Сущность и значение финансового контроля
Финансовый контроль можно определить как составную часть или специальную отрасль осуществляемого в стране экономического контроля. Его существование объективно обусловлено тем, что финансам, в первую очередь как экономической категории, присуща не только распределительная, но и контрольная функция. Поэтому использование государством финансов в процессе реализации возложенных на него задач обязательно предполагает осуществление контроля на всех стадиях их реализации. Финансовый контроль осуществляется в порядке, установленном правовыми нормами. В соответствии с нормативными предписаниями участие в нем принимают органы государственной власти и местного самоуправления, в том числе специальные контролирующие органы, а также общественные организации, трудовые коллективы и граждане.
Значение финансового контроля заключается в том, что при его проведении проверяются: во-первых, соблюдение всеми субъектами хозяйствования установленных форм и методов реализации финансовых отношений; во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, их соответствие задачам государства.
Финансовый контроль - это целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов реализации финансовых отношений, анализа их эффективности и разработки предложений по их совершенствованию.
Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнение государственного бюджета Республики Беларусь, местных бюджетов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга, государственных резервов.
Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. Высказанный тезис означает проведение контроля за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.
Конкретные формы и методы финансового контроля позволяют обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондом, в также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, Национального банка Республики Беларусь. Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики затрагивает лишь часть выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов» ведения учета и отчетности.
Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров, учредителей и внутренний контроль.
Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются специальные нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах.
Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в:
а) проверке выполнения организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и местными органами управления;
б) проверке правильности использования государственными и местными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных и других средств);
в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, риг четов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
г) выявлении внутренних резервов производства,
д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке принимаются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба.
- Виды и методы финансового контроля.
По организационным видам контроль подразделяется на государственный (вневедомственный), ведомственный, аудиторский и внутрихозяйственный.
Государственный (вневедомственный) контроль осуществляется государственными органами контроля и управления, а также административными органами.
Ведомственный контроль проводится министерствами, комитетами и другими органами государственного управлениями за деятельностью подведомственных им предприятий (объединений), организаций и учреждений. Такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок в подведомственных предприятиях и организациях.
В условиях рыночной экономики возрастает потребность достоверной информации по горизонтальным связям предприятий, фирм, компаний, акционерных обществ со своими кредиторами, поставщиками, акционерами. Объективная информация нужна: коммерческим банкам для компетентного решения вопросов о выдаче кредитов; акционерам для контроля за деятельностью акционерного общества; поставщикам, чтобы иметь дело с клиентами, гарантирующими полную и своевременную оплату полученных товаров и услуг; инвесторам для избежания риска при вложений своих капиталов.
Рынок также предлагает рекламу предприятия (фирмы), что достигается публикацией балансов и финансовых отчетов. Публикуемые данные подтверждаются аудитом.
Аудиторский контроль проводится независимыми аудиторскими компаниями (аудиторами) для подтверждения соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности требованиям действующего законодательства в экономической сфере. Целью данного контроля является устранение выявленных экономических правонарушений, консультирование субъектов хозяйствования по вопросам постановки бухгалтерского учета, налогообложения, составления бухгалтерской отчетности.
Внутрихозяйственный контроль за деятельностью цехов, бригад, участков и других внутрихозяйственных формирований проводится на предприятиях (объединениях), организациях и фирмах их руководителями и специалистами, а также штатными ревизорами (аудиторами). Ответственность за внутрихозяйственный контроль возложена на работников учетной службы и главного бухгалтера. В их обязанности входит контроль за сохранностью и экономным использованием материальных и финансовых ресурсов.
Главный бухгалтер осуществляет предварительный контроль путем визирования договоров и соглашений на получение и отпуск материальных ценностей, выполнение работ и оказание услуг; приказов об установлении работникам должностных окладов, надбавок к заработной плате и о премировании работников субъекта хозяйствования.
Являясь функцией управления, контроль, в зависимости от времени проведения, подразделяется на предварительный, текущий (оперативный) и последующий.
Предварительный контроль осуществляется до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций. Его объектами могут быть внутрихозяйственные планы, проектно-сметная документация, документы на отпуск товарно-материальных ценностей и готовой продукции, на выдачу денежных средств, договоры и т. д. Цель предварительного контроля - предупредить незаконные действия должностных лиц, незаконные и экономически нецелесообразные хозяйственные операции; обеспечить экономное и эффективное расходование хозяйственных ресурсов; не допустить непроизводственные расходы.
