Кредитование на покрытие овердрафта 13 страница
Доверительные операции для предприятий, фирм, компаний заключаются в том, что банк может выдавать гарантии и поручительства по платежу, кредиту; обслужить облигационные займы; выступать агентом по распространению на рынке ценных бумаг, управляющим по фондам, имуществу; по поручению клиента приобретать и уступать денежные требования; выполнять платежные функции; управлять активами по доверенности; оказывать услуги по уплате налогов и страховых взносов; по продаже и покупке собственности на доверенные средства; по открытию и ведению траст-счетов; временно управлять делами предприятий при их реорганизации, ликвидации, банкротстве; представлять интересы доверителей на собраниях акционеров.
Управление активами — одна из важнейших доверительных операций, которые включают операции с ценными бумагами или осуществление инвестиций по поручению клиента. Сюда относятся: покупка-продажа ценных бумаг, наблюдение за курсами ценных бумаг и формирование портфеля ценных бумаг, консультации по наиболее оптимальному вложению денежных средств, в том числе и в ценные бумаги, техническое обслуживание выпуска, размещение ценных бумаг и др. Управ-
лять этими процессами самостоятельно не всегда целесообразно и возможно, поскольку необходимо обладать систематизированной информацией о состоянии дел на рынке. Тем самым возможность и объемы проведения банком доверительных операций находятся в прямой зависимости от становления отечественного рынка ценных бумаг.
Управляющими ценными бумагами могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг, выполняющие другие лицензируемые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и получившие право на доверительную деятельность.
Согласно Банковскому кодексу Республики Беларусь банкам разрешается доверительное управление денежными средствами. Предметом договора доверительного управления могут являться любые денежные средства, принадлежащие вве-рителю на праве собственника. Денежные средства, переданные в доверительное управление, могут быть использованы банком в соответствии с договором для размещения во вклад (депозит) с целью получения дохода, приобретения ценных бумаг (за исключением векселей, чеков) и управления ими.
Денежные средства передаются в доверительное управление:
• вверителем — юридическими лицами посредством перечисления в безналичном порядке с текущего (расчетного) счета вверителя на доверительный (трастовый) счет;
• вверителями — физическими лицами посредством перечисления в безналичном порядке с банковских счетов либо внесения наличными на доверительный (трастовый) счет.
Доверительный счет открывается вверителю на основании договора доверительного (трастового) счета при наличии договора доверительного управления денежными средствами. Передача вверителем денежных средств на доверительный (трастовый) счет не влечет за собой права собственности вверителя на эти денежные средства. Право собственности распространяется и на денежные средства и ценные бумаги, полученные (приобретенные при доверительном управлении).
Доверительный управляющий (банк) имеет право объединить денежные средства вверителя с денежными средствами иных вверителей в целях наиболее эффективного их использования при соблюдении условий каждого из договоров.
Формами доверительного управления денежными средствами являются: полное доверительное управление; доверительное управление по согласованию; доверительное управление по приказу. При полном доверительном управлении денежными средствами доверительный управляющий (банк) самостоятель-412
но осуществляет действия с денежными средствами вверителя с обязательным уведомлением о каждой операции клиента. Доверительное управление денежными средствами по согласованию предполагает предварительное согласование с вверителем каждого действия банка. При доверительном управлении денежными средствами по приказу доверительный управляющий производит действия с денежными средствами вверителя исключительно по указанию вверителя.
Основную долю доверительных операций банков в международной практике для физических лиц составляют агентские (посреднические) услуги, т.е. услуги для населения: «хранение активов» — прием ценных бумаг на хранение, получение доходов по донным бумагам, обмен ценных бумаг, погашение облигаций с истекшим сроком, купля-продажа ценных бумаг с целью сохранности и увеличения активов, осуществление инвестиций по поручению клиента в ценные бумаги, наблюдение за курсами ценных бумаг; распоряжение по завещанию имуществом умершего в пользу наследников (консолидация наследуемого имущества, обезопашение активов наследства, рассчет по долгам, распределение между наследниками); временное управление имуществом лиц, лишенных права осуществлять эту функцию (несовершеннолетние, недееспособные); вложение денег в недвижимость, уплата долгов, налогов; консультации и рекомендации; управление имуществом по доверенности; урегулирование требований кредиторов и др. В Республике Беларусь — это управление денежными средствами, ценными бумагами. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь (№ 136 от 17.03.2004) утверждено Положение о передаче государственными служащими в доверительное управление банкам находящихся в их собственности долей участия (акций, прав) в уставных фондах коммерческих организаций. Срок действия договора — на время нахождения работника на государственной службе.
