидаемых результатов деятельности. Среди них, можно выделить наиболее актуальные:

- качественно новый уровень ресурсосбережения, рост производительности труда, фондоотдачи, снижение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, достижение ее высокой конкурентоспособности и, как следствие, коренное преобразование структуры народного хозяйства и внешней торговли в сторону разгрузки сырьевого сектора экономики и увеличение вклада обрабатывающих отраслей;

- качественно новый уровень жизни населения в результате совершенствования бытовой предметной среды для городского и сельского населения;

- преодоление технического отставания страны;

- достижение высокого уровня социальной направленности НТП за счет широкого распространения новых технологических систем, обеспечивающих экологическую чистоту и безопасность промышленного.

Наши рекомендации