Предварительный контроль необходим на всех уровнях управления. Он предотвращает непроизводственные расходы, незаконное и нерациональное расходование средств, неправильное оформление документации хозяйственных операций.
Цель текущего (оперативного) контроля - выявить в процессе хозяйственных операций отрицательные отклонения в хозяйственной деятельности, которые в ходе предварительного и последующего контроля могут быть не вскрыты, изыскать внутрихозяйственные резервы дальнейшего роста эффективности производства. В связи с этим текущему контролю должно быть уделено особое внимание со стороны работников предприятий (объединений) и фирм, непосредственно заинтересованных в улучшении результатов их финансово-хозяйственной деятельности.
При текущем (оперативном) контроле анализируются показатели оперативной отчетности, осуществляются тематические проверки как вышестоящими организациями, так и специалистами самих предприятий (объединений), организаций и фирм. Особенно эффективно сочетание текущего контроля с предварительным, что имеет важное значение для предупреждения непроизводственных расходов, своевременного пресечения возможных хищений и потерь материальных ресурсов и денежных средств.
Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций на основе данных, зафиксированных в первичных документах, регистрах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Цель такого контроля -- проверить целесообразность и законность хозяйственных операций за определенный период, выявить недостатки в работе, нарушения или злоупотребления, если они были допущены. Он помогает вскрыть и мобилизовать резервы для дальнейшего улучшения всех производственных и экономических показателей.
Один из методов последующего контроля - ревизия производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Она дает всестороннюю оценку производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия (объединения), эффективности использования производственного потенциала, обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, использование внутренних резервов повышения эффективности производства и совершенствования хозяйствования.
Формой последующего контроля является внешний аудит (аудит по закону), объект которого - баланс и финансовая отчетность, а цель - установление достоверности финансовой отчетности и показателей баланса, а также соответствия организации бухгалтерского учета установленным стандартам и нормативным положениями по его ведению.
Наиболее высокая действенность и эффективность контроля достигаются последовательным сочетанием предварительного, текущего (оперативного) и последующего контроля.
В зависимости от источников информации, используемой при выполнении контрольных функций, финансовый контроль подразделяется на документальный и фактический.
Документальный контроль заключается в установлении достоверности и законности хозяйственных операций по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых они нашли отражение.
При фактическом контроле количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и других способов проверки фактического состояния объектов. К объектам контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство, выполненные работы и др.
Документальный и фактический контроль тесно взаимосвязаны, так как только их совместное проведение позволяет установить действительное состояние объекта проверки.
В зависимости от методов контроля и системы контрольных действий различают ревизию, тематическую проверку, следствие и служебную проверку:
Ревизия - контрольное изучение ранее произведенных хозяйственных операций с точки зрения их законности, достоверности и экономической целесообразности.
Основная цель ревизии - выявление хозяйственных и финансовых нарушений и хищений, бесхозяйственности и расточительства; установление причин и условий, способствующих хозяйственным нарушениям и хищениям, и виновных в этом лиц; принятие мер по возмещению причиненного ущерба как в процессе ревизии, так и после нее; разработка предложений по устранению недостатков и нарушений, привлечение к административной или уголовной ответственности лиц, допустивших нарушения и злоупотребления,
Тематическая проверка - это изучение одной или нескольких сторон (тем) производственной или финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Например, проверка сохранности денежных средств и ценных бумаг, обеспечения сохранности и использования оборудования, использования фондов специального назначения и т. п. Проверки осуществляют вышестоящие и государственные органы на предприятиях, в организациях и учреждениях.
Следствие представляет собой процессуальное действие, в ходе которого устанавливают виновность отдельных лиц в совершении тех или иных нарушений законности, связанных с присвоением денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственностью и совершением должностных злоупотреблений. Следствие осуществляется судебно-следственными органами и регулируется особым процессуальным законодательством.
Служебная проверка- это проверка соблюдения работниками предприятия должностных обязанностей, а также нормативных правовых актов, регулирующих производственные отношения в различных отраслях экономики. Оно проводится специальной комиссией, создаваемой приказом руководителя субъекта хозяйствования, в случаях выявления хищений, недостач, потерь и порчи материальных ценностей, изготовления нестандартной продукции и т. п.