Тема 2. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

2.1.Определение и содержание финансовой политики, ее цели и задачи.

2.2. Налоговая политика государства, ее характеристика.

2.3. Бюджетно-финансовая политика, ее основные направления.

2.4. Содержание денежно-кредитной политики, ее характеристика.

Понятие и содержание финансовой политики, ее цели и задачи.

В учебной и научной литера­туре нет единого подхода к определению понятия «финансовая политика». Например, коллектив авторов БГЭУ во главе с Г.К. Мультаном определяет финансовую политику как «выработанные государством стратегию и тактику организа­ции форм финансовых отношений, предназначенных для ус­пешного выполнения собственных функций». В учебном пособии «Финансы и кредит» под редакцией М.И. Плотницкого финансовая политика рассматривается как «целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональным распределением и использованием на основе финансового законодательства для решения стоящих перед экономикой задач». В. В. Ковалев из Санкт–Петербургского государственного университета определяет государственную финансовую политику«как часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалан­сированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны». Специалисты Санкт–Петербургского государственного университета экономики и финансов, рассматривают финансовую политику как «совокупность методологических принципов, форм организации и методов использования финансов», а авторский коллектив «Финансово-кредитного энциклопедического словаря под редакцией А.Г.Грязновой определяют ее как совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач. В нашем учебном пособии мы будем рассматривать финансовую политику как «намеченную государством на определенном этапе развития общества научную программу ис­пользования финансов вцелях успешного выполнения планов экономического и социального развития»[19].

Финансовая политика государства является составной частью общей экономической по­литики. Она определяется рядом факторов, к которым относятся:

· объективные законы развития экономических (денеж­ных) отношений в обществе;

· политическое и экономическое устройство государства;

· исторические условия, в которых государство осуществ­ляет свои функции;

· конкретные экономические и социальные задачи, которые ставит перед собой государство на данном этапе его развития.

Таким образом, финансовая политика государства не является неизменной, выработанной раз и навсегда. Ее содержание меняется на разных этапах раз­вития общества.

Формирование финансовой политики включает три этапа:

· разработка научно обоснованной концепции развития фи­нансов с учетом главных целей экономическо­го развития.

· определение основных направлений использования фи­нансов

· осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Главным субъектом финансовой политики является государство.Финансовая политика реализуется че­рез финансовый механизм, его рычаги и стимулы и законодательно оформляется в нормативных актах.

Основными целями финансовой политики являются мобилизация финансовых ресурсов и наращивание государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.

К основным задачам финансовой политики относятся следующие:

· соответствие объективным экономическим законам;

· финансовая поддержка мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и макроэкономическую стабили­зацию;

· отбор источников мобилизации финансовых ресурсов, оп­ределение их состава, структуры, возможных резервов увели­чения;

· рациональное распределение и использование финансо­вых ресурсов;

· концентрация финансовых ресурсов на важнейших на­правлениях экономического и социального развития;

· обеспечение сбалансированности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики;

· уменьшение дефицита государственного бюджета;

· либерализация внешнеэкономической деятельности;

· активизация процессов разгосударствления и приватиза­ции государственной собственности с целью финансового оздо­ровления, стабилизации и создания базы для динамичного раз­вития экономики;

· унификация отечественного финансового законодатель­ства с законодательством Российской Федерации с целью созда­ния равных условий хозяйствования для товаропроизводите­лей двух стран;

· разработка финансового механизма реализации финансо­вой политики государства в форме соответствующих норматив­ных актов.

В зависимости от длительности периода и характера решае­мых задач финансовая политика подразделяется на финансо­вую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия - долговременный курс финансо­вой политики, рассчитанный на перспективу и предусматрива­ющий решение крупномасштабных задач, поставленных эконо­мической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, фор­мируются концепции их использования, намечаются принци­пы организации финансовых отношений. Финансовая тактика направлена на решение задач кон­кретного этапа развития государства и связана с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отноше­ний, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из теку­щих потребностей страны. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Стратегия создает благоприятные условия для решения так­тических задач, а тактика пред­лагает оперативные способы изменения форм организации фи­нансовых отношений, позволяет в более сжатые сроки, с наи­меньшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

Основные направления финансовой политики Республики Беларусь содержатся в таких документах, как Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г.; Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы; Прогноз социально-экономического развития Республи­ки Беларусь на текущий год; Закон Республики Беларусь о республиканском бюджете на текущий финансовый год и др.

В составе финансовой политики различают налоговую, бюджетную и денежно-кредитную политику. Рассмотрим их подробнее.

Наши рекомендации