Перспективным является развитие доверительных операций банков с инвестиционными фондами. Банк может выступать управляющим инвестиционных фондов. В его функции входят формирование и управление портфелем фонда, управление всеми инвестициями. Обязанностью управляющего (банка) прежде всего является диверсификация вложений с целью снижения риска. Сотрудничество инвестиционных фондов и банков выгодно обеим сторонам. Фонд получает квалифицированное управление инвестициями, гарантию правильного и эффективного использования средств, имеет реальную возможность снизить свои издержки, улучшить обслуживание акционеров
фонда. В свою очередь банк получает комиссионное вознаграждение и, управляя портфелем фонда, имеет возможность влиять на рынок инвестиций.
Управление средствами пенсионных фондов (пенсионный траст) еще одна возможность банков для расширения своих услуг клиентам. Фонды аккумулируют денежные средства для выплаты пенсий. Государственный пенсионный фонд создается для реализации пенсионных программ, выплаты пенсий, гарантированных государством. Частные фонды создаются компаниями и предназначены для увеличения пенсий работников. Пенсионные фонды временно свободные средства инвестируют в ценные бумаги (обычно государственные). При этом они прибегают к помощи коммерческих банков, доверяя им эти средства в управление. Доверительные операции для благотворительных компаний (публичный траст), учебных, религиозных и иных общественных организаций включают: управление банком по доверенности денежными фондами предприятий, предназначенные для различных выплат и вознаграждений; управление имуществом и другими пожертвованиями и др.
Однако конкретно перечислить все трастовые услуги практически невозможно, поскольку они индивидуальны и определяются непосредственно в договорах между банком и клиентом.
Доверительные операции банков могут заключаться на определенный срок и даже бессрочно. Эффект может быть выше, если операции функционируют непрерывно более длительное время.
За выполнение доверительных операций банки получают с клиентов комиссионные вознаграждения. Комиссия может базироваться на сумме траста, доходах от него, за каждый отдельный вид операций, дифференцироваться по банкам. По некоторым операциям комиссионное вознаграждение устанавливается на договорных началах, а по другим — плата может взиматься в размерах, установленных в законодательном порядке.
•
17.4. Другие виды услуг, оказываемые коммерческими банками
Другие виды услуг коммерческого банка направлены на улучшение обслуживания клиентуры, ее расширение, повышение доходности и, в конечном счете, ликвидности банка. Их развитие характерно обычно для универсальных банков. Существует тесная связь прочих операций коммерческого банка с основными: расчетно-кассовыми, кредитными, депозитными,
инвестиционными. Комплекс дополнительных, информационных, посреднических услуг, оказываемых банком, повышает имидж банка, расширяет круг клиентуры и делает более привлекательным условия их обслуживания. К другим услугам, оказываемым банками, можно отнести банковское хранение ценностей, продажу памятных и юбилейных монет Национального банка и футляров к ним, проведение научно-технических разработок; консультационно-правовые, информационно-ана-"лптические и справочные услуги; сервисные услуги; нумизматические операции; торгово-комиссионные операции; благотворительная деятельность, финансовая поддержка и др.
Банковское хранение ценностей — одна из услуг, предлагаемых отдельными банками. Банки имеют труднодоступные сейфы, хранилища и пользуются репутацией надежных хранителей ценностей. Банковское хранение ценностей предусматривается законодательством Республики Беларусь: Гражданским кодексом, Банковским кодексом и нормативными актами Национального банка Республики Беларусь.
В качестве хранителей выступают банки. Банк может при-пять на хранение денежные средства, ценные бумаги, драгоценные металлы, драгоценные и полудрагоценные камни, документы и иные вещи, представляющие ценность для клиента (ювелирные изделия, предметы искусства, рукописи, письма, расписки и др.). Предметом банковского хранения не могут быть оружие, наркотические средства, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, радиоактивные и другие вещества, представляющие угрозу для здоровья, жизни людей и окружающей среды.
Хранение может осуществляться в сейфе, ячейке сейфа или индивидуальной ячейке. Банк может предоставлять клиенту в пользование индивидуальный сейф на условиях аренды (закрытое банковское хранение). При данном способе хранения банк не принимает, не получает объект хранения, не знает о природе и ценности предметов, которые он должен хралить. Банк обеспечивает доступ клиента в депозитарное хранилище, где находится индивидуальный сейф, безопасность сейфа. Клиент самостоятельно помещает, изымает ценности из сейфа в специально оборудованном месте в депозитарном хранилище.
