Порядок определения суммы налогового обязательства
Контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму денежных обязательств, если:
1. налогоплательщик не подает в установленные сроки налоговую (таможенную) декларацию;
2. данные проверок результатов деятельности налогоплательщика свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, суммы бюджетного возмещения и / или отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость налогоплательщика, заявленных в налоговых (таможенных) декларациях, уточняющих расчетах;
3. согласно налоговым и другим законодательством лицом, ответственным за начисление сумм налоговых обязательств по отдельного налога или сбора, применении штрафных (финансовых) санкций и пени, в том числе за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности, является контролирующий орган;
4. решением суда, вступившим в законную силу, лицо признано виновным в уклонении от уплаты налогов;
5. данные проверок удержания налогов у источника выплаты, в том числе налогового агента, свидетельствуют о нарушении правил начисления, удержания и уплаты в соответствующие бюджеты налогов и сборов, предусмотренных ПодКУ, в том числе налога на доходы физических лиц таким налоговым агентом;
6. результаты таможенного контроля, полученные по окончании процедуры таможенного оформления и выпуска товаров, свидетельствуют о занижении или завышении налоговых обязательств, определенных налогоплательщиком в таможенных декларациях.
В случае определения денежного обязательства контролирующим органом налогоплательщик обязан уплатить начисленную сумму денежного обязательства в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения, кроме случаев, когда в течение такого срока такой налогоплательщик начинает процедуру обжалования решения контролирующего органа.
Контролирующий орган направляет (вручает) налогоплательщику налоговое уведомление-решение.
Налоговое уведомление-решение содержит основание для такого начисления (уменьшения) налогового обязательства и / или уменьшение (увеличение) суммы бюджетного возмещения и / или уменьшение отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость; ссылка на норму ПодКУ и / или иного закона, контроль за исполнением которого возложен на контролирующие органы, в соответствии с которой был сделан расчет или перерасчет денежных обязательств налогоплательщика, сумму денежного обязательства, должен уплатить налогоплательщик, сумму уменьшенного (увеличенного) бюджетного возмещения и / или уменьшение отрицательного значения результатов хозяйственной деятельности или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость; предельные сроки уплаты денежного обязательства и / или сроки исправления налогоплательщиком показателей налоговой отчетности; предупреждение о последствиях неуплаты денежного обязательства или внесение поправок к показателям налоговой отчетности в установленный срок; предельные сроки, предусмотренные настоящим Кодексом для обжалования налогового уведомления-решения.
В случае если налогоплательщик не уплачивает согласованной суммы денежного обязательства в установленные законодательством сроки, орган государственной налоговой службы направляет (вручает) ему налоговое требование в порядке, определенном для направления (вручения) налогового уведомления-решения.
Налоговое требование может не направляться, если общая сумма налогового долга налогоплательщика не превышает одного необлагаемого минимума доходов граждан.
Налоговое требование должно содержать сведения о факте возникновения денежного обязательства и права налогового залога, размер налогового долга, который обеспечивается налоговым залогом, обязанность погасить налоговый долг и возможные последствия его непогашения в установленный срок, предупреждение об описании активов, в соответствии с законодательством могут быть предметом налогового залога, а также о возможных дате и времени проведения публичных торгов по их продаже.
69. Апелляционное согласование суммы налогового обязательства.
Налоговое уведомление-решение об определении суммы денежного обязательства налогоплательщика или любое другое решение контролирующего органа может быть отменено контролирующим органом высшего уровня во время проведения процедуры его административного обжалования и в других случаях в случае установления несоответствия таких решений актам законодательства.
Процедура административного обжалования решений органов государственной налоговой службы является двухуровневой.
Контролирующими органами высшего уровня:
Государственная налоговая администрация Украины - для государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, которые в свою очередь являются контролирующими органами высшего уровня для государственных налоговых инспекций;
специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области таможенного дела - для других таможенных органов.
Решения, принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.
Жалоба подается в вышестоящий контролирующий орган в письменной форме (и в случае необходимости - с надлежащим образом заверенными копиями документов, расчетами и доказательствами, которые налогоплательщик считает нужным предоставить) в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления- решения или другого решения контролирующего органа, которое обжалуется.
Жалобы на решения государственных налоговых инспекций подаются в государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.
Жалобы на решения государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе подаются в Государственную налоговую администрацию Украины.
Контролирующий орган, рассматривающий жалобу налогоплательщика, обязан принять мотивированное решение и направить его в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы, в адрес плательщика по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку.
56.9. Руководитель (или его заместитель) соответствующего контролирующего органа может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы налогоплательщика более 20-дневный срок, но не более 60 календарных дней, и письменно уведомить об этом налогоплательщика до окончания срока.
Если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика не направляется налогоплательщику в течение 20-дневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя контролирующего органа (или его заместителя), такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанных сроков .
Решение Государственной налоговой администрации Украины и специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области таможенного дела, принятое по рассмотрению жалобы налогоплательщика, является окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке.
Если контролирующий орган самостоятельно определяет денежное обязательство налогоплательщика (т.е. по окладной налогов) по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, такой налогоплательщик имеет право на административное обжалование решений контролирующего органа в течение 30 календарных дней, следующих за днем поступления налогового уведомления-решения (решения) контролирующего органа.
Судебное обжалование может быть осуществлено путем подачи иска в окружной административный суд в пределах сроков давности (1095 дней) по местонахождению истца. Принятое судом решение административному обжалованию не подлежит.