Сейфовое банковское хранение — другая форма хранения, не аренда. При данной форме банку известны состав, содержание предметов, сдаваемых на хранение. Составляется их опись, оценка. Банк контролирует помещенные клиентом ценности, их изъятие, сохранность, несет ответственность перед клиентом на сумму реального убытка, но не свыше суммы оценки.
Может быть использована и такая форма, как открытое регулярное и иррегулярное банковское хранение. При открытом
регулярном банковском хранении ценности хранятся раздельно, без опечатывания в папках, пакетах, коробках, футлярах капсулах, мешках с указанием имени клиента. При открытом иррегулярном банковском хранении предметы одного клиента могут смешиваться с предметами банковского хранения других клиентов, при этом они хранятся без опечатывания (это, как правило, денежные средства).
Таким образом, различия между договорами хранения й аренды отличаются по характеру конфиденциальности информации о хранимом имуществе, объему ответственности банка, способах и условиях хранения.
Клиенты — юридические и физические лица, заключающие с хранителем договор банковского хранения. Условия заключаемого договора (размер вознаграждения за хранение, его срок, размер ответственности сторон и др.) определяются хранителем (банком) и клиентом. Формы договоров банковского хранения, заявлений, описей и других документов разрабатываются хранителем самостоятельно в соответствии с законодательством страны.
Доступ к банковскому сейфу, ячейке сейфа осуществляется подтверждением личности клиента: предъявлением документов, удостоверяющих личность, либо идентифицирующей карточкой, либо сообщением кода, либо предъявлением ключа. Для оформления приема ценностей на хранение используются заявления, квитанции, описи, внебалансовые ордера, комплекты специальных документов. Принятые на хранение ценности не являются привлеченными средствами банка (депозитами) и не могут быть размещены им от своего имени и за свой счет. Клиент оплачивает хранение ценностей по тарифам, установленным хранителем.
Коммерческие байки Республики Беларусь производят продажу памятных и юбилейных монет Национального банка Республики Беларусь и футляров к ним. Памятные и юбилейные монеты —■ монеты специальных чеканок, в изготовлении которых используются как драгоценные, так и недрагоценные металлы, применяются сложные технологии чеканки и методы художественного оформления, придающие памятным монетам специфические свойства и позволяющие им обращаться как в качестве законного платежного средства, так и в качестве предметов коллекционирования, что дает возможность устанавливать на них цены, отличные от номинала (выше номинала).
Структурные подразделения Национального банка продают in мятные монеты (футляры) по отпускным ценам юридическим (в том числе банкам) и физическим лицам. Коммерческие 416
банки могут продавать памятные монеты и футляры к ним как за белорусские рубли, так и за иностранную валюту на основе договоров поручения Национального банка (от его имени). Продажа памятных монет и футляров к ним юридическим лицам производится банками в безналичном порядке на основе заявок. Выдача памятных монет и футляров осуществляется заведующим операционной кассой по доверенности покупателя. Памятные монеты хранятся в кладовых (хранилищах) банков отдельно от других ценностей в мешках, коробках, контейнерах, сейфах или на стеллажах (в упаковке, исключающей повреждение монет).
Продажа банками памятных монет физическим лицам должна совершаться в помещении кассового узла или другом обособленном помещении, бборудованном соответствующим образом. Памятные монеты и футляры могут продаваться физическим лицам за наличный и безналичный расчет.
По окончании банковского дня кассир подсчитывает суммы расхода по каждому виду монет, формирует сводный реестр проданных памятных монет (футляров) по каждому виду валюты и сведения о проданных футлярах.
Важным в деятельности банков являются консультации и предоставление экономический и финансовой информации.
Консультационные услуги банков клиентам могут быть связаны с разъяснением особенностей деятельности банковской организации, консультациями в области макроэкономики, финансов, кредита, денежного оборота. Консультационные услуги могут распространяться и на налаживание по просьбе клиентов учета, составление отчетности, оформление финансовых и других денежных документов. Эти услуги зачастую предоставляются банками не столько ради получения дополнительной прибыли, а с целью улучшения деловых отношений банка и клиента; ради разъяснения клиентам тонкостей банковского дела, новых видов услуг; для привлечения новых клиентов; увеличения частоты обращения клиентов за услугами в банк. Оплата консультационных услуг производится в зависимости от вида и сложности консультации, ее продолжительности, квалификации консультанта.
Банки концентрируют у себя сведения общеэкономического и финансового характера, представляющие интерес для их учредителей, клиентов, государственных органов и др. Банки обладают современными средствами телекоммуникаций, компьютерной техники, на этой основе создаются развитые базы данных. Специальные отделы банков могут заниматься сбором и обработкой экономической информации по экономическим про-
14-975 417
цессам внутри страны, за рубежом; получать дополнительную информацию от обмена ею с другими банками, с информационными агентствами; издавать экономические обзоры и другие публикации, содержащие аналитические выкладки. Однако часть информации носит конфиденциальный характер и не может быть передана для всеобщего обозрения и анализа.
Информационно-справочные услуги могут включать предоставление копий расчетных и иных документов, помощь по розыску сумм, наведение справок в архиве банков, подбор участников различных сделок, кадров и др.
Информационно-аналитические услуги включают: анализ хозяйственной деятельности и отдельных ее сторон; осуществление научно-технической и экономической экспертизы проектов и решений; помощь при проведении внутренних ревизий; контрольные обмеры; экономический анализ контрактов, ценообразования. Банки проводят научно-технические разработки (банковское программное обеспечение), предназначенные для улучшения обслуживания клиентов, которые могут быть переданы предприятиям.
В банках могут создаваться сервис-службы для оказания дополнительных сервисных услуг клиентам: предоставление технических средств по обслуживанию операций; повторный пересчет денег; ксерокопирование и т.д.
Благотворительная деятельность и спонсорство охватывает поддержку за счет прибыли банка культурных, научных, спортивных и других программ.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем сущность и значение посреднических операций банков?
2. Каковы формы безналичных расчетов?
3. В чем смысл выдачи банками гарантий и поручительств?
4. Каково содержание доверительных операций банков?
5. В чем суть банковского хранения ценностей?
6. Что относится к другим посредническим операциям банков?
18. КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ БАНКАМИ КЛИЕНТОВ
18.1. Организация в банках кассового обслуживания клиентов
Налично-денежный оборот характеризуется получением, использованием наличных денег населением, предприятиями, предпринимателями как средства обращения и платежа. Предприятия, организации, предприниматели за счет имеющихся на своих счетах средств или предоставленного кредита получают наличные деньги в кассах банков. Эти денежные суммы предназначены для выплаты заработной платы и приравненным к ним платежам и осуществления других платежей наличными деньгами. В дальнейшем движении наличные деньги в основном переходят к населению и используются на покупку товаров, оплату услуг, платежей в пользу государства, предприятий и других юридических и физических лиц. От населения наличные деньги опять поступают в кассы предприятий, предпринимателей, но последние не могут ими воспользоваться для денежных расчетов, минуя банк, и должны сдавать в банк для зачисления на счета. Таким образом, наличные деньги, начав свое движение из касс банков и пройдя все каналы обращения, возвращаются обратно в банки, чтобы начать новый оборот.
Возможные задержки наличных денег в кассах предприятий, предпринимателей ограничиваются тем, что банки устанавливают им предельные суммы (лимиты) наличных денег в кассе на конец дня, жесткие сроки их сдачи в банки (предприятия связи). Определен возможный расход на месте поступающей денежной выручки самими предприятиями, предпринимателями. Такое расходование выручки допускается только на определенные цели и ограничивается установленными нормами.
Характерной чертой развития денежного обращения, в республике является его организация и регулирование. В процессе организации денежного оборота решаются важные экономические задачи:
• определение общего объема налично-денежного оборота,
его структуры;
. направление денежных потоков;
. размещение денежной массы по территории страны;
• определение массы денег в наличной форме, находящейся в обращении;
• расчет эмиссионного результата за (на) определенный период и др.
Прогноз наличного денежного оборота в стране составляется на основании прогноза основных направлений социально-экономического развития, а также данных анализа кассовых оборотов банка за предыдущие периоды и оценки ожидаемых кассовых оборотов за квартал, предшествующий прогнозируемому. Квартальные прогнозы наличного денежного оборота составляются главными управлениями Национального банка — по областям и г. Минску, Национальным банком — по республике в целом.
Главные управления Национального банка для определения ожидаемых изменений наличного денежного оборота и потребности предприятий в наличных деньгах составляют прогноз наличного денежного оборота по областям и г. Минску по источникам поступлений наличных денег в кассы банков и направлениям их выдач на предстоящий квартал и представляют в Национальный банк не позднее 20-го числа второго месяца текущего квартала с приложением пояснительной записки и расчетов прогноза наличного денежного оборота:
• по поступлению торговой выручки (табл. 18.1);
• выдачам наличных денег на выплаты, входящие в состав фонда заработной платы (табл. 18.2).
Таблица 18.1 Расчет прогноза кассовых оборотов по поступлению торговой выручки,
млн р.
№ п/п |
Показатель
Прогноз на___ квар тал г. |
Фактически
за соответствующий
квартал прошлого года
Окончание табл. 18.1
Процент инкассации | |||
(стр. 5 : стр. 3 х 100 %) | 67,8 | ||
Переходящая выручка (код 2089): | |||
7.1. с прошлого периода (+) | 249,0 | ||
7.2. на следующий период (-) | 302,9 | ||
Поступления выручки в банки, | |||
эксплуатационные предприятия | |||
Министерства связи и информатизации Республики Беларусь | |||
с учетом переходящей выручки | |||
(стр. 5 + стр. 7.1 - стр. 7.2) | 373 205 | 45 600 | |
В том числе: | |||
8.1. в банки наличными день- | |||
гами: поступление торговой выруч- | |||
ки (код 2002) от реализации товаров, ра- | 27147,2 | 32 700 | |
бот, услуг на счета предпри- | |||
нимателей (код 2019) 8.2. в банки безналичными | 7998,7 | 10 600 | |
перечислениями (код 2074) 8.3. в эксплуатационные пред- | 984,7 | 1 000 | |
приятия Министерства связи и информатизации Республи- | |||
ки Беларусь (код 2075) | 1189,9 | 1 300 |
Розничный товарооборот (по официально учтенным пред-приятиям)
Прочие источники
Розничный товарооборот всех торговых систем (через все каналы реализации) — всего (стр. 1 + стр. 2)
Неинкассируемая выручка
В том числе:
4.1. выручка, использованная
торговыми предприятиями на
заработную плату______________
Сдача выручки всеми способа-ми (стр. 3 - стр. 4)
35280,4
20491.3
55771,7
18397,3
2070,0
37374,4
42 630
24 760
67 390
21 690
2 500
45 700
Таблица 18.2
Расчет прогноза кассовых оборотов по выдачам наличных денег на выплаты, входящие в состав фонда заработной платы, млн р.
№ п/п | Показатель | Фактически за соответствующий квартал прошлого года | Прогноз на____ квар тал г. |
Фонд заработной платы | 47426,9 | 57 000 | |
Прочий cboii.'i | 5 500 | ||
Фонд заработной платы — всего (стр. 1 + стр. 2) | 51946,9 | 62 500 | |
Безналичные перечисления из заработной платы | 5 022 |
Продолжение табл. 18.2 | |||
В том числе: | |||
4.1. подоходного налога 4.2. взносов в Фонд социаль ной защиты населения Ми нистерства труда и социаль ной защиты Республики Бе- | 4 452 | ||
ларусь | |||
Перечисления заработной платы на вкладные счета и карт-счета физических лиц в банки: | |||
код 2083 | 22612,5 | 28 000 | |
код 2084 | 10746,2 | 11 500 | |
код 2085 | — | ||
Выплаты заработной платы из выручки (поступлений) пред- | |||
приятии раоотникам — всего В том числе: | 2392,2 | 2 885 | |
6.1. торговых предприятий 6.2. эксплуатационных пред приятий Министерства связи | 2 500 | ||
и информатизации Респуб- | |||
лики Беларусь | 322,2 | 88S | |
Всего вычитается | |||
(стр. 4 + стр. 5 + ctd. 6) | 40296,9 | 47 407 | |
Возвращенные в банки суммы невыплаченной заработной пла- | |||
ты (код 2028) | 44,2 | . 50 | |
Выдачи на заработную плату и | |||
выплаты социального характе- | |||
ра (стр. 3 - стр. 7 + стр. 8) | 11694,2 | 15 143 | |
Сумма, выплачиваемая в пре- | |||
дыдущем квартале но срокам, приходящимся на прогнозируемый (отчетный) квартал (-) | |||
(код 2096) | 49,6 | ||
Сумма, выплачиваемая в прогнозируемом (отчетном) квар-гале по срокам, приходящимся яа последующий квартал (+) | |||
код 2096) | 29,3 | ||
Зсего выдач на заработную | |||
тлату (стр. 9 - стр. 10 + стр. 11) | 11673,9 | 15 153 | |
13 ] | Выдачи наличных денег на вы- | ||
1лату стипендий (код 2041) | 465,7 |
Окончание табл. 18.2
14 I Выдачи наличных денег на рас ходы, не относящиеся к соста ву фонда заработной платы (коды 2042 и 2043)______________ |
753,5
Всего выдач наличных денег на заработную плату и на расходы, не относящиеся к составу фонда заработной платы (стр. 12 + стр. 13 + стр. 14)
16 703 |
12893,1
Прогнозируемые расчеты эмиссионного результата Главные управления Национального банка учитывают при разработке мер по организации наличного денежного обращения, а также при прогнозировании завоза наличных денег в регионы.